Первым о неполадках на Большом адронном коллайдере (LHC) сообщил прессе Майк Ламонт, сотрудник Европейского центра ядерных исследований и координатор центра управления. Он заявил, что ранее отмеченное повышение температуры сектора 81 не является результатом обычных тестов, как предполагалось до этого.
О серьезных проблемах, впрочем, говорить не приходится: хотя сверхпроводящие магниты и нагрелись до 8 градусов Кельвина (минус 273,15 градуса Цельсия; шкала Кельвина отсчитывается от абсолютного ноля), к выходу их из строя это не привело. Но критическая температура, при которой скрытые внутри криогенной системы магниты переходят из сверхпроводящего состояния в обычное, - 9,6 К, поэтому у ученых и инженеров не получится совсем уж не обращать на это внимание.
Собственно, именно рост температуры участка и привлек внимание журналистов и въедливых читателей: многие параметры LHC открыто передаются в Сеть, а температура магнитов еще и кодируется цветом на всем доступной схеме. Когда на равномерно закрашенном светло-голубым цветом кольце внезапно проявился теплый участок, и возникли закономерные вопросы о происходящем.
Меткий вброс
Судя по всему, птица, уронившая хлебную корку аккуратно в стойку с оборудованием на поверхности, стала причиной задержки запуска. Поскольку сам коллайдер находится глубоко под землей, пострадать при этом могло только вспомогательное оборудование, а именно часть системы охлаждения, куда, судя по результатам, и попал сухарик (Кристина Саттон, представитель ЦЕРН, позже эту информацию подтвердила, сказав что кусок французской булки обесточил систему охлаждения).
Подробности происшествия - что именно и в какой последовательности отключалось после попадания постороннего предмета - Ламонт не разгласил, да и в принципе ситуацию он из ряда вон выходящей он не считает.
Забытые людьми детали внутри важных механизмов, насекомые между контактами и врезающиеся в движущуюся на больших скоростях технику животные уже неоднократно становились причиной куда больших неприятностей.
Первый bug и не только он
Жаргонный термин "баг", обозначающий ошибку в программе, возник благодаря схожему случаю. В 1945 году одна из многочисленных остановок компьютера "Марк I", одного из первых электронных компьютеров в мире, произошла из-за застрявшей в реле моли. Извлеченные фрагменты насекомого (bug - "жук") подклеили в журнал рядом с записью об устранении неисправности - и с тех пор термин "баг" вошел в обиход, указывая преимущественно на программные ошибки.
С тех пор тараканы, моль и прочие насекомые неоднократно становились причиной разнообразных поломок электронной техники. Еще больший ущерб способны причинить крысы. Так, уже в этом году перегрызшая проводку крыса на три часа обесточила железнодорожную станцию Стокгольма, остановив движение поездов и оставив без света соседние магазины и гостиницы.