Наука объединения
... Тольятти, Набережные Челны, Нижний Новгород, Ижевск, Казань, Ульяновск - большинство этих городов ПФО объединяет не только принадлежность к одному федеральному округу, но и существование на их территориях крупных предприятий автопромышленного комплекса России. Теперь же у поволжских столиц российского автопрома, благодаря инициативе вузов этих городов, появился еще один общий фактор - создаваемое совместное образовательное пространство, объединяющее Тольяттинский госуниверситет, Тольяттинскую академию управления, Нижегородский гостехуниверситет, Казанский гостехуниверситет - КАИ, Камскую государственную инженерно-экономическую академию, Ижевский гостехуниверситет, Ульяновский гостехуниверситет. И очередная встреча ассоциации "Приволжский кластерный университет", собравшая более полусотни представителей и руководителей этих вузов, показала: необходимость в таком объединенном пространстве становится все острее, а результаты деятельности по его созданию - эффективнее.
Как отметил в начале совещания ректор Казанского государственного технического университета им. Туполева (КГТУ-КАИ) Юрий Федорович Гортышов, сегодня в науке выигрывают комплексные проекты. И для того, чтобы выиграть, необходимо формулировать конкретные задачи. Что и было сделано: после приветствия заместителя министра промышленности и транспорта Удмуртии Надежды Станиславовны Давыдовой, установочного заседания и знакомства с образовательными и научными ресурсами хозяина встречи - ИжГТУ - участники совещания разбились на три рабочие группы. В течение двух часов им предстояло решить те самые конкретные задачи: разработать принципы будущей совместной образовательной программы, познакомиться с проектом единого распределенного научно-исследовательского института ПКУ "Автомобилестроение", создаваемого на базе Нижегородского гостехуниверситета им. Р.Е. Алексеева и обсудить принципы управления ПКУ.
Людмила Ивановна Дергун |
Концепцию совместной образовательной программы в группе с рабочим названием "Образование" представила проректор по учебной работе Тольяттинского государственного университета Людмила Ивановна Дергун. Подробная презентация, подготовленная ТГУ, позволила участникам встречи рассмотреть все возможные аспекты будущей программы.
- Мы должны решить две задачи, - подчеркнула Людмила Дергун в своем выступлении. - Первое - выдать конечный продукт в виде совместной образовательной программы на основе профессиональных стандартов, которая обеспечила бы конкурентоспособность наших выпускников и их опережающую подготовку с учетом современных трендов не только отечественного, но и мирового масштаба. Необходимо тщательно спроектировать образовательную программу, механизмы ее реализации и внедрение в учебный процесс каждого вуза-участника ПКУ. Вторая задача - получить преференции в качестве статуса экспериментальной площадки по апробации новых моделей взаимодействия с работодателем.
Проект модели будущей совместной программы вызвал в группе живое обсуждение и поставил ряд актуальных вопросов, на которые, возможно, еще только предстоит ответить в ходе дальнейшей работы над программой. Что такое современные инженерные компетенции? Как заинтересовать в будущих кадрах потенциального работодателя - предприятия российского автопрома - в жестких условиях экономического кризиса? В целом же концепция была принята и одобрена, как и проект научно-исследовательского института, обсуждаемый во второй рабочей группе.
Дебаты и мнения
Завершением встречи, ее итогом и своеобразной квинтэссенцией стало заседание круглого стола, вновь собравшее всех участников встречи. Кратко представленные результаты работы групп, конкретные предложения, неожиданные повороты в обсуждении, выводящие проблематику дискуссии за рамки обозначенного названия "Направления взаимодействия ПКУ с предприятиями и организациями автотранспортного комплекса РФ и ПФО", живой обмен мнениями - все это превратило круглый стол в настоящий "мозговой штурм". Что подтверждают даже небольшие фрагменты выступлений.
Владимир Георгиевич Шибаков |
Владимир Георгиевич Шибаков, ректор Камской государственной инженерно-экономической академии: Нашему сообществу было бы чрезвычайно полезно выработать общую идеологию формирования инженерной психологии. Та идеология инженерного образования, которая сформировалась в России и в мире к началу 20-го века, к сожалению, была утеряна. И если раньше инженер выступал как универсал - с одной стороны, был проектировщиком, с другой стороны, организатором работ, то дифференциация, которая произошла, не сослужила доброй службы. У себя мы неоднократно поднимали эти вопросы. Поскольку инженерная деятельность - своеобразная и инженер по- другому как "творец" не расшифровывается, надо с первых курсов обучения психологически, методологически формировать в инженере образ творческого деятеля. К сожалению, те образовательные программы и стандарты, которыми мы располагаем, не направлены на это. И я считаю, что целесообразно было бы разработать и вводить курсы, связанные с психологией научно-технического творчества, теорией решения изобретательских задач, потому что инженер - это изобретатель в первую очередь. Таким образом, в современный образовательный стандарт обязательно нужно закладывать идеологию психометодологического формирования инженера.
Алексей Борисович Лоскутов, первый проректор Нижегородского государственного технического университета: Создание единого образовательного пространства необходимо, и не только по узким автомобильным специальностям и профилям, но и всем околоавтомобильным. Нужно отправить заведующих специализированными кафедрами для обмена опытом на родственные кафедры других вузов ПКУ. Также надо совместно участвовать в конкурсах, которые объявляются по этой тематике, и в совместных проектах.
Сергей Леонидович Синельников |
Сергей Леонидович Синельников, бывший главный дизайнер Волжского автозавода:...Вслед за исследованиями в нашем автомобилестроении обязательно наступит и фаза проектирования. Поэтому необходимо уже сейчас организовать подготовку универсальных специалистов, которые могли бы быть и проектировщиками, и стилистами. И ПКУ прекрасно подходит для решения этой задачи. Нужно создать проектный дизайн-центр - он может находиться и в научно-исследовательском институте ПКУ, и быть отдельной структурой. Да, сейчас все предприятия российского автопрома избавляются от проектных служб. Но уже есть государственные программы по поддержке авиации, судостроения. Почему бы не ожидать таких же решений в области отечественного автомобилестроения? Поэтому можно инициировать такое направление, и сделать это может именно ПКУ.
Скворцов Сергей Вячеславович |
Сергей Вячеславович Скворцов, начальник управления научных исследований Ульяновского государственного технического университета: Не так давно у нас в Ульяновске прошел молодежный инновационный форум ПФО, где мы рассматривали проблемы организации молодежи в области научных разработок. Наш университет сегодня является первым по количеству изобретений в России - с 2000-го года мы занимаем первое место по количеству патентов. И мне бы хотелось сказать, что для ПКУ был бы полезен этот опыт работы по обучению студентов изобретательству. У нас такие методики есть, и мы готовы поделиться ими с вузами.
Лышова Ольга Александровна |
Николай Федорович Андрейченко, ректор Тольяттинской академии управления: Сегодня необходимо интегрировать образовательные и профессиональные стандарты, инженерную и управленческую подготовку, как собственно, всегда было в России. Вот такая история, которую я обычно рассказываю. В США до начала прошлого века не было собственных инженерной подготовки и образования. Решив ее создать, государство отправило человека, ректора Массачусетского университета, знакомиться с мировым передовым опытом. Тогда передовой опыт подготовки инженеров был в Германии, Бельгии, Франции, Англии и России. До революции Россия на всех всемирных выставках получала золотые медали за постановку именно инженерного образования, а не классического. И сейчас в музее МГТУ им. Баумана (тогда Императорское высшее училище) лежит письмо этого человека, где сказано: "... уверяю вас, что в США никакой другой системы подготовки инженеров, кроме российской, не будет". И так и случилось. А это связано с тем, что конструктор, инженер, кто придумывает новую техническую штучку, является а) организатором работ по ее изготовлению, б) решает вопросы другого, управленческого характера. Он не просто строит мост, а создает транспортные подходы... Так что мы объединяемся для взятия трех интегралов. Два из них определенные: интеграция образовательных и профессиональных стандартов, интеграция инженерной и управленческой подготовки. И один неопределенный, который определится, когда в сентябре на совещании мы встретимся с представителем сферы автомобилестроения: интеграция исследований и разработок, подготовки кадров и производства.
Гортышов Юрий Федорович |
Юрий Федорович Гортышов, ректор Казанского государственного технического университета - КАИ: Теперь мы должны делать четкие и конкретные шаги, которые могли бы привести к результату не через 2-3 года и даже не через год... Мы создавались для того, чтобы взять лучшее друг у друга. Например, какую задачу мы можем поставить перед группой "Образование"? У каждого в вузе есть образовательные технологии, но в чем-то вперед ушел один вуз, в чем-то - другой. Давайте просто обменяемся! Сегодня компетентностное образование невозможно без ритмичного контроля знаний, той же балльно-рейтинговой системы. Но каждый из вузов делает это по-своему. Так давайте поделимся опытом и технологиями. Зачем изобретать что-то заново, когда у каждого есть свои наработки?.. Если говорить о задачах перед научной группой ПКУ, то сегодня побеждают проекты интегральные, где есть конкретный результат на выходе. Почему бы не поставить перед ней задачу найти такой проект заказчика, над которым могли бы работать все наши вузы совместно? Говоря философски, я за то, чтобы ставить не громадьё задач, а конкретные прозрачные задачи с ожидаемым результатом. Лучше меньше, да лучше.
Якимович Борис Анатольевич |
Борис Анатольевич Якимович, ректор Ижевского государственного технического университета: Мы должны осознавать, что сегодня наши вузы находятся в условиях жесткой конкуренции... Понятно, что сегодня мы не можем конкурировать с тем ресурсным обеспечением, которое существует в санкт-петербургских, московских вузах, центрах большой образовательной и научной деятельности, таких, как Томск, Новосибирск и так далее. И если мы не объединим свои усилия, не будем защищать себя всеми существующими конкурентными методами, наш уровень будет предопределен подготовкой бакалавров, и ни о каких научно-исследовательских проектах даже не будет идти и речи.... Поэтому то, что мы объединяем свои усилия для защиты образовательных ресурсов, важных для своих регионов, очень важно. Как и то, что стремимся обратить внимание на эту проблему.
В результате обсуждения в проекте меморандума встречи появились новые пункты и предложения, помимо разработанных в группах. Так, было решено поддержать идею о создании рабочей группы по направлению "Автомобильный дизайн" в структуре ПКУ, сформировать отдельную рабочую группу по информационному сопровождению проекта ПКУ, принять участие в анализе ГОС третьего поколения, сформировать предложения по включению ПКУ в федеральные и региональные целевые программы, в т.ч. в ФЦП "Развитие науки и техники" в разделе "Транспортные и ракетные системы".
Следующая встреча участников ассоциации состоится в сентябре 2009 года в Нижнем Новгороде. Также в сентябре пройдет совещание участников ПКУ с работодателями на базе ОАО "АвтоВАЗ".
Мы открыты для всех
Энергетика и атмосфера обсуждения, его командный боевой дух сохранились и после окончания круглого стола - более того, передались журналистам ижевских СМИ, для которых в конце встречи была организована пресс-конференция с участием ректоров и проректоров вузов ПКУ. Поскольку встреча в Ижевске происходила в дни, далеко не лучшие для автомобильного завода столицы Удмуртии ОАО "ИжАвто", массово сокращающего своих работников, вопросы представителей прессы были довольно острыми и касались не только перспектив развития кластерного университета, но и судьбы отечественного автопрома в целом. В итоге, отметив прекрасную организацию встречи в ИжГТУ, участники пресс-конференции сделали комплимент и прессе, поблагодарив ее представителей за интересные и актуальные вопросы.
Вячеслав Евгеньевич Волков |
После встречи мы попросили коротко прокомментировать ее итоги исполнительного директора ПКУ "Автомобилестроение", ведущего встречи Вячеслава Евгеньевича Волкова:
- Что вы считаете самым конструктивным в прошедшей встрече?
- Первое - самое конструктивное то, что была очень профессионально отработана идея принципов общей образовательной программы, того инструмента, относительно которого каждый преподаватель, каждая кафедра может рассматривать себя в участии Поволжского кластерного университета. Второе - участниками встречи была разработана очень точная схема распределенного научно-исследовательского института: что может вложить каждый, при этом оставаясь на местах, то, что делает нас синергетически гораздо сильнее. И, как исполнительному директору, мне очень понравилась энергетика ректоров, которые понимают, что существование ПКУ неизбежность. Если в самом начале еще были какие-то сомнения в этом, то сейчас вопрос решен однозначно. Ибо наступило и осознание того, что это достаточно новая форма объединения позволит нашим вузам выжить в эту лихую годину.
- Сейчас в проекте ПКУ - семь вузов ПФО. Могут ли стать членами кластерного университета другие российские вузы?
- Безусловно. Наш кластерный университет - открытая структура, как для любого вуза, так и для работодателя. Так что участником нашего проекта может стать каждый, кто проявит интерес и желание сотрудничать.