15 полярников в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана на ледовой платформе размерами 13 на 12 км и толщиной до 3 м будут дрейфовать в течение года. От внезапного нашествия непрошенных гостей и хозяев Арктики - белых мишек обитателей плавучего лагеря оберегают две собаки-лайки - Дина и Дик. Четвероногим не привыкать к суровому белому безмолвию - вместе с полярниками предыдущей СП-36 двенадцать месяцев они делили еду и кров, денно и нощно несли сторожевую службу, рассказал "Науке и Жизни" помощник директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета Сергей Балясников.
На старте 7 сентября, когда над лагерем взметнулся государственный флаг, координаты новой СП составляли 81 град 24 мин. сев. широты и 162 град. 55 мин. вост. долготы, уточнил он. С атомного ледокола "Ямал", прибывшего с полярниками и оборудованием из Мурманска, на лед выгрузили 29 жилых и технических домиков, четыре дизельных электростанции, три трактора ДТ-75, четыре снегохода "Буран". Необходимый запас дизтоплива в бочках полярники разместили в нескольких депо. Для хранения продовольствия предусмотрены специальные помещения, включая морозильную камеру.
Половина экспедиционного состава СП-37 - ученые и специалисты в возрасте до 35 лет, возглавляет экспедицию ветеран арктических проектов и научных миссий, 60-летний Сергей Лесенков. Среди ключевых задач на станции СП-37 Балясников назвал продолжение круглогодичных метеорологических, аэрологических, ледовых и океанографических наблюдений, комплексный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в высокоширотных районах дрейфа. Предусмотрены также исследования процессов, определяющих интенсивные климатические изменения в центральной Арктике, оценка их влияния на природную среду и экосистемы арктического региона России.
Как рассказал заместитель руководителя высокоширотной арктической экспедиции Николай Адамович, "Северный полюс-37" - шестая российская дрейфующая станция с момента возобновления в 2003-м после двенадцати летнего перерыва научного проекта в Арктике. Первая советская дрейфующая станция "Северный полюс" была открыта в мае 1937 года и завершила работу в феврале 1938-го. Экспедиция состояла тогда из четырех человек во главе с Иваном Папаниным. В экипаже первой СП, которая позднее была названа "Северный полюс-1", находился также Евгений Федоров, известный полярник, будущий академик, в честь которого назван флагман полярного флота "Академик Федоров".
Собеседник напомнил, что "станция "Северный полюс-2" была открыта в 1950-м". Ее начальником был Михаил Сомов, в честь которого, в свою очередь, был назван другой флагман российского полярного флота электроход "Михаил Сомов". Далее станции организовывались ежегодно. Рекордсменом по продолжительности работы была станция "Северный полюс-22". Она дрейфовала около девяти лет и закончила работу в 1982 году. Последняя станция советского периода - СП-31 завершила работу в 1991 году.
Адамович подчеркнул, что программные исследования на СП-37 логически развивают комплексное научное освоение высокоширотной Арктики". Это весьма важно из-за происходящих климатических и экологических изменений Арктического бассейна. Ранее собранные данные стали фундаментом для развития технологии слежения за состоянием океана, развития методов прогноза погоды и моделей климата Арктики.
"Технология создания и поддержания работ дрейфующих станций "Северный полюс" является уникальной, и в настоящее время в мировых научных центрах считается исключительно российским "ноу-хау", - отметил представитель Росгидромета.