В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что ГНЦ не имеют аналогов в зарубежной правоприменительной практике. В настоящее время во многих странах создаются так называемые "Центры превосходства" для концентрации ресурсов вокруг одного из структурных приоритетов, таких, как быстрое достижение мирового уровня в какой-либо области фундаментальной или прикладной науки либо технологии. Аналогичные задачи призвана решать в России система ГНЦ в соответствующих приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники.
В соответствии с Порядком присвоения статуса ГНЦ он может присваиваться предприятиям, учреждениям науки и высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание. В настоящее время статус ГНЦ присвоен 50 научным организациям. В 2009 году статус ГНЦ не был сохранен за тремя организациями.
Звание Государственного научного центра будет присваиваться только тем организациям, которые будут работать в признанном федеральным правительством приоритетным направлении либо в стратегических отраслях. Учитывая то, что многие ФГУПы сейчас становятся акционерными обществами, представляется возможным не ограничивать право научных организаций, выполняющих задания государственного значения и в интересах государства, претендовать на статус ГНЦ по признаку подведомственности федеральному органу исполнительной власти, государственной академии наук или ее региональных отделений.