В основе концепции современного естествознания лежит учение академика В.И. Вернадского о биосфере. В своих трудах [1] ученый рассматривает ее как особое геологическое тело, строение и функций которого определяются особенностями структуры Земли и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество - это формы и уровни организации биосферы. Уникальная идея Вернадского заключается в том, что именно он предположил "геологически новое состояние биосферы", вызванное знанием.
Вся совокупность данных биологии, биогеографии, анатомии, эмбриологии и генетики убедительно свидетельствуют о том, что все разнообразие жизни на Земле сформировалось путем эволюции. Она характеризуется стремлением к преобразованиям. Динамическое равновесие, о котором говорил Вернадский, можно считать основой эволюции.
В качестве носителя "свободной" энергии, способной во многом определять эволюционный процесс на Земле и ускорять преобразования, Вернадский выделяет особую роль живого вещества, наивысшим выражением которого является человек, призванный своей деятельностью реализовать изменения. Динамическое равновесие вызывает появление новых более развитых форм существования, чему способствует формирование всех областей человеческой жизни. Таким образом, деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса, а человек - катализатором эволюции. Преобразования носят планетарный характер. Результатом эволюции является и живое вещество и сама биосфера в ее новом состоянии.
По мнению Вернадского человек является носителем "культурной биогеохимической энергии", выражением которой становится научная мысль. Поэтому новое состояние биосферы стали называть ноосферой - сферой разума. Такая трактовка не совсем понятна.
Новое состояние должно иметь материальное воплощение. Какое оно будет пока не известно. Можно предположить, что стремление человека к идеалу будет во многом предопределять его как гармоничное, единое и многообразное. В настоящее время можно с уверенностью говорить лишь о механизме и средствах эволюции, ведущих к достижению этого состояния. Для этого нужно отделить знания и деятельность человека как "геологической" силы от ноосферы. В этом случае под сферой деятельности нужно понимать совокупность всех видов практической деятельности в глобальном масштабе.
Являясь движущей силой преобразований, биогеохимическая энергия накладывает на ход эволюции "человеческий фактор", который выражается в чувственном восприятии и способности к мышлению. Механизм эволюции с участием человеческого фактора в качестве движущей силы составляют: познание, сфера знания, сфера деятельности (рис. 1). Результат преобразований - новое состояние биосферы.
Культурная биогеохимическая энергия" выражается в стремлении человека к чувственному и логическому познанию. Его следствием является сфера знания, формируемая с помощью разума - способности человека к мышлению.
Биоэнергия реализуется в практической деятельности. Она основана на определенном знании и как преобразующее начало направлена на духовное и материальное совершенствование окружающей среды. Ход эволюционного процесса можно оценить по развитию сферы деятельности, а новое состояние биосферы, предугаданное Вернадским, есть общий итог творчества человека, т.е. результат эволюции. Таким образом, "геологически новое состояние биосферы" обусловлено развитием сферы деятельности при взаимодействии разума и чувств, а термин "ноосфера" не вполне удовлетворяет этому. Являясь основой познания и сферы знания, ноосфера стала организующим началом, предпосылкой нового состояния биосферы, средством ее преобразования и нашла выражение в проектном сознании.
Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс [2] (рис.2). Ее основанием является сознательно формулируемая цель. Средства, организующие деятельность, определяют ее ход. А результатом может стать материальный и нематериальный продукт.
Дизайн как профессиональная индустрия возник в конце XIX века, когда сформировался ряд необходимых для этого социально-экономических факторов. В нем сфокусировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, событиями культуры в целом и искусства в частности, деятельности, предваряющей создание изделий - проектной деятельности.
Планируя события своей жизни, человек ставит задачу поиска оптимального способа преобразования. Он совершенствует сферу деятельности путем проектирования, моделирования жизненных ситуаций. Активизирует изменения проектное сознание, выраженное в проектной деятельности.
Дизайн возник не случайно, его суть - организация эволюции. Можно сказать, что дизайн сложился исторически для ускорения процесса материализации идей. Если раньше идеи вынашивались веками и воплощались постепенно, преодолевая косность, то сейчас процесс совершенствования ускоряется. Развиваются способы реализации идеи, проекта. Тому примером НТР, ее темпы и последствия. Именно дизайнерский подход дает возможность учесть все стороны восприятия продукта, способы удовлетворения духовных и материальных потребностей. Усовершенствованная методология проектирования несет в себе организующую функцию, за счет которой дизайн в глобальном масштабе становится катализатором ускорения.
В настоящее время термин "дизайн" употребляется для характеристики процесса проектирования и его результатов - проектов, а также осуществленных проектов - изделий. Таким образом, это понятие выходит за рамки проектной деятельности, теперь оно организует и характеризует сферу деятельности в целом, обеспечивая специфический подход к проектированию и получению продукта.
Дизайнерский подход заключается в становлении идеи, разработке, осуществлении проекта и оценке продукта (рис.2). Формирование концепции и проектная составляющая подробно описаны в методе дизайн-программ, который является основой системного подхода [3]. Для облегчения процесса метод предлагает делить проектирование на этапы. В структуру дизайн-программы входят четыре блока: проблемно-целевой, концептуальный, организационно-управленческий, проектно-
конструкторский. Первый и второй формируют идею. Организационный и проектный охватывают вопросы разработки форм, методов и порядка разработки будущего продукта вплоть до промышленного воплощения. Формируя предметные совокупности, образующие системы, дизайнер не только задает программу их функционирования в системе, но и в рамках программного подхода сам разрабатывает наиболее эффективные формы проектирования.
Реализация проекта и оценка результата также проводится в рамках дизайнерского подхода. Она заключается в осуществлении хода и контроле процесса производства, оценке качества продукта с эстетической, функциональной и экономической точек зрения.
На рисунке 2 показаны компоненты практической деятельности, находящие свои аналогии в понятиях, составляющих суть дизайнерского подхода. Дизайнерская идея определяет цель. Ее организация, и ход воплощаются в проектной культуре посредством проектного сознания, а продукт, нашедший экономическое выражение в виде товаров и услуг и зачастую называемый дизайном, можно оценить с точки зрения дизайна. Таким образом, методология проектирования может описать все стадии деятельности. Значит, новое состояние биосферы есть проявление феномена XX века - дизайна. А продукт дизайнерского творчества, материальный или нематериальный, есть воплощение новой биосферы.
В этом находит себе место и понятие ноосферы, выраженном на практике в проектном сознании, проявление которого очевидно при формировании идеи, проекта и при оценке продукта - нового состояния биосферы. Все описанное выше является теоретической связью дизайна и нового состояния биосферы. Есть и практическое подтверждение этого предположения - глобализация дизайна [].
Многие современные теоретики дизайна указывают на расширение направлений дизайн-проектирования и распространение его на области, не связанные с традиционными проектно-графическими методами. В последней трети столетия дизайн превратился в глобальное явление. И дело не только в модном названии, а в том, что дизайн, имея в основе проектное сознание, может характеризовать все, что имеет структуру, строение, что нуждается в научном описании.
Глобализация сопровождается проявлением дизайна в технической и гуманитарной области деятельности при создании материальных и нематериальных объектов. Согласно понятию глобализации, можно выделить различные области дизайн-проектирования, соответствующие различным областям знания. Например, в настоящее время появляются такие направления, как генный дизайн вместо генной инженерии или дизайн музыки, кино.
Идея о новом состоянии биосферы как продукте дизайна имеет предпосылки для развития в будущем.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать о востребованности предположений Вернадского, а дизайн занимает центральное место в концепции современного естествознания, являясь эффективным средством эволюционных преобразований. Дизайн с постоянно совершенствующейся методологической базой, являясь по природе проявлением проектной культуры, имеет в своем арсенале средства, способные гармонизировать деятельность человека. Используя эстетические категории, решить социальные и экологические проблемы, организовать его деятельность, тем самым, формируя новое состояние биосферы, которое вбирает в себя явление, намного более глубокое, чем может описать термин ноосфера.
Вернадский считал, что переход биосферы в ноосферу сопровождается глобальным усилением связей, как политических, так и общечеловеческих, что должно способствовать развитию сферы разума. При этом он выделял, что для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы и законов мышления.
Единство общечеловеческих и политических отношений ведет к объединению людей, более тесному их сотрудничеству, результатом этого является усиление духовных и материальных связей в сфере деятельности, к развитию науки и техники, совершенствованию условий жизни человека. Эти в целом положительные изменения порождают негативную составляющую. Тесное сотрудничество людей, кроме положительного эффекта (ускорение развития) влечет за собой возникновение конфликтов. Развитие науки пропагандирует разумное, логическое начало, вытесняя чувственный, интуитивный аспект. Ведь не все, что логично, то гуманно, а не все, что функционально - эстетично и гармонично. Исключается понятие чувственной гармонии. Безграничное развитие техники ведет к экологическим загрязнениям, глобальному экологическому кризису. Таким образом, нерациональная эволюционная деятельность человека ведет к образованию "побочного эффекта", глобальным проблемам человечества.
Дизайн в целом и проектная культура в частности способны формировать массовое сознание, пропагандирующее особый стиль жизни, диктующий определенные ценности. Они основаны на эстетике, комфорте и безопасности.
Изначально понятие гармонии теоретически связывалось с эстетическим комфортом. Теперь же оно содержит психологическую и физическую основу. Практическое воплощение гармония нашла в понятии "эргономика". Социальная направленность дизайна выражена в понятии эргодизайн. В его основу легло стремление совершенствования условий жизни.