Недавно список книг, автором которых является заведующий кафедрой "Производство машин и механизмов" профессор Олег Иванович Шаврин, пополнился монографией "Как формировать выводы по диссертации и составлять заключение ученого совета". Конкретика, содержащаяся в названии, не мешает автору считать, что книга может быть полезна широкому кругу читателей. Именно с обсуждения этого тезиса началась наша беседа.
- Олег Иванович, поясните, кому же все-таки адресована книга?
Олег Шаврин |
- Согласно аннотации - "думающему научному работнику, который с ее помощью сможет проанализировать результаты своего труда и грамотно, информативно для читателя их представить". Хотя я убежден, что в современном мире думающим должен быть не только научный работник, но и, скажем, журналист или руководитель. Тут главный акцент я ставлю на слове "думающий".
В монографии две части: первая посвящена тому, как формировать выводы, а вторая - составлять заключение по диссертации. Не умаляя важности второй части, я все-таки считаю, что первая - это своего рода базис, и здесь ошибки в формулировках могут испортить впечатление от работы.
Но если взглянуть шире, то осмелюсь утверждать, что с необходимостью правильно формулировать выводы мы встречаемся не только при написании научной квалификационной работы, каковой является диссертация. Существуют ряд общих требований, например, требование об информативности выводов. Их нельзя, как это нередко случается, заменять словами о проделанной работе. Кроме того, крайне важна и сама последовательность представления выводов.
Вообще, книга появилась на базе небольшой брошюры, которую я написал несколько лет назад. Сегодня уже можно признаться - родилась та брошюра на заседаниях диссертационного ученого совета, где мне нередко приходилось слышать неудачно сформулированные выводы. Однажды на мои очередные "придирки" один из моих учеников прямо предложил: "А вот Вы возьмите и расскажите нам, как надо писать выводы!". В итоге появилась брошюра - в ней было маловато примеров, но все равно это издание вызвало интерес у научной общественности. Стали поступать пожелания расширить список примеров, аналитический раздел - так появилась книга.
- Если порядок формирования выводов универсален как для научного исследования, так и для любой другой деятельности, почему же Вы базируетесь именно на примерах из реальных авторефератов диссертаций?
- Причин несколько. Начну с того, что я практически всю свою жизнь связан с наукой: сам защитил кандидатскую и докторскую диссертации, подготовил немало учеников, прочитал огромное количество авторефератов диссертаций и более 30 лет являюсь членом диссертационных ученых советов, 7 лет был членом ВАК. Так что опыт в этом плане немалый, информация копилась буквально годами. К тому же при написании книги я ставил цель не только передать свои советы моим ученикам, но и оказать посильную помощь всем молодым ученым, которые желают достойно представить на рассмотрение диссертационного ученого совета результаты своей работы. Не следует забывать, что сегодня в связи с двухуровневой системой подготовки в вузе диссертация является завершающим этапом обучения магистров. Поэтому актуальность книги и изложенных в ней советов, на мой взгляд, возрастает.
- Вы приводите много сведений, прямо скажем, "справочного" характера - паспорта научных специальностей, например. Это, вероятно, повышает практическую полезность книги?
- Думаю, что да. Кроме того, на эти паспорта есть прямые ссылки в тексте, когда я рассматриваю примеры и анализирую выводы по конкретным авторефератам.
- Не умаляя информативности примеров по материалам авторефератов, на мой взгляд, все-таки очень яркими стали примеры про Галилея на Пизанской башне и про суммирование нечетных чисел. Как они попали в такую серьезную научную компанию?
- Скажу откровенно: книга, за счет ее привязки к текстам конкретных диссертаций, получилась не слишком простой для чтения. Тем не менее я всегда держал в голове мысль, что определенные практические советы по правилам формулирования выводов полезны широкому кругу читателей. Поэтому постоянно стремился упростить используемые примеры. Однако в случае конкретных диссертаций сделать это довольно сложно. Тогда я попытался найти хотя бы несколько таких иллюстраций, которые наглядно показывают любому, а не только научному работнику, чем, скажем, вывод отличается от слов о проделанной работе. Вот так появились в книге примеры про Галилея и суммирование чисел.
- Монография издана в ИжГТУ год назад, но уже стала в нашем университете определенной библиографической редкостью: ее нет на прилавке в книжной лавке первого корпуса, нет в научной библиотеке ИжГТУ. Ничего о ней не слышали несколько аспирантов, мнение которых я пыталась узнать...
- Так сложились обстоятельства. Но определенные действия для изменения этой ситуации предпринимаются как с моей стороны, так и со стороны руководства ИжГТУ. Уже два года по линии отдела аспирантуры я читаю лекции перед соискателями, как раз базируясь на материалах своей книги. Правда, саму книгу многие вряд ли читали. Еще одно могу сказать: в научной библиотеке университета монография тоже скоро должна появиться - так мне сказал ректор Б.А. Якимович. И я надеюсь, что тем молодым ученым, которые в ближайшее время будут готовить диссертацию к защите, мои советы окажутся доступны и полезны.
- Спасибо, Олег Иванович. Новых Вам творческих успехов и талантливых учеников.