Как уже сообщалось, весной 2009 года Министерство промышленности и торговли РФ вышло с антикризисной инициативой создания Программы повышения эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности.
В рамках этой программы среди вузов, учебных центров и предприятий России был объявлен открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение прикладных научно-исследовательских работ в области развития кадрового потенциала высокотехнологичных секторов промышленности.
Несмотря на жесткие сроки подготовки проектов и первый опыт участия в конкурсе непрофильного ведомства, проект ИжГТУ стал лучшим в одном из лотов этого конкурса:
Докладчиками на защите проекта в Министерстве промышленности и торговли выступили руководитель проекта ректор ИжГТУ Борис Анатольевич Якимович и директор Института непрерывного профессионального образования ИжГТУ Николая Сергеевич Сивцев при участиипервого заместителя генерального директора ОАО "Ижмаш"Владимира Алексеевича Кутергина.
Николай Сергеевич Сивцев |
О главной идее проекта и о работе над ним рассказывает Николай Сергеевич Сивцев:
"Прежде, чем поручить кому-то разработку одного из сегментов (лотов Программы ) представители различных организаций приглашались в Москву для участия в обсуждении проекта предстоящей научно-исследовательской работы. Затем был объявлен официальный конкурс, на который мы подали заявку (кстати, весьма обстоятельную- 500 листов!) на так называемый "лот" или раздел и, в результате, оказались победителями среди восьми конкурентов - серьезных и уважаемых структур (один из соискателей контракта, например, - Учебный центр корпорации " Оборонпром" и т. д. )
В чем актуальность и основная идея нашего проекта? Эта работа исключительна актуальна с одной стороны в условиях мирового кризиса, когда предприятия вынуждены или увольнять или переучивать кадры и в то же время обусловлена внутренней необходимостью ситуации в России. По логике развития России сегодня нужны прорывные инновационные технологии , которые позволили бы нашей экономике сделать рывок вперед, а нашим предприятиям -выпускать не только нефть, золото и алмазы, но другую конкурентную на мировом рынке продукцию. Российская промышленность достаточна сильна, чтобы производить многие другие ценности, но кадры, как говорил один небезыизвестный нам человек, - кадры при этом "решают все".
Если экономка России будет развиваться так, как мы бы хотели, - а альтернативы у нас нет, как нет и времени на медленные шаги, иначе мы превратимся в банановую республику, которая качает нефть и газ, так вот при выборе пути модернизации, по данным экспертов уже в следующем году нам понадобится 3 млн. квалифицированных специалистов, а к 2015 году - уже 10 миллионов! При этом мы знаем, что нашим молодым выпускникам, которые приходят на предприятия нужно пять, а то и больше лет, чтобы адаптироваться и стать зрелым специалистом.
У нас есть примеры учебных центров внутри солидных могучих корпораций и организаций - вот передо мной проспект корпорации "Сухой" - такие компании могут позволить себе и многие имеют в своей структуре собственные учебные центры подготовки, но их мало для развития экономики страны.
Реальным результатом нашего проекта и должно стать создание так называемых учебных центров дополнительной профессиональной подготовки, профессионального образования прежде всего для тех, кто уже имеет определенный образовательный уровень - не только высшую, но и начальную или среднюю профессиональную подготовку.
Позволю себе смелость сказать: нам категорически не хватает компетентных управленческих кадров, которые могли бы грамотно перестраивать работу предприятий. Мы знаем множество предприятий-банкротов, куда приходят временные управляющие, которые так или иначе пытаются вывести эти предприятия из кризиса. Если им это удается - это хороший управленец, профессионал. Так вот, задача такого рода учебных центров (УЦ), создание которых, заметьте, не случайно инициируется именно Министерством промышленности и торговли, а не Рособразования, - сделать рывок в кадровом потенциале. Для этого подготовка специалистов в таких центрах должна идти не на уровне сегодняшнего, а на уровне завтрашнего дня, строиться на принципах опережающего обучения для инновационной экономики.
В процессе разработки мы предлагали несколько вариантов базы, на которой могли бы создаваться такие УЦ - и на базе вузов, и на базе предприятий, но инициатор программы Министерство промышленности и торговли хотело бы видеть такие УЦ при высокотехнологичных предприятиях , которые имеют возможность предоставить площади, оборудование и т. д. Но существует еще и интеллектуальный продукт , интеллектуальная собственность, которой владеют вузы, вузовские сотрудники, преподаватели и ученые. Поэтому мы в своем проекте представляем эти учебные центры, как некий тандем промышленных предприятий и образовательного сообщества.
Владимир Алексеевич Кутергин |
При защите нашего проекта перед экспертами министерства участвовал первый заместитель генерального директора ОАО "Ижмаш" Владимир Алексеевич Кутергин. Именно на базе ОАО "Ижмаш", одного из ведущих предприятий в республике, мы представляем себе создание такого эффективного и перспективного центра, хотя, войти своей долей, стать соучредителями в УЦ могут и другие предприятия или образовательные учреждения республики.
Сегодня проект переходит из теоретической в практическую плоскость, и собственно создание УЦ в большей степени будет зависеть уже от усилий предприятий и деятельности их управленцев. Наша научно-исследовательская работа оплачена министерством, но финансирование его создания зависит ,в основном, от средств, изысканных предприятиями и образовательными учреждениями, от стартового капитала, который могли бы для этого аккумулировать многие заинтересованные предприятия республики, например, участники известной промышленно - экономической Ассоциации Удмуртии "Развитие"
В процессе работы над проектом мы провели несколько предусмотренных техническим заданием проектных семинаров, куда приглашали представителей наших заводов, организаций образования, заинтересованных министерств. На этих семинарах от представителей промышленности звучало совершенно четко:"мы в такой ситуации, что нам не до того...Нам нужны средства на новое оборудование, технологии и т. д., на такую роскошь, как кадровое переобучение, наших средств не хватает" Эту позицию я озвучил в Москве на презентации проекта" и услышал от экспертов ответ:"умный, грамотный директор, руководитель предприятия не может не знать, что в производстве, помимо технологий и оборудования, есть неизбежная и необходимая кадровая составляющая". Иначе для чего и для кого это новое оборудование и технологии?
Собственно, структура предполагаемого учебного центра может быть достаточно разнообразной, это зависит от возможностей и решений его соучредителей. Нам представляется, например, что это может быть форма автономного некоммерческого образовательного учреждения дополнительного профессионального образования с соответствующими подразделениями - от отдела маркетинга до корпуса не просто преподавателей, а сертифицированных преподавателей, владеющих прорывными в технологиями, скажем, лазерными или нанотехнологиями, приглашенными из разных вузов и даже городов.
Борис Анатольевич Якимович |
При этом вузы входят в УЦ своим интеллектуальным потенциалом: на предприятиях просто нет специалистов, которые могут предложить учебный план или учебную программу (замечу, что программы дополнительного профессионального образования- - это очень серьезный вопрос, задача для классного профессионала). Формы взаимодействия и способы организации образовательных учреждений - соучредителей учебных центров также могут быть разными. Например, Б. А. Якимович предложил в проекте кластерную структуру учебных центров для отраслевых вузов целых регионов, которые могли бы объединить свои потенциалы в том же автомобилестроении, или например, судостроении.
Основная доля финансирования УЦ ДПО - внебюджетная, в нашем случае - это ОПК республики, в том размере, в каком определят сами предприятия -заказчики услуг центра. Но учебный центр может зарабатывать определенные средства и по так называемому принципу "многофункционального функционирования". Дополнительные средства могут дать льготное налогообложение предприятий-соучредителей центра, включение затрат предприятия в цену изделия, развитие государственно-частного партнерства. Конечно, такие механизмы требуют юридического обоснования и могут быть реализованы только в законодательном порядке.
Еще один источник, которому до сих пор уделяется исключительно недостаточное внимание - это интеллектуальная собственность, тот " уставной" капитал, которым владеют именно вузы. Каждая учебная программа, план, разработка - это интеллектуальная собственность, за которую надо платить. В рамках создания УЦ необходима идентификация, учет и оценка интеллектуальной собственности, в реальной экономике это необходимое условие ее коммерческого использования.
Между тем, не секрет, что весь российский рынок интеллектуальной собственности находится лишь в стадии становления...В проекте мы приводим динамику выдачи патентов в США, Китае и в России - сравнение отнюдь не в нашу пользу! По совершенно официальным данным Роспатента стоимость той интеллектуальной собственности, которая находится в эксплуатации сегодня, т. е. в легальном хозяйственном использовании - составляет около 500- 600 млрд. рублей, а реально за нее "заплачено" всего лишь в 11 млрд.!
Наши предприятия и организации только начинают понимать, что кроме использования традиционных финансовых ресурсов, существует еще и такой финансовый инструмент, как право на интеллектуальную собственность, который, кстати, не только позволяет увеличить прибыль предприятия, но и оградить себя от конкурентов. Нам необходима четко действующая система в этой области, которую надо создавать для всей страны и, как минимум, этим инструментарием должны владеть современные управленцы и менеджеры.
На самом высоком уровне, в том числе, руководители Роспатента и Минпромторга к этой проблеме относятся очень серьезно. Неслучайно в техническом задании к проекту перед нами ставилась задача сделать не только анализ текущего рынка интеллектуальной собственности, но и дать наши конкретные предложения по решению проблем, по подготовке программ для УЦ в этой области и т. д. - то есть, подразумевается, что в УЦ этому целенаправленно будут учить специалистов, - и все это дает надежду.
Разумеется, при реализации проект будет дорабатываться, будут возникать новые вопросы и будут поиски их решений. Но проект одобрен и принят, в декабре в столице состоится совещание по проекту с представителями предприятий и образовательных организаций регионов страны, а в ближайшее время представители заказчика проекта - Минпромторга собираются приехать к нам, чтобы увидеть, как мы воплощаем его в жизнь на земле удмуртской. Это доверие хотелось бы оправдать.