ФРГ в последние годы прилагает огромные усилия, чтобы закрепить молодёжь в науке, поэтому опыт немцев вызвал у собравшихся представителей активных сил российской науки закономерный интерес, ведь проблема кадров - одна из самых серьёзных для нашего сектора R&D (research and development). Причём дело не в том, что молодёжь не идёт в науку, - напротив, доля исследователей в возрасте до 29 лет увеличилась с 10% в 2000 году до 15% в 2004 году. Однако в дальнейшем сталкиваясь с неблагоприятной институциональной структурой и денежными проблемами, большинство молодых людей забрасывают исследования. Это подтверждает статистика: доля возрастной когорты учёных 30-39 лет неуклонно сокращается. В Германии с конца 1970-х годов эту проблему решают успешно.
(Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG) - негосударственный фонд, занимающийся поддержкой всего спектра фундаментальных исследований на конкурсной основе. В отборочных комиссиях решающий голос имеют учёные, а не чиновники).
DFG сотрудничает со всеми значимыми немецкими университетами, а также институтами научных обществ - Планка, Гельмгольца и других. Финансирование фонда государственное: треть дают земли, две трети - федеральный центр. Его общий годовой бюджет составляет два миллиарда евро. Более 96% этих средств идёт на содействие науке, в частности на поддержку исследовательской элиты, молодёжи и проектов в области международного сотрудничества.
Главный принцип работы DFG звучит как "снизу вверх" - исследовательские задачи и проекты учёные формируют сами, а фонд лишь отбирает те или иные заявки и оказывает их авторам грантовую поддержку.
Дефицит мозгов
О том, на что именно могут претендовать молодые учёные, подавая сегодня заявки на гранты DFG, рассказала Аньяна Буков, сотрудница отделения общества по поддержке молодых учёных и научно-исследовательских групп с участием аспирантов.
Начала г-жа Буков с прогнозов. Как полагают в Европе, к 2020 году странам ЕС понадобится ежегодно 700 тысяч молодых учёных. Пока что в Германии в год появляется два миллиона новых студентов, 213 тысяч выпускников (бакалавров и магистров) и 26 тысяч обладателей PhD. Немцы считают эти цифры недостаточными. Аньяна Буков привела список причин, выталкивающих молодёжь из науки, отчасти он актуален и для России:
В этой ситуации руководство DFG следует стратегии привлечения молодых талантов отовсюду в сочетании с предоставлением им максимальной самостоятельности на возможно более ранних стадиях научной карьеры. На практике это реализуется в многообразии гибких возможностей получения грантов, различных для каждой ступеньки занятости.
Как быстрее всего получить пропуск в мир современной науки
Центральным в выступлении г-жи Буков было понятие PhD (Doctor of Philosophy) - эта научная степень "открывает множество путей" и является пропуском в мир академической науки, высоких зарплат и автономности.
Традиционно PhD получали и получают в докторантуре (у нас ей соответствует аспирантура) под руководством одного наставника, "исполняющего роль папы или мамы". При этом неясным остаётся статус докторанта, продолжительность подготовки и её качество. Представители DFG уверены, что старая система себя исчерпала - ещё в 1970-е годы она вызывала отток потенциальных учёных из науки.
Поэтому на смену "традиционной" модели PhD приходит новая, "структурная модель". Она более компактна по продолжительности сроков защиты и ориентирована на более широкий рынок труда, не исчерпывающийся фундаментальной наукой: "докторанты должны быть не вечными студентами, а нормальными научными работниками".
Готовят PhD нового типа в группах подготовки исследователей (Research training groups), включающих 5-10 выдающихся учёных, 1-2 постдоков, 10-20 докторантов и наиболее талантливых студентов.
Группы формируются следующим образом: кто-то из выдающихся учёных подаёт заявку в DFG, в случае успеха получает деньги на зарплаты для докторантов, оборудование, переезды и прочие расходы. Финансирование группе выделяется на четыре года с последующей переаттестацией, максимальный срок - девять лет, за это время нужно подготовить три поколения PhD. "Ускорение и перестройка" весьма заметны, ведь традиционно степень в Европе получают за пять лет, а в США некоторые остаются докторантами до 10 лет.
Преимущества европейского нововведения очевидны. Это более комплексная подготовка, широкий методологический и теоретический базис, овладение комплементарными научными методиками, возможность ранних публикаций и участия в конференциях, обучение soft skills - подготовке презентаций, грамотному написанию статей, работе с базами данных и медиаресурсами.
Система PhD-групп создана, помимо прочего, и для притока в Германию талантливой молодёжи из других стран, в том числе из России - никаких ограничений для иностранцев нет, "остаётся только выбрать наиболее подходящую из 200 групп и подать нам заявку", пояснила Аньяна Буков.
Молодые иностранные мозги Германии очень нужны. Согласно приведённым данным, сами немецкие учёные после необходимой для современной научной карьеры учёбы за рубежом возвращаются на родину далеко не всегда, 15% предпочитают остаться работать за границей, прежде всего, в США.
В глобальной конкуренции за лучшие умы Германия (да и вся Европа) пока не может платить учёным такие же зарплаты, как в Америке, поэтому делает ставку на другие механизмы. В ЕС действует целый ряд специальных грантовых программ для молодых научных лидеров со всего мира, предоставляющих им широкую автономию и всё необходимое для создания собственных независимых исследовательских групп. В рамках таких программ, как подчеркнула г-жа Буков, фокус делается на гибкости, прозрачности инструментов, нацеленности на развитие личного профессионализма конкретного учёного.
Российская действительность многообразна
Выступление немецких коллег, обрисовавших в целом привлекательную картину поддержки научной молодёжи в Германии, вызвало оживлённую дискуссию участников встречи о ситуации в России.
Ведущий семинара проректор ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг пояснил гостям из Германии, что в России пока что система целенаправленной поддержки научной молодёжи ограничена - есть лишь президентские гранты и специализированные конкурсы РФФИ, РГНФ и Фонда Бортника. Специальная федеральная целевая программа будет принята, как ожидается, лишь в 2009 году.
Профессор химфака МГУ Татьяна Орецкая сообщила, что в России, оказывается, уже работает несколько групп по подготовке аспирантов, подобных немецким - профессор, пара десятков аспирантов, два кандидата наук и несколько студентов. Группы существуют при поддержке РФФИ, наши аспиранты имеют возможность стажироваться у германских партнёров, а немцы - в столичных научных институтах и МГУ.
Заместитель председателя совета Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) Виталий Конов рассказал, что фонд выделяет в год 150 миллионов рублей на поддержку мобильности молодёжи, после чего представители немецкой стороны спросили его, как решается проблема возвращения. "Я слышал, что у вас руководящие позиции занимают академики, которым 80 лет, не занимают ли они места молодых?" - поинтересовался наивный немецкий гость, и получил ответ: "Это всё не имеет отношения к российской действительности".
Леонид Гохберг, не согласившись с г-ном Коновым, пояснил, что возможным выходом из сложившейся ситуации может стать "выделение группы наиболее выдающихся учёных и профессоров - 15-20% - на высокооплачиваемые должности профессоров-консультантов".
Проректор ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев предложил не ограничиваться мобильностью молодёжи и привлекать для развития науки в России членов диаспоры, особенно сравнительно пожилых, подпадающих в ЕС под возрастные ограничения (об этом шла речь и на недавнем круглом столе OPEC.ru в "Александер-хаусе"). Немецким гостям такая идея показалась необычной и они её никак не смогли прокомментировать - в Германии после 65 лет занимать административно-научные посты в принципе невозможно. Но что немцу в диковинку, нам вполне годится: недавно в Курчатовский институт из Германии вернулся, в том числе и по возрастным причинам, выдающийся когнитивный психолог Борис Величковский.
Тема диаспоры, как оказалось, всерьёз интересует и РФФИ - Виталий Конов сообщил, что в фонде рассматривают вопрос привлечения наших соотечественников за рубежом для экспертизы грантовых заявок. Напомним, ранее РФФИ был принципиально против расширения корпуса экспертов за счёт диаспоры.
Аньяна Буков и Кристиан Шайх слушали дискуссию про экспертизу с большим удивлением. По словам г-жи Буков, DFG проводит свой конкурс программ развития вузов и НИИ, напоминающий нашу Инновационную образовательную программу (ИОП), и там вопрос оценки заявок решён однозначно: "в нашей программе эксперты из-за рубежа, поскольку все немецкие оказались предвзятыми". В России же, если судить по конкурсной практике, проблемы предвзятости не существует.
Итак, очередной семинар Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ГУ-ВШЭ оказался весьма продуктивным, на нём удалось привлечь внимание к широкому кругу проблем российской и международной науки, намного более многообразному, чем первоначально заявленная тема встречи. Проблем у нашей науки множество, и как только затрагивается какая-нибудь одна, приходится говорить о целом комплексе. В следующий раз сделать это можно будет в ходе международной конференции ИСИЭЗ 3-4 декабря 2007 года, посвящённой приоритетам научно-технического сотрудничества России и ЕС.