03.03.2010 15:35 Администратор
Печать PDF
ImageТезисы доклада на 3-й Международной конференции по управлению "Бизнес & Образование" (ICBME), которая состоялась 25-26 января 2010 г. в Банкоке (Таиланд).

"Некоторые проблемы взаимообусловленности эмоционального интеллекта в контексте этического поведения и успешности обучения"

Авторы: Обухова Н.И., к.и.н., доцент кафедры" Экономики и организации производства", Воткинский филиал ИжГТУ; Ledesma Rodolfo, PhD, Associate Professor College of Commerce and Economiks Konkuk University, Seoul, Korea; Alexandre Repkine, PhD, Assistant Professor College of Political Science and Economics, Korea University Seoul, Korea. (Воткинский филиал ИжГТУ, Россия; Университет Конкук, г. Сеул, Южная Корея; США (штат Висконсин).

Образование - стержневой социальный институт, в рамках которого реализуется фундаментальная потребность общества в становлении и развитии личности, адекватной современным социальным реалиям и сегодня это особенно важно в условиях, связанных с переходом ряда стран к постиндустриальному обществу, отличительными чертами которого является информационно-технологическая революция. Знания становятся главной производительной силой. Знание становится силой не в его "форме знания, но в качестве непосредственного органа социального праксиса", т.е. также как машины, когда те служат "органами человеческого мозга, созданными человеческими руками силой объективированного знания [6]. Вследствие чего изменяется состав активного населения развитых стран. Знания и наука усугубляют свою важность в совокупности производительных способностей национальных государств, что обусловливает количество вложений в эту сферу. В конце 60-х годов доля чистых инвестиций в интеллектуальную сферу в развивающихся странах составила 3-5% ВНП, а в развитых 10-15% [5]Это значит, что расхождение с развивающимися странами в будущем не прекратит увеличиваться. Таким образом, знание становится самым значительным аргументом для экономического развития.

В процессе образования происходит процесс воспитания личности. Студенчество относится к той социально-демографической группе молодежи, в составе которой молодые люди достигают зрелости, готовятся к осуществлению социальных ролей и функций в общественном производстве

В процессе воспитания, образования под воздействием конкретного общества и культуры формируется личность. В этом контексте культура выполняет функции социокультурного наследования, обеспечения устойчивого развития и одновременно функцию развития рефлексии человека и общества. Таким образом, она является смыслообразующим стержнем жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Сент-Экзюпери в "Планете людей" [8] писал, что окружающий мир постигается через культуру, следовательно, культура личности гомеоморфна культуре общества. Через погружение человека в соответствующую среду идет формирование личности. Приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации является основной целью образования. Таким образом, образование играет чрезвычайно важную роль в социализации человеческого индивида и является одной из основных отраслей человеческой деятельности.

Когда мы говорим о воспитании эмоционально-нравственной культуры, то имеем в виду создание культуросообразных условий, ориентированных на эмоционально-потребностную сферу студента и стимулирующих его самовоспитание и саморазвитие. Эмоции - их необходимая составляющая, имея в виду и чувства. Объединяет эти понятия отношение к тому, что окружает человека и что с ним происходит. "Пробуждение порождающих человека сил", исходящее из способности "к выполнению долга не по принуждению, а по доброй воле; не из страха, а из творческого импульса и любви" [1]

В вузе справедливо считают, что нравственность и интеллект и структурно, и жизненно взаимосвязаны; они определяют ценностный мир человека. Поэтому с первого курса и до завершения образования студент должен жить в нравственно-интеллектуальной атмосфере. Но разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция. Эмоции, неуправляемы взрывы стали главным врагом интеллекта. Но любая негативная эмоция - это ошибка в картине мира человека, в его представлении об окружающем пространстве и ощущении себя и своей роли в этом пространстве. Картина мира предполагает множество убеждений человека о том, что из себя представляет наш мир. И какую роль человек в этом мире играет. Как только любые два убеждения начинают противоречить друг другу - это вызывает негативную эмоцию. Человек может иметь четко устоявшийся стереотип правильного поведения, но наступает момент, когда он понимает, что этот стереотип не срабатывает и он должен вступить в противоречие со своим убеждением. Появляется большое количество негативных эмоций: страх принять решение и ошибиться, вина за любое из двух решений, подавленность, злость на себя, гнев на людей, которые участвуют в ситуации и т.д. Развитая сила управления эмоциями способствует увидеть причину негативной эмоции (конфликт нескольких убеждений), после чего оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, а не под воздействием "внутренних пружинок".

Но все указанное выше отнюдь не говорит о том, что люди с высоким уровнем жизненной успешности - эмоционального интеллекта имеют высокий интеллектуальный коэффициента - имеют успешность в обучении. Но они хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно. Они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

Есть ли существенные различия в этической стороне восприятия и поведения между студентами вуза с высокими результатами обучения и их менее успешными сокурсниками. В особенности конкретно более успешные в обучении студенты с высокими оценками предположительно более амбициозные, в большей степени склонны к этичному поведению, чем их менее успешные коллеги.

Вопрос важен, поскольку многие недавние исследования в отношении этичности мышления студентов направлены на совместное проведение групп студентов университетов разных стран и культурных общин. Они не делают разницы между студентами, усердно работающими над своим образованием и всеми остальными. [9],[10],[11],[12]. Исследования направлены на отнесение каждого студента определенной категории к какой-либо группе исследователей либо будущих лидеров. При этом такое обобщение может быть , а может и не быть обоснованным. Если оно не обосновано, существует серьезные предпосылки организации этического образования в высших учебных заведениях. Это может означать перераспределение ограниченных ресурсов.

Такое образование может оказаться достаточным решением возникшей ситуации. Были опрошены студенты вузов трех стран: России, (Воткинский филиал ИжГТУ), Южной Кореи (Университет Конкук, г. Сеул), США (штат Висконсин). Мы изучали гипотезу об отсутствии различий между этической стороной восприятия и поведения студентов с низкими и высокими оценками. Статистический анализ проводился для проверки наличия подобной разницы. В наших анкетах были изучены демографические, академические и культурные факторы, такие как возраст, пол, культурный уровень, количество лет обучения, раса, религия и т.д.

Студенты отвечали на анкету, содержащую 10 вопросов, относящихся к их этическим установкам и основанных на семибалльной шкале Ликерта с определением этичности или неэтичности. Вопросы анкеты основывались на 6 сегментах, которые позволяют определить уровень эмоционального интеллекта: моральная справедливость, эгоизм, формализм, нигилизм, релятивизм, утилитаризм, которые обычно используются в большинстве исследований этической стороны поведения. Кроме того, чтобы сделать опрос многокритериальным [12] респонденты проходили проверку на поведение и суждение в семи этических ситуациях или этических дилеммах таких как мошенничество, пиратство, коррупция, авторское право, плагиат, и вторжение в частное пространство.

Анализ и проведение более объёмного и серьезного исследования находится в стадии разработки. Данная статья является попыткой констатировать предположение, о том, что эмоциональная сфера личности, в условиях обучения вуза повышает свой порог эмоционального интеллекта и этического восприятия. Поэтому эффективность обучения не всегда зависит только от оценки знания за дисциплинарные экзамены.

Many recent studies on ethics concerning college students focus on the aggregate behavior of groups of university students, across countries and cultures. More importantly, they neglect to include socio-economic factors that could explain in part the circumstances for the unethical behavior (Armstrong et al, 2003; Crittenden et al, 2009; Franke and Nadler, 2008; Jung, 2009; Smith et al, 2002).

In this study we examine the propensity for academic dishonesty or unethical behavior among college business and nonbusiness students across three countries: Russia, South Korea and the U.S. The study differs from previous studies on academic dishonesty in that we include a number of socio-economic and cultural variables that have not been considered in the past. Aside from such academic dishonesty variables found in Iyer et al (2006) as membership in a fraternity, whether the student is a business major or not, GPA, years in college, gender, part-time employment, self-esteem, and technological innovativeness, and such contextual factors in Hrabak et al (2004) as peer pressure and competitive pressure, and personality in McCabe et al (2001), we also consider the following individual (including economic/financial) and cultural factors: race (or nationality), religion, if the student is receiving some form of scholarship; an estimate of the range of the student's household or family income; if the student has siblings (or the number of brothers and sisters); if the student lives alone; if the student lives with his/her family; if full-time or part-time at the college. The other cultural factors we consider include the following: if the student has traveled abroad, studied abroad, lived abroad or worked abroad.

Among other things, for example, whereas many American college students are likely to live alone (or with peers but not family members) while in college for the so-called ‘college experience,' many Korean students live with their parents for economic and cultural reasons. A good portion of Russian university students can also be observed to live with their parents (Aleksandrova, 2009). This is one of a number of hypotheses that we test statistically across the three countries. A home environment, as opposed to, say, living in a fraternity house with Greek fraternity brothers (McCabe and Trevino, 1997), if it does not act as deterrent, may mitigate the tendency toward dishonest academic behavior because it is possible to view the student's continuing home stay while in college as an extended stage of his/her upbringing where the acquisition of values could be assumed to continue. The link between education and upbringing has been studied before (Obuhkova, 2003).

To the extent that family income is highly correlated with academic ability or accomplishments (GPA), and that financial resources affect the college student's degree completion (Mazumder, 2003), then it is not inconceivable to posit some kind of direct and indirect link between such variables as part-time employment (Iyer et al, 2006), the availability of scholarship and family income on the one hand and academic ambition, misconduct and/or its perceptions on the other. High-performing (high GPA) students are also likely to be ambitious, and, if they also come from low-income families, are driven to seek out college scholarships.

The cultural aspects of the study derives from recent interest in recognizing that cultural intelligence (which some view as a matter of transferring emotional intelligence to other nations/cultures and hence part of the broader construct known as emotional quotient (EQ)) is now coming into its own as an integral part of global leadership competence (Alon and Higgins, 2005). At the intuitive level, someone who has travelled, studied or lived abroad and experienced first-hand rip-offs, bribery or corruption may have a different attitude, perception or level of tolerance about it on the return home.

Like Iyer et al (2006), we also test if business students engage in academic dishonesty more than nonbusiness students but our study differs in that we test for significance across three countries and cultures.

To make the survey multi-dimensional (Jung, 2009), the survey respondents are also tested on their ethical judgments and behavioral intentions by having them evaluate seven ethical situations or ethical dilemma scenarios related to piracy, corruption, copyright and privacy violation.

Academic dishonesty in the study is measured following McCabe and Trevino's (1993) scale, with additions from those developed by Kidwell et al (2003) and Iyer et al (2006) for a total of 18 items. For statistical purposes, the items were scored on a 5-point scale (0 = never, 1 = once, . . , 5 = many times).

The survey sample consists of over 400 students. Like Magnus et al (2002) and Hrabak et al (2004), we employ (after truncating the dependent variable ‘self-reported cheating,' the measure of dishonest academic behavior, to a binary variable where 0 = commit, 1 = did not commit) logistic regression to explain student behavior and perceptions of academic dishonesty. But unlike previous studies we also use Poisson regression to add another dimension to the statistical analysis of unethical behavior among college students. The dependent variable is converted into a count variable ranging from 0, 1, and more than once.

Литература:

Андреев, Д.Л. Собрание сочинений: В 3 т. Т.2. Роза Мира. - М.: Иной мир, 1992. - С .13

Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Emotional Intelligence Серия: Психология - лучшее. - М.: АСТ, 2008. 480с.

Гоулман, Д., Бояцис, Р., Макки, Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 г. 302 с.

Евтихов, О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. - СПб.: Речь, 2007.

Лиотар, Ж.-Ф. Знание в постиндустриальном обществе.//Alma mater. Вестник высшей школы. 2008, N4, С.54.

Маркс, К., Энегльс, Ф. Соч.2 Т.49

Морозов, А.В., Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический Проект, 2004.

Сент-Экзюпери, А. Избранное - Кишинев, 1976. 384с.

Armstrong, M., Ketz, J., and Owsen, D. (2003). Ethic Education in Accounting. Journal of Accounting Education. 21, 1-16.

Crittenden, V., Hanna, R. and Peterson, R. (1009). The Cheating Culture. Business Horizons, 52, 337-346.

Franke, G. and Nadler, S. (2008). Culture, Economic Development and National Ethical Attitudes. Journal of Business Research. 61, 254-264.

Jung, I. (2009). Ethical Judgements and Behavior: Applying a Multidimensional Ethics Scale to Measuring ICT Ethics of College Students. Computers & Education. 53, 940-949.

Robertson, C., Gilley, K., and Street, N. (2003). The relationship Between Ethics and Firm Practices in Russia and the United States. Journal of World Business. 38, 375-384.

Smith. K., Davy, J., Rosenberg, D., and Haight, G. (2002). A Structural Modeling Investigation of the Influrnce of Demographic and Attitudinal Factors and In-Class Deterrents on Cheating Behavior Among Accounting Majors. Journal of Accounting Education. 20, 45-65.

Stajkovic, A. and Luthans, F. (1997). Business Ethics Across Cultures: A Social Cognitive Model. Journal of World Business. 32 (1), 17-34.
Обновлено 03.03.2010 15:36
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаЭкспертизаЭкспертизаК вопросу о корреляции эмоционального интеллекта, этики и успешности обучения
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»