Юрий Федорович Гортышов |
- Юрий Федорович, начнем с того, что непосвященному человеку может показаться, какое отношение имеет авиационный институт к созданной ассоциации "Приволжский кластерный университет "Автомобилестроение"?
- Конечно, наша история – это авиация. Мы образованы были как отраслевой авиационный вуз, но с течением времени стали политехническим вузом. Сохранив все авиационные, мы открыли много технических специальностей. У нас есть практически все автомобильные специальности. В свое время у нас был автофакультет. На базе нашего автофакультета открылся Камский политехнический институт. Но потом мы вновь открыли все специальности. У нас есть специальности: "Автомобили и автохозяйство", "Двигатели внутреннего сгорания", "Автосервис", "Электрооборудование автомобилей и тракторов" и другие. Мы практически единственный вуз в Республике Татарстан, который готовит специалистов в области телекоммуникаций, связи, радиоэлектроники, информационных технологий, поэтому вуз действительно политехнический. Ну а раз у нас есть практически все автомобильные специальности, поэтому мы и в кластерном университете.
- Сюда на встречу, как говорилось, приехали представители не только вузов, где есть автомобильные специальности, но и городов, где есть автозаводы. Например, в Ижевске есть "ИжАвто". А какое автопроизводство есть в Казани?
- В Казани, кроме автохозяйств, автомобилестроения нет. Но у нас есть КамАЗ, у нас есть ЕлАЗ, на котором сегодня базируется SOLLERS. (Наша справка: SOLLERS – российская автомобильная компания, которая представляет полный комплекс услуг в автомобильной сфере - от производства машин до их продажи и сервисного обслуживания. На их площадках выпускаются российские внедорожники УАЗ, корейские - SsangYong, легковые и коммерческие автомобили FIAT, японские грузовики ISUZU, а также бензиновые и дизельные двигатели ЗМЗ).
У нас есть филиалы вуза и в Набережных Челнах, и в Елабуге. Кроме того, эти предприятия с удовольствием берут наших выпускников-специалистов. Мы считаем, что наш вуз отличается от других очень активной работой с работодателем, с предприятиями. Мы организовали больше 20 УНИКов – учебно-научно-инновационных комплексов. Что это такое? Это своеобразный союз базового предприятия и выпускающей кафедры в КАИ. У нас есть УНИКи практически с любым предприятием. Задачи, которые там решают, - подготовка кадров для предприятий, переподготовка кадров, целевой набор, научные работы, организация на предприятии филиалов кафедры и т.п.
- Как вы смотрите на ту проблему, что автомобилестроение, да и вообще наукоемкое машиностроение, высокотехнологичные отрасли производства сегодня, в период кризиса, находятся, мягко говоря, в очень непростой ситуации?
- Во-первых, проблема даже не столько в нехватке финансов, сколько в недостатке кадров. Причем, нехватка кадров ощущается на всех уровнях профессионального образования: и начального – рабочие, и среднего профессионального – техники, и высшего – инженеры. Не хватает кадров не потому, что мы мало готовим – технические университеты сегодня готовят достаточно специалистов, а потому что предприятия сегодня не могут предоставить комплекс социальных благ, достойную зарплату, чтобы удержать этих специалистов на месте. Такая вилка: предприятию нужны специалисты, а возможности средств у них ограниченны. Сегодня уже на зарплату 10 тысяч рублей выпускник вуза не пойдет на предприятие. Кроме достойной зарплаты они хотят иметь социальные гарантии – жилье и т.д. Поэтому сегодня очень важный вопрос – вопрос закрепления кадров. У нас есть своя служба распределения кадров на предприятия. Но остается вопрос закрепления. Кто-то не хочет сразу идти, т.к. его не удовлетворяют условия, которые ему предлагают. А кто-то, поработав год-другой, находит что-то лучше и тоже уходит. Вот это главная проблема. Нам конечно можно говорить, что нужно улучшать качество образования, и я с этим соглашусь, но надо решать и проблему закрепления кадров.
- Сейчас проблема по всей России состоит еще и в том, что какая-то компания покупает производственные площадки автопрома, а потом на них выпускает, например, автомобили иностранных марок. На такое предприятие инженеры с высшим образованием не нужны. У них есть свои технологии, разрабатывать и проектировать им ничего не нужно. Нужны лишь рядовые исполнители, так сказать, работники на конвейер.
- Это огромная проблема. Она состоит в том, что в автомобилестроении мы отстали неимоверно. И надо либо догонять, что сегодня нереально, как я считаю, либо заимствовать чужие технологии, но все большую работу брать на себя, на свои кадры. И вот тогда понадобятся инженеры. Конечно, если тупо следовать тому, что купил технологию и только ее у себя реализовывать, ничего, по сути дела, не беря на себя, выполняя функцию "подносчика снарядов", то никакого прогресса не будет. Ведь даже авиация начиналась с того, что покупалась лицензия за рубежом – это первый авиационный двигатель Либерти. Но потом стали все больше производить у себя – усовершенствовали, создавали более мощные двигатели, стремились уйти вперед. И уже понадобились свои инженерные кадры. Они всегда нужны, иначе мы всегда будем только втридорога платить за чужие технологии, а у себя добавочной стоимости не создавать. А путь только такой – все больше и больше делать самим. В авиации мы пока еще конкурентоспособны. Но сегодня предприятие и даже регион не в состоянии поддерживать авиапром. Это должна быть государственная политика – сначала вложить в свое авиастроение, чтобы оно поднялось, а в дальнейшем стало и конкурентоспособным.
- Вы считаете, что в автомобилестроении надо хоть что-то делать или надо ждать изменения политики государства в этом вопросе?
- Во-первых, надо шевелиться, надо что-то делать. Как в известной притче о двух лягушках, когда одна подняла лапки кверху и пошла ко дну, а другая – взбила масло. Что касается кластерного университета, то мое глубокое убеждение, что это, конечно, надо. Вузы сегодня не должны быть "под колпаком" у себя, поодиночке справляться со своими проблемами. Они должны объединяться по направлениям. Потому что в каждом вузе есть какая-то сильная сторона. Но объединяться так, чтобы это не вызывало дополнительного напряжения, лишних телодвижений не по делу. Надо объединяться по делу. Политически, организовав этот кластерный университет, мы сделали все абсолютно правильно. Теперь надо решить, как мы это будем реализовывать. Если мы сейчас это забюрократизируем, если будем ставить какие-то нереальные задачи… Например, можно поставить задачу – давайте свои университеты поднимем до международного уровня. Нет, давайте поставим реальную, конкретную задачу, может быть, и не одну, а пять, например. Но чтобы они были выполнимыми. Например, в образовательной области будем обмениваться какими-то своими наработанными технологиями. В одном университете одна область продвинута, в другом – другая. Так давайте будем брать друг у друга лучшее. Что касается научного взаимодействия, то сегодня ведь все на конкурсной основе. Мы конкурируем друг с другом. Но одно дело, когда на конкурс выходит КАИ со своим проектом, ИжГТУ – со своим, и так каждый вуз. Другое дело, когда мы объединимся. КАИ делает одну часть проекта, ИжГТУ – другую часть и т.д. Каждый ту часть, в какой он силен. И потом мы предлагаем этот наш общий проект, оговорив, что это сделал Тольятти, это – Нижний Новгород, это – Казань… И это совсем другой уровень. Это объединение наших потенциалов в области образования и в области науки однозначно полезно. Вот моя точка зрения.