В объективе - Словакия
- Господин Гргач, какие проблемы перед современным высшим образованием стоят сегодня во всем мире?
- Прежде всего проблема в том, что разные страны имеют разные системы и ступени обучения. Теперь в Европе решается задача реализации трехступенчатой системы обучения: бакалавр, инженер, магистр и PhD-доктор. Вторая важная проблема в том, что молодые люди и в нашей стране, и в других европейских государствах не хотят изучать технические дисциплины. Они выбирают экономические и гуманитарные направления, и надо искать пути, как заинтересовать молодежь техникой.
- Та же ситуация, что и в России: выпускники школ не очень-то хотят становиться инженерами. А как вы решаете эти проблемы у себя в университете и в стране?
- Мы это уже ощущаем в том, что останавливаются промышленные предприятия, потому что там не хватает технических и инженерных кадров. И не знаем, как ситуация будет развиваться дальше: будет ли хватать тех специалистов, которых выпускают вузы, или государство предпримет какие-то шаги в поддержку технических вузов - например, выделяя им больше средств либо действуя другими методами.
- То есть должна быть государственная политика, способствующая возрождению престижа инженерных профессий?
- Да, должны быть государственная политика и связи с промышленностью, если промышленные предприятия заинтересованы получить людей с таким образованием, которые удовлетворяли бы их запросам и ожиданиям.
- У нас в России практически "на подходе" (если уже не подошла) еще одна проблема - так называемая демографическая яма, когда выпускников школ, потенциальных абитуриентов, становится с каждым годом все меньше. Ощущаете ли вы нехватку абитуриентов?
- Эта проблема начинает появляться и у нас, но наш факультет, который мы называем машиностроительный или материалов и технологий, ее пока не ощущает, потому что у нас несколько направлений, и студентов хватает. Тревожит другое - у них неравномерные интересы. Очень много студентов выбирает менеджмент и очень мало - технические специальности.
- Как вы думаете, почему сегодня инженерные специальности непопулярны среди молодежи?
- Дело в том, что, когда человек работает с техникой, это большая ответственность. А молодые люди не очень-то хотят брать на себя ответственность и такую нагрузку.
- Господин Гргач, чего вы ждете от этой конференции?
- Я у вас в первый раз, хотя в России уже бывал. И хочу посмотреть, как здесь идет обучение в университете, встретиться с людьми из других стран, повидать профессора Александра Балицкого, который обычно приезжает в Трнаву налаживать контакты между нашими университетами. К тому же теперь по своим функциям я, можно сказать, наследник или преемник ныне покойного профессора Йозефа Мудрика, почетного профессора ИжГТУ, который был доцентом нашего факультета и активно сотрудничал с вами.
- Действительно, те, кто оканчивает среднюю школу, выбирают прежде всего юридическое образование, медицину, экономику и совсем немногие - технику. Теперь все мы в Словакии остро ощущаем, что нам нужны инженерные кадры. Сейчас в Словакии работают огромные автомобильные концерны (среди них компании "Фольксваген" и "Пежо-Ситроен" - прим. автора), что очень важно для нашей маленькой страны, и то, что мы имеем много рабочих мест для инженеров, является для нас большим импульсом.
Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся, та, что выпускники средних школ, поступающие в вузы, имеют плохую подготовку по естественным наукам, математике, физике. А обучаться техническим специальностям без базовой подготовки, знания основ математики и физики невозможно.
Я занимаюсь инженерной педагогикой, и думаю, что это тоже важный путь для решения задач технического образования. То есть мы преподаем, обучаем ключевым компетенциям. Мы говорим: не обязательно знать все, но необходимо знать, как думать, как научно работать. Если мы научим студентов нашего вуза мыслить, то решение технических проблем они смогут найти сами.
Университет им. Александра Дубчека (г. Тренчин, Словакия) был организован в 1997 году на базе одного из оборонных предприятий бывшей Чехословакии в г. Тренчине в составе четырех факультетов: специальной техники, промышленных технологий, мехатроники и социально-экономических отношений.
Гости с Ближнего Востока
Одной из самых многочисленных делегаций, прибывших на форум, стала команда ученых, преподавателей и аспирантов из Сирийской Арабской Республики. Многие из них прекрасно говорят на русском языке, поскольку получали высшее образование на территории бывшего Советского Союза. Кстати, необходимо отметить, что в Сирии существует ассоциация советских и российских выпускников, в которую входят более 30 тысяч человек.
- Доктор Никола, Вы уже не первый раз приезжаете в ИжГТУ на международный форум. Какие у Вас цели и планы на конференции в этом году?
- В наших планах - будущее более плотное сотрудничество между ИжГТУ и Дамасским университетом. Мы надеемся на больший обмен студентами, преподавателями, а также на проведение совместных научных исследований в вузах. Вчера мы разговаривали с ректором ИжГТУ Б. А. Якимовичем. И пришли к единому мнению - нам необходимо активировать договор двухгодичной давности между нашими учебными заведениями. Мне кажется, что в полную силу он может заработать уже в будущем году. Кроме того, с нашей стороны исходит инициатива внести в совместный договор один новый пункт, касающийся так называемой Sandwich-системы, то есть когда аспирант работает с двумя научными руководителями из России и Сирии одновременно. Все исследования, касающиеся научной работы, также должны проводиться на территории двух государств поочередно. С помощью предлагаемой нами Sandwich-системы мы хотим не только повысить качество образования, но и избежать проблемы "утечки мозгов", потому как молодой ученый, поработав за границей, должен будет вернуться к себе на родину.
В ходе вчерашней беседы с Б. А. Якимовичем мы озвучили еще одну нашу просьбу - направить в Сирию преподавателей из ИжГТУ для планирования совместной работы. Нам необходима помощь российских коллег в развитии науки и образования в сирийских университетах. Наши преподаватели приезжали в технический университет уже около трёх раз, поэтому сейчас мы ждем инициативы от профессоров ИжГТУ.
- Что же всё-таки сделано в рамках того договора между ИжГТУ и Дамасским университетом, который был пролонгирован два года тому назад?
- В рамках того пролонгированного договора в 2009 году в стенах Дамасского университета на факультете искусств проходили летнюю практику несколько студентов факультета "Реклама и дизайн" ИжГТУ. Впечатление о ваших студентах у нас сложилось очень хорошее, и сами ребята хотят еще раз посетить нашу страну. Сейчас мы тоже готовимся прислать к вам на практику своих студентов. Я думаю, что те добрые отношения в области образования, которые сложились у Сирии и СССР, продолжатся в сотрудничестве с современными российскими вузами, в частности, с ИжГТУ.
- Система высшего образования во всем мире сегодня зависит от множества факторов. К примеру, в России в скором времени ожидается "демографическая яма". Какие проблемы у высшего образования в Сирии?
- Одной из самых острых проблем стало низкое качество преподавания в высших учебных заведениях Сирии, связанное в первую очередь с отсутствием зарубежных стажировок и обмена опытом между самими преподавателями. Как следствие, преподавание происходит по старым наработкам и программам, а передовыми изобретениями и методиками преподаватель просто не владеет. Еще одна важная проблема - недофинансирование в области научных исследований, стажировок преподавателей и аспирантов. На мой взгляд, молодые преподаватели должны иметь возможность раз в два года посещать зарубежные страны и вузы и знакомиться с новыми разработками и исследованиями. Поэтому для нас метод сэндвича - это шанс выйти на качественно новый уровень преподавания в сирийских вузах.
Родственная Венгрия
- Господин Орбан, ваш университет был одним из первых, с кем ИжГТУ наладил прочные деловые отношения на международном уровне. На ваш взгляд, что изменилось за минувшее время?
- Десять лет назад наше сотрудничество началось сначала на культурной почве, благодаря близости венгерского и удмуртского языков и культур. На проходившей в Будапеште конференции встретились ректор ИжГТУ Иван Васильевич Абрамов и наш ректор. Они познакомились друг с другом, и оба пришли к мнению - почему бы не наладить прямые научные и культурные связи, минуя Будапешт и Москву? И для нас, и для ИжГТУ это был первый случай такого взаимодействия без посредников. Поскольку у нас очень сильная архитектурная школа, а у вас инженерно-строительный факультет был организован в то время совсем недавно, то мы начали взаимодействие в строительной области: сначала я приехал в ИжГТУ, читал лекции по новейшим строительным технологиям, стройматериалам, используемым в Европе. Затем мы договорились об обмене студентами - по 10-15 студентов приезжали на две недели на практику к нам в Печ и, соответственно, наши студенты - в Ижевск. Далее студенты начали приезжать на более долгий срок - на целый семестр. Это было очень полезно для ваших студентов, поскольку они вышли на преддипломную практику и могли напрямую общаться с преподавателями архитектуры, познакомившись с европейским опытом проектирования и реконструкции домов. И подобная практика взаимообмена осуществляется по сей день.
Совсем недавно мой сын Золтан Орбан окончил заочную аспирантуру в ИжГТУ и успешно защитил кандидатскую диссертацию. И он не единственный, кто в Венгрии желает защищать кандидатскую в ИжГТУ. Конечно, было бы хорошо, чтобы сотрудничество продолжилось не только в строительном направлении, поскольку я знаю, что робототехника и автоматизация у вас гораздо сильнее, нежели у нас. Но это еще в перспективе. Главная наша задача сейчас - заинтересовать венгерских студентов в обучении по этим направлениям в ИжГТУ.
- А есть ли интерес у венгерских студентов и преподавателей к России?
- Вот у меня к России есть личный интерес, поскольку я закончил Московский инженерно-строительный институт (МИСИ) и не хочу потерять знания русского языка и отношения со многими русскими, со своими друзьями. Вначале, десять лет назад, наши студенты отправлялись сюда неохотно, поскольку здесь другие условия, другая культура, да и Россия была непонятна, мало кто её знал. Но все прошло хорошо, для них были созданы хорошие условия, была оказана денежная поддержка. Многих заинтересовал русский язык, необычная местная культура, традиционная удмуртская архитектура. Поэтому проблем с набором студентов для учебы в России сейчас нет.
- Что мешает, на ваш взгляд, более интенсивному сотрудничеству между нашими университетами?
- Очень мешает то обстоятельство, что уменьшается финансовая поддержка студентов со стороны государства. Нашим руководством периодически, каждые три-пять лет, выбираются страны, куда студенты могут поехать почти бесплатно, где им оказывается денежная поддержка. В первый этап попали Венгрия, Словакия, Чехия и др., затем - Украина и Россия, но сейчас, к сожалению, они выпали из сферы интересов. Что ж, это политика. Поэтому в этом году наши студенты уже не приехали к вам, так как они вынуждены платить очень большие деньги за проезд.
- Господин Орбан, нашим зарубежным гостям мы задаем один общий вопрос: какие проблемы сейчас стоят перед высшим образованием в вашей стране?
- Я не являюсь большим сторонником принципов Болонского договора. Да, это дает большую свободу нашим студентам, но они неправильно её используют. У них появляется возможность изучать предметы в разных вузах или на разных факультетах, "сочинить" себе профессию: допустим, если я хочу реконструировать церкви, то я могу сначала поучиться в религиозном институте, послушать там лекции, потом пойти в строительный, затем в механический и т.д. А из студентов, к сожалению, пока мало кто желает идти по такому пути - они выбирают предметы по степени легкости, где меньше затрат энергии. Студентов, которые правильно понимают такую свободу, мало. Минус этой свободы состоит еще и в том, что некоторые предметы можно сдавать по пять лет. Поэтому получается, что занимающиеся группы смешиваются по составу. Раньше все шли потоком, приходили, учились вместе, посещали занятия и выпускались одновременно. Образовывалось такое человеческое сообщество, и преподаватель знал их всех, был личный контакт. А сейчас приходишь на лекции - там каждый раз другие лица, одному может быть 18 лет, другому - 24, и студенты сами не знают друг друга. Вот это очень непривычно для преподавателей. Поэтому приходится приспосабливаться и думать, как положительно выйти из этой ситуации.