Ученые из Кембриджского университета, заявившие о создании нового материала, пока поддерживают его производство на уровне одного грамма в день. "По существу, мы превращаем углерод в дым, частицы которого представляют собой нанотрубки, связывающиеся друг с другом, - объясняет суть технологии профессор Алан Уиндл. - Этот эластичный дым затем сплетается в волокна". Для выполнения заказа НАСА придется, очевидно, переходить к промышленным методам изготовления, однако исследователи надеются преодолеть все трудности и разработать подходящий технологический процесс.
Идея основоположника космонавтики активно продвигается НАСА. По расчетам специалистов, длина троса (с учетом свободного конца, который служит противовесом) должна составлять приблизительно 100 тысяч километров. А на постройку космического лифта уйдет около 230 тысяч километров нанотрубок.
Космический лифт - замысел астроинженерного сооружения по выведению грузов на планетарную орбиту или за её пределы. Впервые идею создания высказал Константин Циолковский в 1895 году. Основан на применении троса, протянутого от поверхности планеты к геостационарной орбитальной станции. Предположительно, такой способ в перспективе может быть на порядки дешевле использования ракет-носителей.
Трос будет удерживаться одним концом на поверхности планеты (Земли), а другим - в неподвижной над планетой точке выше геостационарной орбиты за счёт центробежной силы. По тросу поднимается подъёмник, несущий груз. За пределами геостационарной орбиты груз будет ускоряться, что позволит отправлять его вовне планетарной орбиты.
От троса требуется чрезвычайная прочность на разрыв в сочетании с лёгкостью. Углеродные нанотрубки по теоретическим расчётам представляются подходящим материалом. Если допустить пригодность их для изготовления троса, то создание космического лифта есть решаемая инженерная задача, хотя и требует использования передовых разработок и больших затрат иного рода. Создание лифта оценивается в 7-12 млрд долларов США. НАСА уже финансирует соответствующие разработки американского Института научных исследований, включая разработку подъёмника, способного самостоятельно двигаться по тросу.