Осознав минусы сырьевой экономической политики, Россия повернулась лицом к наукоёмким отраслям и объявила рост производства высокотехнологичных товаров одной из приоритетных задач своей экономики. Понемногу оживают лаборатории и производства, "умных" вещей, рождённых отечественными мозгами, становится всё больше. Вместе с тем обостряется вопрос и о конкурентоспособности нашей наукоёмкой продукции. И, к сожалению, в разговорах учёных и производителей часто звучит горькая констатация: наше - не хуже, но выглядит плохо. Поэтому покупают "их".
Незавидная репутация производителя вещей весьма неприглядной наружности тянется за страной ещё с советского времени. Не избалованные буржуазными замашками на гламурные декорации, мы делали надёжные, суровые и практичные вещи. Если предмет чистит зубы, он имеет право называться зубной щёткой. А то, что на пластмассовой ручке нет ни единого изгиба, - на функциональность не влияет. В сегодняшних магазинах полно зубных щёток родом из всех стран мира, и отечественные найдут своё место рядом с ними, только если составят уверенную конкуренцию не только по фактической способности чистить зубы, но и по комфорту, который испытывает человек, держа щётку в руках. Эргономичность - вот характеристика, которую сегодня тщательно изучают дизайнеры.
Изначально под эргономичностью понимали эффективность инструмента производства, а под эффективностью, в свою очередь, - наибольшую производительность при наименьшей вероятности ошибки. Сейчас этот термин употребляется в более широком смысле, обозначая удобство предмета в целом, экономию времени и энергии, комфорт при пользовании им. Например, тяжёлые и прямые стеклянные детские бутылочки заменили другие - эргономичные, изогнутые под ладошку ребёнка, лёгкие и небьющиеся.
- Я часто привожу статистику журнала Business Review, которая показывает, что 90 процентов новых продуктов, ежегодно выходящих на рынок, проваливаются, несмотря на должным образом проведённые маркетинговые исследования, - говорит генеральный директор дизайн-консалтингового агентства Lumiknows Екатерина Храмкова. - Почему так происходит? Потому что маркетологи работают с уже существующим материалом, они узнают мнение фокус-группы об уже готовом изделии. Но человек с улицы не сможет ответить на те же вопросы, если речь пойдёт о создании принципиально нового, инновационного продукта. Это - задача профессионалов, которые наблюдают за потребителем, тщательно, во всех аспектах, "въезжая" в его нужды и желания.
Требования эргономичности справедливы и для высокотехнологичной сферы. Научившись создавать "начинку" сложнейших приборов, мы пока не дошли до таких "мелочей", как их внешний вид, а также удобство и комфорт в использовании. А между тем именно эти характеристики оказывают решительное влияние на выбор потребителя. Во всём мире вопросами "правильного" вида нового товара занимаются профессионалы - мастера промышленного дизайна.
Договоримся о терминах
Специалисты по разработке новых товаров признаются, что им мешает слово "дизайн": из-за него много путаницы.
- Во-первых, заказчики думают, что мы предложим лишь какой-то декор, картинку с украшениями, говорит Сергей Смирнов, генеральный директор одной из ведущих российских студий промышленного дизайна Smirnoff Design. - А во-вторых, очень много "коллег", которые уверены, что раз они вчера занимались дизайном квартиры, то сегодня могут предлагать услуги промышленного дизайна. Между тем специалисты по промдизайну решают целый комплекс задач - конструкторских, технологических, экономических, маркетинговых.
Под промышленным дизайном понимают разработку как предметов домашней утвари, так высокотехнологичных, наукоёмких изделий. То есть, в общем-то, все предметы, окружающие нас дома и на работе, - объект внимания промдизайнера. Компьютеры и кофеварки, электророзетки и ножницы, всевозможные приборы и аппараты - каждое изделие имеет вид, придуманный специалистом в соответствии с его предназначением. Именно органичный компромисс между удобством использования и внешним видом составляет задачу специалиста по промышленному дизайну. При этом под удобством понимают комфорт как во время непосредственно использования, так и во время любых сервисных работ.
- Это тоже промышленный дизайн: продумать, за какие ручки брать, чтобы перенести прибор, на чём его перевозить, как закрепить при перевозке, как взвесить, какие части снимаются, где брать запасные детали, если понадобится и т. д., - говорит директор Центра физического приборостроения Института общей физики РАН Сергей Вартапетов. - Всё это тоже должно быть продумано на стадии разработки. Не говоря уже про эргономику.
Именно такого комплексного подхода ждут от промдизайнеров производители, уже набившие шишки в работе с дизайном. Неопытным же (а таких среди заказчиков из наукоёмкой сферы большинство) приходится объяснять смысл работы профессиональных дизайнеров.
- Когда я говорю "давайте я разработаю дизайн аппарата", я имею в виду, что я проанализирую ситуацию на рынке, изучу задачи, которые должен выполнять аппарат, исходя из этого предложу и изготовлю оптимальный вариант изделия и обеспечу полное сопровождение, - поясняет Сергей Смирнов. - Промышленный дизайн - это не эскиз корпуса, это полный цикл по выводу изделия на рынок, в котором аналитическая работа составляет ключевой блок.
Что делает дизайнер
Работа начинается с так называемых дизайн-исследований. По словам дизайнеров, все путают их с маркетинговыми - изучением конъюнктуры рынка. Тогда как при дизайн-исследованиях анализируют информацию о функциональной задаче объекта: для чего он нужен; кто, как и в каких условиях им будет пользоваться; как его транспортировать, ремонтировать, утилизировать. Этот этап ещё называют стратегией дизайна, потому что, по сути, его итогом становится формулирование технического задания дизайнеру: какой формы делать корпус, из какого материала, как расположить кнопки, каким цветом красить.
Далее следует самая романтичная. (и самая короткая) часть работы - эскизная. Дизайнер рисует будущее изделие.
После утверждения эскизов идёт проработка выбранного варианта: представление в 3D-формате (если эскизы были двухмерные), макет, конструирование, изготовление прототипа. Иногда прототип - это полностью готовое изделие, выполненное в единичном экземпляре. Несмотря на высокую себестоимость его изготовления, этот вариант заказчики выбирают часто, предпочитая увидеть, что же получат на выходе.
Подобная цепочка действий растягивается порой на несколько месяцев. Кстати, такой подход не является новшеством, в советское время эта работа была неотъемлемой частью создания новых изделий и была чётко регламентирована: научно-исследовательские работы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, опытно-конструкторские работы, заканчивавшиеся конструкторской документацией. Без НИР, НИОКР и ОКР невозможно было начать разработку ни одного изделия. Заимствованного слова "дизайн" тогда ещё не было, отчасти его заменял отечественный термин "художественное конструирование". Возможно, если бы мы сегодня вернулись к этому, более узкому, названию, стало бы меньше тех, кого сбивает "легкомысленное" слово "дизайн". А значит, уменьшилось бы количество производителей, которые видят в этом этапе работы неоправданные затраты и стремятся на нём сэкономить.
Сами с усами?
Подавляющее большинство наших производителей высокотехнологичной продукции сами решают, как будет выглядеть их продукт. К такому выбору их подводят несколько обстоятельств. Во-первых, многие просто не знают о существовании специалистов, способных взять на себя весь блок дизайнерских работ. Во-вторых - дорого. А в-третьих, производители высокотехнологичной продукции не позволяют неспециалистам вмешиваться в результат научной работы.
- Дизайнеров, которые понимают, как работает прибор, как он устроен и, соответственно, что в нём можно изменить, очень мало, - говорит заместитель генерального директора ООО "Нано Скан Технология" Евгений Горский. - Мои коллеги отдавали прибор на так называемую "дизайнерскую проработку". Им нарисовали очень красивую картинку, по которой совершенно нельзя было понять, как это разбирается-собирается. На рынке много непрофессионалов. Они могут что-то сделать, не двигая блоки, которые я как-то расположил. Понять, что это можно подвинуть сюда, а провод можно проложить под таким-то углом, из-за чего поменялся бы внешний вид, но функциональность осталась бы прежней, они не способны. Поэтому, я думаю, чтобы дизайнерам получать много заказов, им надо в первую очередь поднимать свой уровень.
Конечно, высокая сложность наукоёмких приборов объясняет неготовность производителей делить начальный этап дизайнерских работ со специалистом-неучёным. Однако, как правило, к моменту разработки дизайна они в деталях представляют, где и как будет использоваться их прибор, то есть, говоря иначе, готовы предоставить значительную часть дизайн-стратегии.
- До того как обратиться в дизайн-студию, мы пять лет занимались изучением эргономики своей эксимер-лазерной офтальмологической установки, - говорит Сергей Вартапетов. - Мы работаем с этим прибором в клинике Святослава Фёдорова и в совершенстве знаем, как чувствуют себя врач и больной, когда подходят к установке. Мы знаем, что если расположить эту деталь на пять сантиметров ниже, то врач будет ударяться коленом, что здесь нужен крючок, а эта часть должна сниматься. Мы абсолютно точно можем поставить задачу дизайнеру. И всё равно в процессе работы требуется миллион переделок! Поэтому моё мнение таково: дизайнер должен быть ещё и конструктором. За внешней формой он должен чувствовать и как резисторы расположить, и как "железку" смонтировать. Это целый конгломерат знаний, которые необходимы не только художнику с эстетическим вкусом, но и технологу, инженеру. Это необязательно должно быть сконцентрировано в одном человеке, дизайн-бюро может собрать людей разных специальностей, которые дополнят друг друга.
Несмотря на молодость рынка промышленного дизайна в России, у нас уже есть команды, которые практикуют такой подход.
- Сейчас в сферу деятельности дизайнера входит намного больше полномочий, чем когда-то, - говорит арт-директор Студии Артемия Лебедева Тимур Бурбаев. - Это определённый тренд: дизайн как эстетическая составляющая уже идёт априори, по умолчанию. Теперь акцент смещается в сторону проработки сценария - как этот аппарат будет устанавливаться, собираться, разбираться, ремонтироваться.
- Красота иногда уходит на десятый план, - объясняет Сергей Смирнов. - Конечно, внешний вид важен, особенно для компаний с именем-брендом, но если изделие никто никогда не видит или оно служит для поддержания жизни недоношенных младенцев весом в 500 граммов, то здесь дизайнер решает задачи уже другого уровня.
Словом, без понимания предназначения и сути работы нового изделия максимально эффективный дизайн невозможен. Как говорит главный конструктор ООО "Нано Скан Технология" Алексей Мезин, "дизайнер должен хотя бы раз в неделю пиво пить с технологами, чтобы осознавать возможности производства".
Поле деятельности и участники
Промышленный дизайн - новое направление для России, и на сегодняшний день даже сложно определить объём этого рынка. По большей части, услуги промдизайна предоставляют предприятия малого бизнеса или инфраструктурные подразделения крупных предприятий, внутренние расходы которых сложно выделить. Тем не менее можно оценить этот сектор на примере конкретных высокотехнологичных отраслей промышленности. Так, в гражданском судостроении объём рынка в ближайшие пять лет достигнет 400-600 миллиардов рублей. По оценке специалистов Некоммерческого партнёрства по проведению экспертизы в области промышленности и энергетики "Экспертный клуб", доля промышленного дизайна составит три - семь процентов от этой цифры. Основные игроки на российском рынке промышленного дизайна в гражданском судостроении - компании Кореи, Норвегии, Голландии, Франции и Японии.
Российские дизайнеры тоже успешно осваивают это поле, но пока ещё молодой рынок не отсеял тех, чья деятельность не отвечает понятиям передового промдизайна. Поисковые системы выдают сотни компаний и частных лиц, предлагающих услуги промышленного дизайна, но производители, имеющие значительный опыт взаимодействия с дизайнерами, говорят о значительной доле тех из них, кто не готов работать на заявляемом уровне. Есть даже такие, кто на запрос заказчика отвечают либо молчанием, либо отказом. Много фрилансеров, обещающих выполнить все работы в одиночку. Немалая часть - компании, предоставляющие неплохие концепции разработки изделия, но не имеющие примеров реализованных проектов, что говорит о большом количестве желающих работать в нише промдизайна, но не начавших делать это. И ещё одна многочисленная категория - дизайнеры, на все вопросы заказчика отвечающие: "Нет проблем!".
- Мы долго искали, кто может взяться за такую работу, и многие компании нам говорили: "Дизайн? Нет проблем!". А я знаю, что есть проблемы! - говорит Сергей Вартапетов. - Просто огромные проблемы у нас в стране с промышленным дизайном! И если человек говорит мне, что запросто сделает любой дизайн, только заказывай, я знаю, что от него надо бежать.
Портрет заказчика изменил финансовый кризис: раньше основным клиентом дизайн-студий был частник, сейчас приходится рассчитывать в первую очередь на крупные проекты с финансированием государственного масштаба. Промышленный дизайн - это инвестиции в долгосрочные проекты, и пошатнувшаяся мировая финансовая система подрезала возможности малых компаний. Тем не менее, руководители дизайн-студий отмечают, что доля производителей наукоёмкой продукции составляет сейчас до 50 процентов от общего числа их клиентов.
В чём сложность
Одна из основных сложностей на сегодняшний день - отсутствие технологий. Закладывая в макет какую-либо пластмассовую панель, производитель хочет понимать, где эта панель будет изготовлена, за какое время и какую цену. Пока же нередко дизайн-студии норовят отметить этот этап в техзадании строкой "Изготовим где-нибудь в Китае".
- Где именно? - интересуется Сергей Вартапетов. - А если там не делают или делают не так? Кроме того, даже если всё сделают как надо, но это будет стоить миллион долларов, мне это сразу не надо! Я на рынок не выйду с такой ценой. Сроки, цена, конструкторская документация, гарантия качества - необходима неразрывная цепочка, иначе работа не имеет смысла.
Разрозненность этапов работы, неполнота всего цикла, отсутствие некоторых необходимых звеньев приводит к туманной стратегии дизайна и, как следствие, непредсказуемому результату.
Конструкторская документация - тоже непростая задача для дизайнеров. Порой партнёры ищут компромисс, разделяя задачи между заказчиком и исполнителем.
- Мы заказали дизайн в Студии Артемия Лебедева, - рассказывает Сергей Вартапетов. - И пошли по такому пути: они нам делают эскизы, а мы - конкурсную документацию. Хотя они хорошо изучили и понимали техническую сущность, мы всё же разделили фронт работ, чтобы нам самим досконально понимать, все ли формы, заложенные в рисунке, возможно воспроизвести именно в таком виде. И там, где были нестыковки, искали компромисс: либо они меняли эскиз, либо мы искали другое техническое решение. И всё же пока цена немного вышла из приемлемого для нас диапазона из-за того, что не до конца решены вопросы технологичности. Если вы используете хорошие и удобные технологические приёмы, цена падает, если же технологии не отлажены - цена растёт. Мы работаем с тремя сильными дизайнерскими группами, и у всех видим эту проблему, характерную для нашей страны: нет промышленных технологических предложений. И появиться им пока неоткуда - спроса-то нет, промышленность не работает. И ещё сложность - в отсутствии достаточного опыта у наших дизайнеров, особенно в плане работы с большими формами. Всё же наукоёмкий прибор "метр на метр на метр" - это не корпус для мобильника или выключателя. Они первый раз этот путь проходят. Мы присматриваемся сейчас к одной студии в Германии, у которой, в отличие от наших дизайнеров, есть опыт работы с большеразмерными изделиями. Они могут дать нам всё: и документацию, и всю технологию. Но дизайн таких сложных вещей - процесс очень долгий. В нём задействованы много менеджеров, специалистов, дискутировать надо очень много и плотно, и работать на чужом языке и на расстоянии труднее.
Слабо развитая промышленность - ещё одно серьёзное препятствие для развития промышленного дизайна, особенно для производителей с мелкими заказами. Заказ относительно небольших партий элементов изделий из пластика или металла увеличивает и без того немаленькую стоимость дизайн-работ, вынуждая производителей значительную часть работ выполнять самостоятельно.
- В небольших заказах никто не заинтересован, нет здорового рынка, - говорит Евгений Горский. - Предприятия, у которых есть оборудование, получают заказы от оборонки и газонефтяной отрасли, знают всех своих заказчиков. За мелкого клиента "со стороны" никто не борется - незачем. В итоге, мало того что мы пока сами занимаемся дизайном, так ещё и непонятно, где производить детали... А качественно сделанный и дорого выглядящий прибор, конечно, имеет больше шансов попасть на рынок.
Учитывая государственный масштаб проблем на пути развития промдизайна и его не менее государственную значимость, и дизайнеры, и производители говорят о необходимости господдержки этого направления.
Что делает государство
Один из наиболее активно обсуждаемых вариантов - соинвестирование дизайн-проектов: производитель получает из федерального бюджета какую-то часть средств для оплаты услуг дизайнера. Такое предложение рассматривалось в Министерстве промышленности и торговли ещё год назад, но практического выхода до сих пор не получило.
Проблема с соинвестированием не только в деньгах, но и в новом знании: новое направление требует новых компетенций. Конечно, в России есть вузы, которые готовят специалистов по дизайну, в том числе и промышленному, и даже предлагают образовательные стандарты, но за неимением опыта молодым дизайнерам приходится добирать нужные знания "в бою", обучаясь практическим навыкам уже после вузов.
- Чтобы не переучиваться после вуза, студентам-дизайнерам нужна хорошая практика на предприятиях, - говорит руководитель секции промышленного дизайна Экспертного клуба промышленности и энергетики Степан Сыроватко. - Образовательные стандарты в области дизайна нужно пересматривать, и некоторые вузы уже делают это. Однако пока предложения учебных заведений оторваны от промышленности. Разработка образовательного стандарта в области дизайна, учитывающего мнение профессионалов, - это системный вопрос всего образования и профессионального сообщества. Наш Экспертный клуб ведёт работу по формированию инфраструктуры кадрового развития в высокотехнологичных отраслях промышленности, и несколько профессиональных стандартов планируем разработать в 2010 году.
Кроме стандартов образования и трудностей с финансированием, нельзя не отметить другие системные проблемы, мешающие развитию промдизайна (некоторые из них носят отраслевой характер): несовершенная нормативная база, закрытость информации, отсутствие унификации, устаревшие ГОСТы и ОСТы. Отдельные ведомства уже пытаются решать эти задачи: так, Министерство промышленности и торговли сейчас разрабатывает проект федерального закона "Технический регламент по безопасности изделий медицинского назначения", включающий требования к их внешнему виду. Кроме этого, Минпромторг включил в "Программу по развитию малого и среднего бизнеса" концепцию развития высокотехнологичной промышленности, а в ФПЦ "Развитие гражданской морской техники" - большой блок по разработке и созданию новых конкурентоспособных судов.
В прошлом году Экспертный клуб промышленности и энергетики запустил программу по интеграции дизайна в промышленность и проект "Промышленный центр продюсинга, маркетинга и социокультурных проектов", пытаясь сформировать партнёрство. В результате серии мастер-классов по дизайну в области вертолётостроения, машиностроения, медицинской техники несколько российских компаний получили заказы, а по итогам конкурсов и стажировок для дизайнеров специалисты Экспертного клуба отбирают тех, кто хочет и способен стать управленцем - продюсером в промышленности. А Министерство экономического развития обещает в 2010 году инвестировать 1,3 миллиарда рублей в создание центров развития дизайна.
Экономика и менталитет
Учитывая, сколько времени обычно проходит в нашей стране от первых движений "наверху" до их заметного влияния на будни простого человека, во избежание разочарований не стоит ожидать мощного развития промышленного дизайна в ближайшие месяцы. Тем не менее наши производители осознают, пусть пока и не поголовно, что привлекательный внешний вид продукта напрямую влияет на коммерческий успех. А изменение мировоззрения в данном случае столь же важно, как и инициативы высшей государственной власти: недооценка профессионального дизайна значительной частью наших учёных и производителей негативно сказывается не только на их сегодняшнем успехе, но и на конкурентоспособности отечественной продукции завтра.
Лицом любой технологии является предмет - конкретный продукт, полученный с помощью этой технологии. Изменить уверенность соотечественников в том, что мы действительно можем делать вещи, по всем параметрам не хуже, чем за рубежом, сложно. С другой стороны, так же сложно искоренить нашу склонность считать себя профессионалами во всём. Поэтому заметная готовность производителей к диалогу с дизайнерами - уже успех. Дальше - хочется их плодотворных совместных действий с государством. Правда, некоторые производители высказывают мнение, что развитие промдизайна в секторе высокотехнологичной продукции необходимо до такой степени, что вполне сможет развиться и без господдержки: рынок заставит. Но тут же оговариваются: это самая недальновидная позиция - не вкладываться в дизайн. Через какое-то время результат многолетнего труда окажется на задворках рынка, и убеждать потребителей, что "внутри он такой же", как и зарубежный аналог, будет поздно.
Источник: STRF.ru