В течение дня представители департаментов Министерства образования и науки РФ, десяти российских технических вузов из Москвы, Казани, Ижевска, Перми, Самары, Рязани, Омска и около двух десятков предприятий и учреждений оборонной промышленности в плотном рабочем графике обсуждали старые, решенные и нерешенные, проблемы подготовки кадров для ОПК и поднимали новые, возникающие в процессе реформирования высшей школы.
На пленарном заседании с докладом об итогах выполнения государственного плана подготовки кадров для ОПК в 2009 году выступил начальник отдела высшего профессионального образования и вузовской науки Рособразования Сергей Игнатьев, который отметил, что часть позиций прошлогоднего решения совещания была выполнена как предприятиями, так и вузами. В этом году количество заявок, поданных предприятиями и структурами оборонного конкурса, увеличилось. Положительная динамика есть, и подобные совещания, по мнению Сергея Игнатьева, дают свои результаты. В 2010 году плановый государственный заказ кадров для ОПК составит уже около 12 тысяч человек.
Концепцию системы подготовки кадров для атомной промышленности представил в своем докладе директор департамента управления персоналом госкорпорации "Росатом" Дмитрий Булавинов. Опытом профориентационной работы с потенциальными абитуриентами, поступающими на оборонные направления, и особенностями подготовки кадров для ОПК поделились представители вузов, лидирующих в этой области. В частности, с докладом о сотрудничестве ИжГТУ с предприятиями ОПК Поволжья и Урала выступил Борис Якимович, ректор Ижевского государственного технического университета - вуза, возглавляющего список лидеров.
Доклады сменились продолжительной дискуссией, которая разгорелась на следующем этапе совещания, во время заседания круглого стола "Проблемы кадрового обеспечения ОПК и высокотехнологичных отраслей промышленности". И хотя Сергей Игнатьев отметил, что за минувший с первого совещания год Рособразованием было сделано все от него зависящее, вопросов к нему у представителей высшей школы и предприятий оказалось множество. В отличие от прошлого совещания, в этом году среди выступающих было немало именно представителей промышленности, все острее осознающих актуальность партнерства высшей школы и работодателя. Причем последних, как и вузовскую общественность, тревожит не только старение кадров ОПК, но и низкое качество знаний и умений молодых специалистов, часто выбирающих оборонные направления по остаточному принципу.
Участники совещания приняли решение выйти в правительство РФ, Министерство образования и науки РФ с рядом конструктивных предложений. Среди них - увеличение числа специальностей, обозначенных в постановлении правительства РФ о Госплане подготовки кадров для ОПК, возможность проведения отдельного конкурса инновационных проектов для вузов, участвующих в реализации Госплана, обеспечение взаимосвязи реформы высшей школы со стратегией развития оборонно-промышленного комплекса РФ и другие пункты, актуальные для системы образования и производственного комплекса.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Сергей Игнатьев, начальник отдела высшего профессионального образования и вузовской науки Рособразования:
В следующем году у нас заканчивается действие постановления правительства, и в очередном постановлении, которое будет рассчитано на 2011-2015 годы, перед предприятиями оборонного комплекса нужно поставить уже более реальную цифру - обозначить в постановлении то количество выпускников, которое действительно необходимо им. Потому что 11 тысяч 800 человек, которое было заявлено в этом году (в следующем году будет 12 тысяч) - цифра явно завышенная.
Также с учетом того, что у нас появились федеральные и национально-исследовательские университеты, считаю, что необходимо рассмотреть вопрос о придании вузам - лидерам в области выполнения гособоронзаказа статуса отраслевых университетов. Думаю, это подтолкнет отстающие вузы, работающие в этом направлении, стремиться к группе лидеров.
Рустам Идрисов, главный федеральный инспектор по Удмуртской Республике:
Полагаю, что необходимо пересмотреть и сформировать государственный заказ подготовки кадров для предприятий ОПК с учетом современных задач и требований. Необходимо также помнить, что в условиях переориентации оборонных предприятий на выпуск оборонной продукции ключевое значение имеет создание системы переподготовки кадров, позволяющее в относительно короткие сроки осуществить переквалификацию специалистов, акцентированную на решение новых задач. На федеральном уровне уже приняты решения о поддержке инновационных малых форм - в частности, в положении федерального закона от 2 августа 2009 года урегулированы вопросы создания бюджетными научными образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности. Следует активизировать работу по реализации этого положения.
Считаю, что такие совещания, собирающие представителей вузовского сообщества, промышленных предприятий и федеральных органов власти, становятся уже хорошей традицией. И те решения, которые принимаются здесь, будут находить понимание и самую активную поддержку в аппарате полномочного представителя в Приволжском федеральном округе.
Валерий Москаленко, проректор по учебной работе Московского государственного технического университета им. Э.Н. Баумана:
Например, одна проблема в том, что многие "направленцы" предприятий параллельно с госзаказом поступают в несколько вузов (по правилам, как известно, во время приемной кампании они могут подать копии своих документов сразу в несколько вузов). Вузы их, разумеется, берут, особенно в условиях демографического кризиса и недостатка абитуриентов, а предприятие в результате лишается возможности получить этого специалиста на договорной основе.
Уже в прошлом году мы ратовали за то, чтобы такой " целевик" попадал в общую базу: вузы не могли бы уже принимать от него документы и брать на основании общего конкурса, как от уже выразившего желание участвовать в системе госзаказа и заключившего договор на целевую подготовку. В этом случае он будет реализовывать свои договорные отношения с предприятием и поступать в вуз по своему, кстати, конкурсу. Это нерешенная проблема, в том числе и в нашем вузе. В этом году часть таких абитуриентов поступила на бюджетную форму обучения уже без всяких договорных обязанностей - они свободны в выборе и, если обнаруживаются в процессе приемной кампании вакантные места, где они проходят по конкурсу, - они их занимают.
Вторая проблема - это проблема работы с самими предприятиями, с кадровыми службами на стадии создания базы данных и формирования контингента. Здесь много неразберихи. Предприятия часто начинают работать в последний момент, не имея плана госзаказа. Мы начинали в этом году работать с предприятиями буквально с ноября и собираемся в новом учебном году повторить этот опыт. В процессе такой работы выясняются и многие ошибки: например, предприятие формирует свой план приема, не учитывая лицензии вуза, кадровики заказывают специалистов на те направления, которые в данном вузе не лицензированы. В результате план корректируется, часть мест из плана госзаказа "возвращается" на обычный бюджетный конкурс. Конечно, предприятий много - это три ведомства, и ситуации в каждом разные. В постоянном контакте с ними накапливается опыт и находятся удачные решения, но до автоматизма, который в этих делах должен присутствовать, этот механизм не доведен.
Еще одна проблема: с введением нового закона о защите конфиденциальной информации становится проблематичным поставлять сведения по обучению "направленцев" предприятиям, которые заключили с ним договор. Для этого требуется согласие самого обучающегося, и я не уверен, что все его дадут. Предприятия запрашивают, как он сдавал сессию, пропускал ли занятия, как учился, а это все в сочетании с фамилией, адресом и т. д. подпадает под закон. С будущими абитуриентами мы этот вопрос решим при приеме, заранее и, если он не готов соблюдать эти условия, вуз его просто не возьмет. А как быть с теми, кто уже заключили договоры и учатся? Тут потребуется мозговой штурм - со стороны вузов и предприятий, чтобы удовлетворить закону и вести сопровождение и обучение на такой договорной основе.
В тесном сотрудничестве вузов и предприятий, заинтересованных в результатах, многие проблемы можно решить. Мы обеспечиваем конкурс для абитуриентов по госзаказу, он, как известно, несколько ниже, чем конкурс на бюджетную форму обучения: чтобы предприятие в результате получило двух специалистов, нам они должны, как минимум, прислать трех поступающих для участия в конкурсе. Если даже предприятия не справляются - вузы сами подхватывают инициативу, кого-то тоже рекомендуют.
Но есть проблемы, которые не решаются усилиями только заинтересованных вузов или предприятий. Например, настораживает то, что до сих пор правительством не утвержден перечень специальностей, по которым вузы будут готовить своих студентов. В связи с переходом на многоуровневую подготовку специалитет остался в "тени", как бы на последнем месте, и существующий "де-факто"он не оформлен " де-юре", нет утвержденного списка специальностей. Это вызывает некоторый пессимизм у абитуриентов и их родителей, которые принимают решение, с результатами которого они будут иметь дело через пять-шесть лет. Как быть, если выбранная специальность в дальнейшем не будет утверждена и окажется этаким "вымирающим мамонтом"? Нас уже ждет набор очередного года, необходимо иметь план набора, но мы пока не осведомлены даже о сроках, когда этот заветный список появится.
Наконец, некоторая неопределенность правовой базы может сказаться не теперь, а в будущем, на реальном количестве молодых специалистов, которые в итоге придут на предприятия-заказчики. Существует возможность, что молодой человек через пять-шесть лет передумает, вернет средства, оговоренные в договоре - для части выпускников они покажутся небольшими, и устроится на другое предприятие, другую работу, которую он оценит как более перспективную или высокооплачиваемую.
Дмитрий Булавинов, директор департамента управления персоналом госкорпорации "Росатом":
- Дмитрий Владимирович, какие требования предъявляются к молодым специалистам в вашей сфере деятельности?
Также считаю, что надо подумать над тем, чтобы возвратиться к системе распределения. Это, наверное, радикально, но иначе мы или стреляем из пушки по воробьям, или занимаемся пустой работой. На кого бюджет тратит деньги? На подготовку сотрудников для зарубежных исследовательских центров или для иностранных компаний? Естественно, должна быть не советская система распределения, а какая-то другая. Но, если на тебя потратило деньги государство, если ты обучался за счет бюджета, то отработать три-пять лет - это нормально. Если не хочется делать этого, есть альтернатива - можно обучаться за свои деньги, и ты свободен. Есть и другая альтернатива - даже если ты обучался за бюджетные деньги, ты все равно можешь не пойти работать по распределению, вернув эти деньги государству. Можешь вернуть их сам, или же их может вернуть работодатель, который заинтересован в тебе. Нет в мире ничего бесплатного, все равно кто-то за что-то платит. Получается, за что же платит государство?
Александр Дорф, главный конструктор ФГУП "Ижевский механический завод":
А молодые специалисты на предприятиях нужны всегда, потому что у нас происходит определенный провал вот уже в течение семи лет - отличники, к сожалению, к нам не идут, и предприятиям ОПК достаются те, кто не смог найти себя в других сферах. И очень большой отток: если останутся двое из пяти-шести человек, которые приходят к нам на стажировку, то это уже хороший результат.
Борис Якимович, ректор Ижевского государственного технического университета:
Прошедшее совещание системно обобщило результаты работы в области подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса не только высших учебных заведений, но и промышленных предприятий, федеральных структур, которые формируют объем заказываемых специалистов для тех или иных направлений подготовки. Поэтому первый важный результат работы этого совещания - подведение итогов совместной деятельности по выполнению гособоронзаказа. Каждый из участников поделился опытом, рассказал о том, как происходил набор абитуриентов усилиями вузов и предприятий, что необходимо делать дальше, чтобы выпускники вузов, обучающиеся в рамках гособоронзаказа, пришли именно на предприятия и были бы там полезны. Это второй продуктивный итог встречи. И, наконец, мы впервые подняли на совещании очень важный вопрос: как осуществлять выполнение гособоронзаказа в условиях двухуровневой подготовки? В постановлении Правительства РФ, регламентирующем работу по гособоронзаказу, не определен в качестве уровня подготовки магистерский уровень. Мы предложили не только считать необходимым обучение по магистерским программам в рамках оборонзаказа, но и определили требуемые критерии и дисциплины, которым должны соответствовать магистерские направления.
Впервые на совещании присутствовали или делегировали свои полномочия федеральные структуры, заинтересованные в результатах совместной работы - "Росатом", "Роскосмос", Министерство промышленности и торговли РФ, Рособразование, которые показали, как в их условиях (а они у всех совершенно разные) осуществляется подготовка специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Интерес и внимание к работе совещания проявили структуры власти - участие в нем представителей правительства Удмуртии и республиканских министерств становится традиционным.
Решение многих задач, обозначенных в постановлении совещания, возможно только в такой тесной связке, когда активность проявляют все заинтересованные стороны. Об этом свидетельствует и опыт Ижевского государственного технического университета, миссия которого с самого начала его существования состоит в подготовке кадров для оборонной отрасли. В течение многих лет нашими стратегическими партнерами являются предприятия Удмуртии и Уральского региона, с которыми у нас есть хорошие совместные результаты не только в области подготовки кадров, но и в научных разработках, и, что очень важно в условиях кризиса, в совместном производстве продукции. Могу назвать такие предприятия, как ФГУП "Ижевский механический завод", Воткинский машиностроительный завод, Сарапульский электрогенераторный завод, завод "Купол", Ижевский радиозавод. Такое сотрудничество очень важно и с точки зрения подготовки наших будущих специалистов. Это уже не массовая подготовка инженеров, включая систему двухуровневой подготовки, это индивидуальное обучение, требующее соответствующих подходов, которые реализуются в нашем университете.
Исходя из результатов работы по гособоронзаказу, в прошлом году мы вместе с нашими стратегическими партнерами - предприятиями ОПК сделали определенные выводы с учетом всех недостатков и возникших проблем. И в этом учебном году целенаправленная работа проводилась уже с октября 2008 года прежде всего факультетами, которые вместе с предприятиями готовят специалистов для оборонной отрасли. Это дало ощутимые результаты.
Одно из достижений нашего университета - система многоуровневого непрерывного профессионального образования. Именно благодаря ей в этом году мы осуществили неплохой набор по гособоронзаказу и даже попросили дополнительные бюджетные места. К нам на инженерную подготовку пришли выпускники начального и среднего профессионального образования, а это неслучайные студенты.
В рамках выбранной нами концепции в вузе развивается два направления. Первое направление - это создание научно-образовательных комплексов, которые формируются исходя из существования бакалавриата и магистратуры. В рамках кафедр с традициями подготовки специалитета нельзя подготовить качественного магистра, потому что содержательная часть его работы носит исключительно исследовательский характер и отличается от дипломного проекта специалиста. Сегодня на промышленных предприятиях шаг за шагом вымывается исследовательская работа, им навязываются устаревшие западные технологии, которые будут неконкурентоспособны уже через два-три года. Из этой ситуации есть выход - вести такие работы в высших учебных заведениях в рамках подготовки магистров и аспирантов. Именно поэтому важно обратить внимание на то, чтобы в постановлении правительства о подготовке кадров для ОПК присутствовала и магистратура. Опыт двух наших достаточно сильных научно-образовательных комплексов "Механика" и "Радиотехника", которые создают продукцию на мировом уровне и развивают собственное производство, говорит о том, что этот подход может быть востребованным и продуктивным.
Второе направление, которое мы развиваем в течение многих лет, связано с непрерывным профессиональным образованием. Сейчас совместно с Министерством промышленности и торговли РФ вуз реализует проект создания учебного центра для высокотехнологического сектора промышленности. Методика разработана по заказу Минпромторга РФ. Задача у нас четкая и конкретная - используя минимальное количество ресурсов, выстроить такую систему, которой пользовались бы все, начиная от начального профессионального образования и заканчивая магистерской и аспирантской подготовкой. Считаю, что это очень важный новый шаг в представлении о том, как должна осуществляться система непрерывного технического образования, в том числе и для предприятий ОПК.
Актуальность многих вопросов, поднимаемых нашим сообществом, еще раз подтвердилась на совещании по проблемам развития оборонно-промышленного комплекса, которое президент Дмитрий Медведев провел в подмосковном Реутове буквально спустя неделю после нашего совещания. Там очень четко и жестко было подчеркнуто, что, с одной стороны, наши предприятия должны выпускать конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка и Министерства обороны РФ, с другой - необходимы системные решения, которые позволили бы снизить затраты на производство этой современной военной техники. В решении этих задач главную роль играют грамотные, высококвалифицированные инженерно-технические специалисты, владеющие современными методами оценки снижения затрат, новыми технологиями и способные применять их в проектировании и производстве изделий. Подготовка таких специалистов становится все более актуальной и важной задачей, и технические университеты в рамках выполнения плана по гособоронзаказу должны учитывать все современные реалии и проблемы, которые стоят перед государством и предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
Владимир Костин, проректор по учебной работе Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева:
Кстати, формированием контингента сейчас озаботились и сами предприятия. Недавно у нас в министерстве промышленности состоялось совещание, где мы договорились, что будем проводить дни открытых дверей вместе с предприятиями. Может быть, не все абитуриенты, посетившие предприятия, затем пойдут через целевую контрактную подготовку. Но в любом случае, если они побывают, допустим, на авиационном предприятии, увидят новое оборудование, увидят производственный процесс, это произведет на них впечатление.
Еще один важный момент связан с производственной практикой. Сегодня предприятия не очень-то хотят просто так принять на практику, допустим, человек 500. Но они готовы принять тех, кто будет у них работать в будущем. И все те студенты, с кем мы заключаем договоры, уже с первого курса ориентированы на дальнейшую работу и вполне могут закрепиться на предприятии. Молодежь часто инерционно смотрит на предприятия, считая, что там нет простора для своего развития, хотя сейчас ситуация изменилась. И наши студенты видят и понимают, что на предприятиях, с которыми мы работаем, есть все условия для карьерного роста.
Конечно, основная проблема закрепления молодых специалистов - это отсутствие жилья. Я считаю, если бы в тех городах, куда мы традиционно направляли наших выпускников, действовали какие-то льготы для них по линии городов, от этого выиграли бы все. Ведь мы не можем готовить специалистов только для своих городов - существуют разные профессиональные школы, и везде нужна свежая кровь.
Конечно, вопросов в области подготовки кадров для оборонного комплекса множество, хотя в целом я бы не назвал ситуацию тупиковой. У нас растет конкурс на инженерные специальности, мы стали теснее работать с предприятиями, которые конкретно формулируют, чего им не хватает в том или ином направлении. Но очень многое нам еще предстоит решать.
Анатолий Клочков, помощник ректора Рязанского государственного радиотехнического университета по стратегическим вопросам:
Сергей Лукачев, проректор по формированию контингента Самарского государственного аэрокосмического университета им. Академика С.П. Королева:
- Все мы думаем и работаем в одном направлении. У всех проблемы одни и те же. Вообще, с моей точки зрения, гособоронзаказ "построен" неправильно. Дело в том, что в любом случае предприятия дают Министерствам заказ: какие им нужны специалисты. Все эти заказы стекаются в Рособразование, которое комплектует в соответствии с этими заказами контрольные цифры приема в каждый вуз. То есть фактически нам уже заложены все оборонные специальности, которые интересуют наши дружественные предприятия. Фактически госзаказ уже есть!
Но в соответствии с постановлением 2006 года в рамках этого госзаказа появился еще гособоронзаказ. Причем этот алгоритм составлен так, что предприятия сами должны комплектовать абитуриентов, сами выдавать списки тех ребят, с которыми они договорились и которые готовы работать.
Но, если говорить откровенно, наполовину эти списки липовые. Когда абитуриенты видят, что могут поступить без договора, они поступают на общих основаниях, без всякого договора. И фактически получается, что на эти направления ребята поступают просто из-за того, что туда легко поступить, потому что можно пройти практически вне конкурса. Это лазейка. А хорошие ребята с приличными баллами хотят учиться на конъюнктурной специальности, где и конкурс большой, и проходные баллы высокие. У нас это в основном информационные технологии и все специальности, связанные с вычислительной техникой. Конкурс бешенный, ребята идут туда очень толковые.
Вот эти два момента играют отрицательную роль. И в результате снижается качество контингента, поступающего по Гособоронзаказ.
На мой взгляд, самая целесообразная форма подготовки специалистов для оборонных предприятий - это целевая контрактная подготовка студентов старших курсов.