02.02.2009 16:48 пресс-центр ИжГТУ
Печать PDF
Image29 января в МГТУ им. Баумана состоялась встреча руководства Министерства образования и науки РФ с ректорами российских высших учебных заведений. Ректор Ижевского государственного технического университета Борис Якимович, вернувшись из Москвы, ответил на вопросы пресс-центра о самых важных проблемах, поднятых на встрече, и актуальности их для университета.

Борис Якимович
- Это было совещание с ректорами всех российских вузов: не только вузов федерального агентства по образованию, но и отраслевых – министерств сельского хозяйства, минздравсоцразвития и других.

Первую часть совещания провел министр образования и науки Андрей Александрович Фурсенко, а вторая проходила уже в рамках отраслевых министерств. Для ректоров вузов, подведомственных Федеральному агентству по образованию, вторую часть проводил руководитель агентства Николай Иванович Булаев.
Вопросы, которые поднимались в первой части совещания, были посвящены злободневным проблемам: особенностям организации приема в вузы в 2009 году, участию высших учебных заведений в области переподготовки кадров и повышения квалификации в связи с проблемой высвобождения населения в современных социально-экономических условиях, что существует сегодня в мире. Очень важная роль в решении этой проблемы отводится вузам, которые должны активно заняться повышением квалификации, подготовкой и переподготовкой кадров.

Также рассматривались вопросы об изменении лицензионных и аккредитационных критериев при проведении процедур аккредитации для вузов в 2009 году. И, поскольку в 2009 году вузы России переходят на двухуровневую систему высшего профессионального образования, были рассмотрены требования к новым федеральным образовательным стандартам высшего профессионального образования в условиях перехода на двухуровневую систему.

Вторая часть была посвящена вопросам перехода на новую систему оплаты труда в вузах, изменения федерального бюджета на 2009 год. В рамках изменившейся демографической ситуации и новых правил приема в вузы рассматривались планы объема подготовки специалистов и научных работников в вузах и прогнозировалось изменение контрольных цифр приема в 2009 году. Также обсуждались вопросы, связанные со строительством в вузах учебных корпусов и социальных объектов, поднимались проблемы развития вузовской науки в современных условиях с учетом тех требований, которые предъявляются руководством страны в области подготовки кадров для инновационной экономики России.

- Борис Анатольевич, один из вопросов, который волнует и преподавателей, и студентов – сокращение бюджетного финансирования вузов…

- Оно уже произошло. Федеральный бюджет Рособразованию уменьшен – по разным статьям расходов от 15 до 20 процентов. Это касается прежде всего коммунальных услуг, капитального строительства, текущего ремонта. Но заработная плата преподавателей, сотрудников и стипендии – защищенные статьи, поэтому здесь уменьшения бюджета не было.

- Какие из поднятых вопросов наиболее актуальны для нашего университета?

- Все вопросы очень важные. Во-первых, новые правила приема в вузы, согласно которым уже к 1 марта все выпускники средних школ, поступающие в высшие учебные заведения, должны определиться с перечнем ЕГЭ, которые они будут сдавать. Если окажется, что из четырех экзаменов (у вуза есть право выбора трех экзаменов) хотя бы один экзамен школьник не сдаст, он не будет иметь право поступать по заявлению в наше высшее учебное заведение. Такая ранняя профориентационная подготовка касается всех вузов.

Вторая проблема, которая тоже коснется всех – демографический спад. Уже в прошлом году мы недосчитались достаточно большого количества абитуриентов, хотя был и конкурс, и ребята пришли неплохие. В этом году произойдет еще большее уменьшение выпускников школ, поступающих в вузы, и одновременно увеличится количество бюджетных мест. Уже к 2012 году возникнет такая ситуация, когда бюджетных мест в вузах будет больше, чем количество выпускников школ. Придется как-то работать в этих условиях.

Еще один важный момент связан с повышением квалификации и переподготовкой кадров, о которых шла речь на совещании. Государство выделяет 15 миллиардов рублей для этой сферы образовательной деятельности. Но за возможность участвовать в процессе и за эти миллиарды должны бороться и регионы, и вузы, предлагая востребованные программы переподготовки. Для Ижевского гостехуниверситета эта составляющая может быть связана с подготовкой в области информационных технологий. Сегодня любой профессионал, владеющий информационными технологиями, найдет работу проще и быстрее, чем тот, кто не знает хотя бы основ компьютерной грамотности. И нам надо самим предлагать центрам занятости конкурентоспособные программы переподготовки высвобождающегося населения из сферы бизнеса, строительства, промышленности. Необходимо работать и активно занимать эту нишу, помогая населению менять свою профессиональную область деятельности.

Если говорить о новых лицензионных и аккредитационных критериях для вузов, то их введение планируется в сентябре 2009 года. Произойдет ужесточение этих критериев, поскольку на совещании от руководства Минобрнауки РФ прозвучало, что более 40 процентов университетов не соответствуют статусу университета, более 50 процентов вузов не соответствуют статусу академий, более 60 процентов вузов, которые носят статус института, тоже ему не соответствуют. В связи с этим с помощью лицензионных и аккредитационных процедур попытаются добиться соответствия.

30 января 2009 года наш университет завершил работу, связанную с проверкой аккредитационных и лицензионных критериев, установленных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Об окончательных результатах пока говорить рано: в апреле состоится коллегия Рособразования, где будут рассматриваться итоги комплексной проверки Ижевского гостехуниверситета. Могу сказать одно - университет готовился к комплексной проверке, и не только с целью показать комиссии результаты, но прежде всего с точки зрения повышения качества обучения студентов, их конкурентоспособности в новых условиях. Я думаю, что у нас сложилось хорошее сочетание в области образования и науки – у студентов есть возможность заниматься научной деятельностью. Хорошая система существует во внеучебной и воспитательной работе: мы видим, что студент – бывший школьник, который поступил на первый курс, и студент, который выпускается на пятом курсе из стен нашего вуза – совершенно разные люди. Это человек с уже сформированной гражданской позицией, высокой культурой, развитыми не только профессиональными навыками, но и личностными качествами. Хотелось бы, чтобы университет и дальше развивался в этом направлении. Наши выпускники всегда были востребованы, будут они востребованы и в дальнейшем.

Обновлено 02.02.2009 16:51
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаЭкспертизаЭкспертизаВ новых условиях
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»