02.12.2009 20:22 Администратор
Печать PDF
Image12 ноября в Москве, в Министерстве промышленности и торговли состоялась защита проекта ИжГТУ "Разработка методики по созданию учебных центров для высокотехнологичных и других приоритетных секторов промышленности".

Как уже сообщалось, весной 2009 года Министерство промышленности и торговли РФ вышло с антикризисной инициативой создания Программы повышения эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности.

В рамках этой программы среди вузов, учебных центров и предприятий России был объявлен открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение прикладных научно-исследовательских работ в области развития кадрового потенциала высокотехнологичных секторов промышленности.

Несмотря на жесткие сроки подготовки проектов и первый опыт участия в конкурсе непрофильного ведомства, проект ИжГТУ стал лучшим в одном из лотов этого конкурса:

Докладчиками на защите проекта в Министерстве промышленности и торговли выступили руководитель проекта ректор ИжГТУ Борис Анатольевич Якимович и директор Института непрерывного профессионального образования ИжГТУ Николая Сергеевич Сивцев при участиипервого заместителя генерального директора ОАО "Ижмаш"Владимира Алексеевича Кутергина.

Николай Сергеевич Сивцев

О главной идее проекта и о работе над ним рассказывает Николай Сергеевич Сивцев:

"Прежде, чем поручить кому-то разработку одного из сегментов (лотов Программы ) представители различных организаций приглашались в Москву для участия в обсуждении проекта предстоящей научно-исследовательской работы. Затем был объявлен официальный конкурс, на который мы подали заявку (кстати, весьма обстоятельную- 500 листов!) на так называемый "лот" или раздел и, в результате, оказались победителями среди восьми конкурентов - серьезных и уважаемых структур (один из соискателей контракта, например, - Учебный центр корпорации " Оборонпром" и т. д. )

В чем актуальность и основная идея нашего проекта? Эта работа исключительна актуальна с одной стороны в условиях мирового кризиса, когда предприятия вынуждены или увольнять или переучивать кадры и в то же время обусловлена внутренней необходимостью ситуации в России. По логике развития России сегодня нужны прорывные инновационные технологии , которые позволили бы нашей экономике сделать рывок вперед, а нашим предприятиям -выпускать не только нефть, золото и алмазы, но другую конкурентную на мировом рынке продукцию. Российская промышленность достаточна сильна, чтобы производить многие другие ценности, но кадры, как говорил один небезыизвестный нам человек, - кадры при этом "решают все".

Если экономка России будет развиваться так, как мы бы хотели, - а альтернативы у нас нет, как нет и времени на медленные шаги, иначе мы превратимся в банановую республику, которая качает нефть и газ, так вот при выборе пути модернизации, по данным экспертов уже в следующем году нам понадобится 3 млн. квалифицированных специалистов, а к 2015 году - уже 10 миллионов! При этом мы знаем, что нашим молодым выпускникам, которые приходят на предприятия нужно пять, а то и больше лет, чтобы адаптироваться и стать зрелым специалистом.

У нас есть примеры учебных центров внутри солидных могучих корпораций и организаций - вот передо мной проспект корпорации "Сухой" - такие компании могут позволить себе и многие имеют в своей структуре собственные учебные центры подготовки, но их мало для развития экономики страны.

Реальным результатом нашего проекта и должно стать создание так называемых учебных центров дополнительной профессиональной подготовки, профессионального образования прежде всего для тех, кто уже имеет определенный образовательный уровень - не только высшую, но и начальную или среднюю профессиональную подготовку.

Позволю себе смелость сказать: нам категорически не хватает компетентных управленческих кадров, которые могли бы грамотно перестраивать работу предприятий. Мы знаем множество предприятий-банкротов, куда приходят временные управляющие, которые так или иначе пытаются вывести эти предприятия из кризиса. Если им это удается - это хороший управленец, профессионал. Так вот, задача такого рода учебных центров (УЦ), создание которых, заметьте, не случайно инициируется именно Министерством промышленности и торговли, а не Рособразования, - сделать рывок в кадровом потенциале. Для этого подготовка специалистов в таких центрах должна идти не на уровне сегодняшнего, а на уровне завтрашнего дня, строиться на принципах опережающего обучения для инновационной экономики.

В процессе разработки мы предлагали несколько вариантов базы, на которой могли бы создаваться такие УЦ - и на базе вузов, и на базе предприятий, но инициатор программы Министерство промышленности и торговли хотело бы видеть такие УЦ при высокотехнологичных предприятиях , которые имеют возможность предоставить площади, оборудование и т. д. Но существует еще и интеллектуальный продукт , интеллектуальная собственность, которой владеют вузы, вузовские сотрудники, преподаватели и ученые. Поэтому мы в своем проекте представляем эти учебные центры, как некий тандем промышленных предприятий и образовательного сообщества.

Владимир Алексеевич Кутергин

При защите нашего проекта перед экспертами министерства участвовал первый заместитель генерального директора ОАО "Ижмаш" Владимир Алексеевич Кутергин. Именно на базе ОАО "Ижмаш", одного из ведущих предприятий в республике, мы представляем себе создание такого эффективного и перспективного центра, хотя, войти своей долей, стать соучредителями в УЦ могут и другие предприятия или образовательные учреждения республики.

Сегодня проект переходит из теоретической в практическую плоскость, и собственно создание УЦ в большей степени будет зависеть уже от усилий предприятий и деятельности их управленцев. Наша научно-исследовательская работа оплачена министерством, но финансирование его создания зависит ,в основном, от средств, изысканных предприятиями и образовательными учреждениями, от стартового капитала, который могли бы для этого аккумулировать многие заинтересованные предприятия республики, например, участники известной промышленно - экономической Ассоциации Удмуртии "Развитие"

В процессе работы над проектом мы провели несколько предусмотренных техническим заданием проектных семинаров, куда приглашали представителей наших заводов, организаций образования, заинтересованных министерств. На этих семинарах от представителей промышленности звучало совершенно четко:"мы в такой ситуации, что нам не до того...Нам нужны средства на новое оборудование, технологии и т. д., на такую роскошь, как кадровое переобучение, наших средств не хватает" Эту позицию я озвучил в Москве на презентации проекта" и услышал от экспертов ответ:"умный, грамотный директор, руководитель предприятия не может не знать, что в производстве, помимо технологий и оборудования, есть неизбежная и необходимая кадровая составляющая". Иначе для чего и для кого это новое оборудование и технологии?

Собственно, структура предполагаемого учебного центра может быть достаточно разнообразной, это зависит от возможностей и решений его соучредителей. Нам представляется, например, что это может быть форма автономного некоммерческого образовательного учреждения дополнительного профессионального образования с соответствующими подразделениями - от отдела маркетинга до корпуса не просто преподавателей, а сертифицированных преподавателей, владеющих прорывными в технологиями, скажем, лазерными или нанотехнологиями, приглашенными из разных вузов и даже городов.

Борис Анатольевич Якимович

При этом вузы входят в УЦ своим интеллектуальным потенциалом: на предприятиях просто нет специалистов, которые могут предложить учебный план или учебную программу (замечу, что программы дополнительного профессионального образования- - это очень серьезный вопрос, задача для классного профессионала). Формы взаимодействия и способы организации образовательных учреждений - соучредителей учебных центров также могут быть разными. Например, Б. А. Якимович предложил в проекте кластерную структуру учебных центров для отраслевых вузов целых регионов, которые могли бы объединить свои потенциалы в том же автомобилестроении, или например, судостроении.

Основная доля финансирования УЦ ДПО - внебюджетная, в нашем случае - это ОПК республики, в том размере, в каком определят сами предприятия -заказчики услуг центра. Но учебный центр может зарабатывать определенные средства и по так называемому принципу "многофункционального функционирования". Дополнительные средства могут дать льготное налогообложение предприятий-соучредителей центра, включение затрат предприятия в цену изделия, развитие государственно-частного партнерства. Конечно, такие механизмы требуют юридического обоснования и могут быть реализованы только в законодательном порядке.

Еще один источник, которому до сих пор уделяется исключительно недостаточное внимание - это интеллектуальная собственность, тот " уставной" капитал, которым владеют именно вузы. Каждая учебная программа, план, разработка - это интеллектуальная собственность, за которую надо платить. В рамках создания УЦ необходима идентификация, учет и оценка интеллектуальной собственности, в реальной экономике это необходимое условие ее коммерческого использования.

Между тем, не секрет, что весь российский рынок интеллектуальной собственности находится лишь в стадии становления...В проекте мы приводим динамику выдачи патентов в США, Китае и в России - сравнение отнюдь не в нашу пользу! По совершенно официальным данным Роспатента стоимость той интеллектуальной собственности, которая находится в эксплуатации сегодня, т. е. в легальном хозяйственном использовании - составляет около 500- 600 млрд. рублей, а реально за нее "заплачено" всего лишь в 11 млрд.!

Наши предприятия и организации только начинают понимать, что кроме использования традиционных финансовых ресурсов, существует еще и такой финансовый инструмент, как право на интеллектуальную собственность, который, кстати, не только позволяет увеличить прибыль предприятия, но и оградить себя от конкурентов. Нам необходима четко действующая система в этой области, которую надо создавать для всей страны и, как минимум, этим инструментарием должны владеть современные управленцы и менеджеры.

На самом высоком уровне, в том числе, руководители Роспатента и Минпромторга к этой проблеме относятся очень серьезно. Неслучайно в техническом задании к проекту перед нами ставилась задача сделать не только анализ текущего рынка интеллектуальной собственности, но и дать наши конкретные предложения по решению проблем, по подготовке программ для УЦ в этой области и т. д. - то есть, подразумевается, что в УЦ этому целенаправленно будут учить специалистов, - и все это дает надежду.

Разумеется, при реализации проект будет дорабатываться, будут возникать новые вопросы и будут поиски их решений. Но проект одобрен и принят, в декабре в столице состоится совещание по проекту с представителями предприятий и образовательных организаций регионов страны, а в ближайшее время представители заказчика проекта - Минпромторга собираются приехать к нам, чтобы увидеть, как мы воплощаем его в жизнь на земле удмуртской. Это доверие хотелось бы оправдать.

Надеюсь, что сам проект станет толчком, поможет давно сформулированной идее взаимодействия работодателя и вузов эффективно реализоваться. Сторонников идеи немало, и мы рады, что в их числе - и руководство ОАО "Ижмаш". Конечно, один действующий центр по профессиональному дополнительному образованию для всей страны - это капля в море. Но, если нас поддержат "генералы от промышленности", то он будет рассматриваться как разработка для тиражирования, и мы, конечно, заинтересованы, чтобы он был реализован - даже не только в Уральском регионе, а в России в целом".
Обновлено 02.12.2009 20:22
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаЭкспертизаЭкспертизаИжГТУ ищет партнеров
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»