29.04.2010 16:18 Администратор
Печать PDF
ImageОдин из докладов, прозвучавших на пленарном заседании международной конференции "Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования", состоявшейся 21-23 апреля 2010 года в Ижевском государственном техническом университете, был посвящен опыту внедрения двухуровневого образования Чешской Республики. Автор - Карел Райс, ректор Технологического университета  г. Брно (Чехия), профессор, почетный профессор ИжГТУ.

Десять лет назад на основании Болонской декларации начались изменения в европейской, а вместе с ней и в чешской, среде высшего образования. Сегодня, задавая себе вопрос: "Смогли ли мы в Технологическом университете  г. Брно достигнуть целей, поставленных Болонской декларацией?", отвечаю: "Да, мы достигли поставленных целей!"

Наша образовательная система действительно приблизилась к образовательным системам других европейских технических университетов. Об этом свидетельствует тот факт, что наш университет (один из двух в Чешской Республике и один из одиннадцати европейских университетов) в прошлом году получил европейские сертификаты ECTS Label и DS Label. Это означает, что во всей Европе к нашему университету относятся с уважением и считают его полноценным. Выпускники нашего университета получают приложение к диплому на английском языке (так называемое Diploma Suplement), где приведен список изученных предметов на английском языке, включая количество академических кредитов, которые были получены. С таким приложением к диплому о высшем образовании, выпускник может продолжить обучение за рубежом.  

Болонский процесс в условиях чешского высшего образования включает в себя три приоритета. Во-первых, это внедрение трехуровневой ситемы высшего образования. Это было самое большое вмешательство в систему высшего образования в истории Чешской (а раньше Чешско-Словенской) Республики. Главным образом трехуровневая образовательная система имеет многолетнюю традицию в англосаксонских странах. Процесс разделения высшего образования (особенно на технических, юридических, педагогических, медицинских и других факультетах) принимался с крайним недоверием  из-за того, что мы снова механически перенимаем чужой опыт, на этот раз западный. Некоторые университеты, под давлением министерства образования, всего лишь провели черту после трех лет обучения в пятилетней программе, не изменяя ее содержания. В пятилетних (так называемых долгих) учебных программах обычно первые три года посвящались общим предметам (математике, физике, информатике и т.д.), и только последние два года - предметам специализации. Поскольку была проведена черта после трех лет обучения, то мы получили бакалавров, которые были определенным полуфабрикатом и с большим трудом находили применение в производстве. Поэтому факультеты, в том числе под давлением работодателей, должны были произвести реструктуризацию всех учебных программ и создать новые бакалаврские (а зачастую также и магистерские) программы, которые бы оправдали ожидания работодателей. Таким образом, бакалаврская программа должна содержать не только общие предметы, но и предметы специализации, чтобы выпускник был применим на практике в производстве.

Необходимо осознавать, что во всей средней Европе наблюдается  демографический спад, и, если мы не будем "производить" выпускников, которые будут приняты на производстве, то можно ожидать отсутствие интереса и снижение числа студентов университета. Определенной проблемой, с которой в настоящее время сталкиваются почти все чешские университеты, является то, что почти все бакалавры хотят продолжить обучение по магистерской программе. И хотят этого лишь потому, что в обществе, семье полноценным высшим образованием считается  только магистерское образование. Тесно сотрудничая с предприятиями, организациями и фирмами, мы должны изменить этот образ мышления, особенно в университетах. На предприятиях должны быть созданы рабочие места, которые требуют бакалаврского образования.Эти изменения не внесет никакая Болонская или иная декларация.

Чешские предприятия заинтересованы не только в магистрах, но и проявляют интерес  к бакалаврам, особенно из экономических соображений, поскольку с точки зрения статей расхода они дешевле. С одной стороны, очень хорошо, что во время кризиса бакалавры продолжают обучение, но, с другой стороны, для общества - это дорогое решение безработицы. Сейчас мы поставлены перед фактом, что стратегической целью нашего министерства образования на будущие пять лет  является устройство 50 процентов выпускников бакалавриата на производство. Министерство образования предоставит нам финансовые средства на дальнейшее обучение по программе магистра лишь 50 процентов оставшихся выпускников бакалаврских программ.  Решение данной ситуации я вижу в продолжении обучения сотрудниками с бакалаврским образованием в институте непрерывного образования, где они могут учиться, паралельно работая.  

Вторым приоритетом, который мы обязались выполнить в рамках подписания Болонской декларации, является обеспечение качества высшего образования. Конечно, если я скажу, что с 2001 года число студентов увеличилось почти в два раза (в 2001 году в вузах обучалось 203,5 тыс. студентов, в настоящее время обучается 389,2 тыс. студентов), то каждый подумает о проблемах, которые возникают с обеспечением качества образования. А если я к тому же добавлю, что у чешских университетов в течение длительного времени снижается финансирование и сумма, которую общество (министерство образования) выделяет на обучение одного студента, постоянно падает, то  внешний наблюдатель вправе усомниться в качестве образования.

Существует внешняя оценка качества мировых университетов. Одним из двух самых престижных является рейтинг университетов, который проводит группа независимых экспертов журнала Times. Следующий рейтинг ориентируется в основном на оценку исследовательской мощи университета - это так называемый Шанхайский рейтинг, предназначенный для ориентации китайских студентов, которые хотели бы обучаться по докторской программе.

Посмотрим на рейтинг журнала Times, который включает в себя приблизительно 18 000 мировых вузов. Уже длительное время между тремя процентами самых лучших университетов встречается Карлов университет (приблизительно на 200-251 месте), а потом на 450-500 месте - Технологический университет  г. Брно. Также в прошлом году в 500 самых лучших университетов попал Чешский технический университет в Праге. Наблюдая за годовым размещением в рейтинге, необходимо заметить, что нас опережают азиатские университеты. Несмотря на это, мы можем быть довольны тем, что хотя бы некоторые чешские университеты входят в три процента самых лучших мировых университетов. Если мы будем рассматривать стремительный рост слушателей, который связан со снижением доходов университета, то логически следует, что мы пытаемся противостоять снижению качества обучения.

Мы пытаемся больше сотрудничать со студентами, выясняем (с помощью анонимного опроса) мнения студентов о проходящих занятиях, позволяем независимым экспертам проводить оценку, а потом вносим изменения в способы обучения и остальную деятельность университета. Также мы являемся членами независимых групп, которые в рамках республики оценивают  отдельные университеты.

Эти и другие действия способствуют повышению качества. Сильной мотивацией для наших студентов (а также для преподавателей) является мобильность, возможность сравнить  наше обучение с зарубежными системами. Если  в 1999 году выехали на стажировку приблизительно тысяча чешских студентов и их преподавателей, то в 2008 году их было в 8 раз больше (8352).

В настоящее время министерство образования, которое управляет чешскими государственными университетами, готовит изменения в области финансирования. Прежний способ финансирования был основан на количестве студентов, но в этом году был введен новый критерий, который включает в себя исследовательскую мощность университета, размер внебюджетных источников финансирования университета, количество профессоров и доцентов и количество выезжающих и приезжающих студентов и преподавателей. Количество выезжающих и приезжающих преподавателей и студентов в ближайшие пять лет будет играть определенную роль в финансировании университета. Поддержка обмена преподавателями и студентами является частью длительной стратегии министерства.

Технологический университет  г. Брно очень заинтересован в приезжающих преподавателях, магистрантах и докторантах, так как в настоящее время мы создаем центры инноваций и исследований в рамках отдельных факультетов с помощью финансовых средств так называемых Структурных фондов Европейского союза. В ближайшее время будут построены исследовательские учреждения за сотни миллионов крон, оснащенные самыми современными технологиями, и мы будем создавать международные исследовательские команды, использующие эти современные средства. Здесь я вижу новую возможность для более глубокого, качественного сотрудничества нашего университета с коллегами и слушателями Ижевского университета.  

Таким образом,   необходимо отметить, что, несмотря на небольшие проблемы,  Болонский процесс в условиях чешского высшего образования внедряется в полной мере и приносит не только слушателям, но и педагогам, и целому университету положительные результаты.
Обновлено 29.04.2010 16:19
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаЭкспертизаЭкспертизаБолонский процесс в условиях чешского высшего образования
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»