I международная конференция "Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования" состоялась в ИжГТУ в рамках международного форума "Качество образования" (EQ) в 2004 году, после чего было принято решение о проведении такого форума каждые два года. На EQ-2010 собрались представители более 30 вузов России, Словакии, Венгрии, Чехии, Сирии, Египта, Финляндии. Три дня международной конференции, помимо плотного графика работы секций, были насыщены событиями самого разного характера и масштаба: состоялись круглые столы, второй международный форум молодых ученых, открытие центра чешского языка и культуры в университете...
Форум EQ-2010 был ознаменован важным нововведением, отличающим его от прошлых. Впервые прошла конференция (круглый стол) ректоров российских и зарубежных университетов. В течение двух часов участники конференции обсуждали множество актуальных проблем современного высшего образования, в том числе такие важные для каждого вуза аспекты, как совместная подготовка магистрантов и аспирантов и интеграция в образовании, науке и промышленности. На круглый стол были приглашены представители промышленности и профильных министерств Удмуртской Республики.
Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы заседания круглого стола.
Участники нашего форума нашли все возможности для того, чтобы приехать в Ижевский государственный технический университет и обсудить очень важные вопросы, связанные с интеграцией системы образования России в мировое образовательное пространство. На пленарном заседании прозвучали очень актуальные доклады наших зарубежных партнеров, посвященные развитию Болонского процесса и тем проблемам, которые переживает образовательное пространство Европы. Интересные и содержательные доклады сделали ректор Технологического университета г. Брно Карел Райс, представитель Университета г. Печ. Поскольку интеграционные, переходные процессы присущи и системе российского образования, тема сегодняшнего разговора актуальна и для России.
Один из вопросов - как развиваться региональным высшим учебным заведениям в условиях классификации вузов? Сегодня у нас есть федеральные университеты, куда будут вкладываться значительные средства не только федерального бюджета, но и крупного бизнеса. Далее - национальные исследовательские университеты, число которых тоже ограничено: на их развитие будут направлены федеральные средства, а затем они, в качестве автономных учреждений, должны зарабатывать сами за счет значимых системных исследований. И, наконец, остается большое количество высших учебных заведений в регионах, которые не будут иметь такого статуса. Как правило, это сложившиеся крупные вузы, традиционно опирающиеся на те или иные отрасли, и быстро найти им замену за счет федеральных и исследовательских университетов практически невозможно. На это может уйти несколько десятков лет.
Одна из важных задач в условиях интеграции, которую мы должны решать - согласование образовательных программ в рамках единого образовательного пространства. Ижевский гостехуниверситет планомерно проводит согласование программ с вузами-партнерами - Египетско-российским университетом, университетами Чехии, Германии, Словакии, Венгрии. Согласование программ дает нам возможность эффективно решать задачи совместной подготовки: магистранты, студенты и аспиранты, которые приезжают на длительные стажировки в европейские университеты, как и иностранные студенты, приезжающие к нам, могут не удлинять свой образовательный процесс, поскольку дисциплины, изучаемые в вузах-партнерах, автоматически засчитываются.
Вторая важная составляющая Болонского процесса - академическая мобильность, возможность проходить стажировку в зарубежных странах, осуществлять коммуникации, набирать кредиты в разных университетах, чтобы повышать качество образования. Мы сотрудничаем в этом направлении с достаточно большим количеством университетов, и наше сотрудничество не ограничивается формальным подписанием договоров между руководителями учебных заведений, а прежде всего оно направлено на академическую мобильность студентов, аспирантов и в первую очередь магистрантов. Развивая многоуровневое образование, в течение двух последних лет мы нашли возможность отправить более 40 магистрантов на длительные стажировки в вузы-партнеры Германии, Чехии, Словакии, Венгрии. Таким образом, решаются очень важные задачи повышения качества образования, мобильной коммуникации за счет знания языка, и не только английского. Во время работы нашей конференции в ИжГТУ состоялось открытие центра чешского языка и культуры, на котором присутствовал генеральный консул Чешской Республики в Екатеринбурге. Он отметил, что это действительно выдающееся событие, и впервые в России оно произошло в Ижевском гостехуниверситете. В ИжГТУ уже существует центр испанского языка, и мы собираемся активно развивать языковое направление, чтобы повысить конкурентоспособность ижевских студентов и выпускников вузов.
Еще одно свидетельство продвижения нашего университета в Европу - признание качества образовательных программ через независимую международную аккредитацию. В качестве независимого аккредитационного агентства мы выбрали компанию ZeVA в Германии, которая хорошо зарекомендовала себя в европейском образовательном пространстве и аккредитовала большое количество университетов не только Германии, но и ряда европейских стран. Во время подготовки к аккредитации, проходившей достаточно долго, мы существенно повысили качество материально-технической базы, перешли на кредитно-модульную систему образовательных программ, кредитно-рейтинговую систему оценки и в результате с успехом прошли эту аккредитацию. Сейчас мы можем выдавать европейское приложение к диплому, полностью соответствующее требованиям Европейского Союза, что очень важно для тех наших выпускников, кто уезжает учиться и работать в Европу.
Понимая важность двухуровневой системы для современного высшего образования, мы развиваем магистерскую подготовку: если в 2006 году у нас было всего четыре магистра, то выпуск 2010 года составит уже 247 магистров. В этом году вуз одновременно выпустит специалистов, бакалавров и магистров, и мы надеемся, что соотношение количества бакалавров и магистрантов постепенно будет меняться в лучшую сторону. Считаю, что для этого необходимо развивать внебюджетную магистратуру. Сейчас у нас более 40 магистерских программ и 15 направлений магистратуры, и мы открываем еще несколько новых направлений.
Расширяя рамки сотрудничества с прежними вузами-партнерами, Ижевский гостехуниверситет продолжает находить новых партнеров. В этом году, благодаря участию в международном конгрессе "Образование-2010", проходившем в Республике Кубе, нам удалось установить тесные контакты с университетами Кубы, Венесуэлы, Эквадора. Помимо образовательного сотрудничества, с некоторыми кубинскими вузами мы будем развивать совместные исследования в области нанотехнологий, участвуя в создании оборудования для размельчения строительных материалов, цемента и других материалов.
Новое направление получило в этом году наше партнерство с германскими вузами. Университет заключил договор с Высшей школой прикладных наук Остфалия, базовым вузом крупного концерна "Фольксваген". Договор нацелен прежде всего на сотрудничество в области автомобилестроения и экологии.
Я хотел бы остановиться на опыте сотрудничества Египетско-российского университета с Ижевским техническим университетом.
Египетско-российский университет имеет свою историю создания. Дело в том, что я заканчивал аспирантуру в Москве - по профессии я строитель. Потом я уехал в Египет, где долго занимался научной работой. В 1998 году меня выбрали советником по культуре посольства Египта в Москве, где я проработал до 2002 года. В это время я ближе познакомился с российской наукой и понял, что российская наука очень развитая, и нужно, чтобы Египет общался с Россией более тесно. Вернувшись в Египет, я начал создавать Египетско-российский университет.
Мы начинали сотрудничать с университетами разных стран - среди были и немецкие, и британские, и французские, и канадские вузы. Но меня не оставляла идея, что Россия непременно должна участвовать в этом процессе. Мы работали очень интенсивно. Я благодарен министерству образования и науки Российской Федерации, которое меня очень поддержало, в результате чего быстрее всех в Египте были одобрены российские университеты. После того как наш университет юридически стал организацией, мы начали думать об учебных программах. Я решил, что нам нужны именно российские программы, и наше министерство разрешило нам выбрать любые университеты, с которыми мы хотели бы дружить и работать. И опять же мы начинали работать со многими университетами - и в Москве, и в других городах, но честно скажу: единственным вузом, который начал работать с нами серьезно, был Ижевский технический университет. Чтобы создать эту образовательную программу, я приезжал в Ижевск много раз. И очень благодарен университету и группе преподавателей, с которыми мы составляли эту программу.
Но юридический статус университета - это один этап, а разрешение принимать студентов - другой, требующий длительного процесса подготовки документов. Открыть университет и принимать студентов нам разрешили только четыре года назад. Обучение в ЕРУ идет на английском языке, хотя знание русского языка обязательно для всех студентов, поэтому они проходят несколько курсов русского языка. Также в ЕРУ есть кафедра русского языка, тоже открытая с помощью ИжГТУ. Работает два факультета. Один из них - инженерный факультет, и на него мы очень надеемся, потому что там обучают специальности, которой нет ни в одном вузе Египта и Ближнего Востока и которую нам помогал создавать ИжГТУ. Мы также даем возможность всем своим студентам проходить практику в России и уже в течение нескольких лет отправляем их в Ижевск, где их распределяют на заводы и предприятия города, с которыми сотрудничает ИжГТУ. Студенты очень довольны практикой, потому что они могут познакомиться с новой техникой, увидеть производственный процесс своими глазами.
Сейчас много говорят о глобализации образования, к тому же по международной системе студентов можно на несколько месяцев отправлять в зарубежные вузы для изучения нескольких предметов, и кредитные модули добавляются в диплом того вуза, где они его получают. Мы тоже решили начать это делать, и сейчас 25 студентов четвертого курса двух специальностей, "мехатроника" и "коммуникации", учатся в ИжГТУ в течение целого семестра. Хочу сказать, что это непросто. Многие университеты, в том числе и московские, хотели с нами работать, но реально это получилось только с Ижевском. Ижевский университет - активный и мобильный, здесь сразу смогли найти профессоров и преподавателей, которые читают эти курсы на английском языке. Даже в МГУ не нашли таких возможностей, а Ижевск был готов. Я видел, как они готовились к Болонской системе, поэтому здесь есть много преподавателей, которые могут свободно читать лекции на английском.
Теперь мы ведем кропотливую работу по совместным дипломам, чтобы наши студенты, закончив университет, могли получить двойные дипломы - ЕРУ и ИжГТУ.
Но мы не ограничиваем наше сотрудничество только образованием - ЕРУ стремится показывать и российскую науку. Сейчас самое главное направление в науке - нанотехнологии, и мы в прошлом году в ЕРУ совместно с ИжГТУ организовали в нашем университете семинар по нанотехнологиям, где познакомили студентов, преподавателей и вообще Египет с тем, что такое нанотехнологии. В конце марта 2010 года у себя в университете совместно с ИжГТУ мы провели международную конференцию по нанотехнологиям, куда пригласили 25 профессоров из России - не только из Ижевска, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, присутствовали представители "Роснано". Было много ученых и из других стран - Франции, Чехии, Германии. Конференция прошла очень успешно, результатом ее стала публикация 38-ми статей по нанотехнологиям. Мы приняли решение, что такая конференция в наших университетах будет проходить ежегодно. В следующем году она пройдет в ИжГТУ, а потом, через год, снова у нас.
Также сейчас в ЕРУ работает много ассистентов и преподавателей, которые имеют только диплом специалиста, без ученой степени, и мы готовы к тому, чтобы они стали кандидатами наук. Мы решили составить для них программы, включающие серьезную научную работу, лабораторные испытания. И сейчас мы договариваемся о том, чтобы у этих преподавателей было совместное научное руководство в аспирантуре - профессор ИжГТУ и профессор ЕРУ.
В моей практике реальные дипломы выполнялись иностранными студентами еще в 1995 году, причем на совершенно конкретную актуальную тематику, связанную с муниципальным и республиканским уровнем, например, с проектированием городского полигона для утилизации твердых отходов. Эта дипломная работа, как ни странно, остается востребованной уже пятнадцать лет. Также были практики, связанные с водохозяйственными вопросами - охраной водных объектов, защитой от паводка, берегоукреплением.
И сейчас мы готовы к такому сотрудничеству с вузами. Например, традиционно для Удмуртского госуниверситета это биологические исследования: в 2011 году мы в очередной раз переиздаем Красную книгу Удмуртской Республики, и уже в течение пяти лет сотрудничаем с университетом в рамках обследования и инвентаризации краснокнижных животных, организации особо охраняемых территорий.
Второе направление, где тоже есть результаты - организация мониторинга влияния процессов уничтожения химоружия на окружающую среду, оценка этих процессов, и, прежде всего, создание программ экологического мониторинга этих территорий. Опыт, который мы получили в работе по законченному объекту в Камбарке, очень пригодится для систем мониторинга в Кизнере.
И третье актуальное направление - информатизация, информационные технологии. В министерстве этим начали заниматься в начале девяностых годов, в частности, геоинформационными системами. В этом году мы поставили себе задачу создать и запустить в эксплуатацию так называемый фонд экологической информации: это доступ с помощью web-технологий, снабженный достаточно мощной программой-поисковиком. Четвертое направление связано с водохозяйственными вопросами.
Если говорить о финансовой стороне вопроса, сейчас ситуация сложнее, чем в 2007-2008 годах, но это не повод прекращать работу, и, думаю, объем финансирования перечня мероприятий Удмуртской Республики останется прежним, а главное, будет направлен на работы, имеющие практический выход.
Самый главный вопрос, на мой взгляд, заключается не столько в эффективности той или иной разработки или ее значимости, сколько в ее внедрении. Поэтому уже на этапе формирования техзадания нам нужно четко представлять, что это будет: "портфель на будущее" или это уже завтра можно применить на практике. На "портфель" тоже можно работать, но, как правило, не позволяют финансы.
В целом я считаю, что наше министерство, как многофункциональное, сможет сформировать совместно с университетами приоритетный пакет для работ 2011 года, в том числе и в контексте сегодняшнего обсуждения за круглым столом. Причем это могут быть и дипломные работы иностранных студентов, и практики, и курсовые работы: исходя из своего опыта, я знаю, что такие работы не только пылятся на полке в министерстве, но и используются в рабочем обороте.
Инженерная деятельность имеет три направления. Первое - это так называемая организаторско-производственная деятельность, специалисты, которые занимаются организацией производства: мастер, заместитель начальника цеха, начальник участка, начальник цеха, заместитель главного инженера и т. д. Эти люди, так называемый линейный персонал на предприятии, фактически должны получать инженерные знания, но, будем говорить, с "креном" в психологию коллективов, в решение задач организации и экономики производства, разумеется, с базовыми знаниями из предметной области. Но не на таком фундаментальном уровне, как это необходимо при втором направлении инженерной - так называемой проектной - деятельности. Эта деятельность, связанная с разработкой технологических процессов, проектированием оснастки, приспособлений и т. д., требует более фундаментальной подготовки, знаний и владения современными методами расчетов. Третье направление - это исследовательская деятельность, когда человек занимается не традиционными и прогрессивными технологическими процессами и направлениями, а перспективным оборудованием и технологиями.
По всем этим трем направлениям нужно готовить специалистов разным образом. Допустим, программы бакалавриата более подходят для первого направления, организационно-производственной деятельности. Программы магистратуры должны быть ориентированы на проектную деятельность, где нужно владеть более серьезными знаниями и методами. И следующее, исследовательское направление тоже должно закладываться в магистратуре и дальше в аспирантуре "доводиться до кондиции".
Что касается предприятий, то на ряде предприятий такое понимание системы "бакалавриат-магистратура" есть. В частности, на КАМАЗе берут организаторами производства выпускников вуза с дипломами бакалавра - это около 60 процентов выпускников. Поэтому, думаю, модернизируя образовательные планы, нужно учитывать эту дифференцированную специфику.
Кто из нас сегодня против открытого мира? Конечно, думаю, все "за". Но, внимательно рассматривая этот современный процесс, я бы обозначил некоторую "группу рисков", потому что лучше всегда прогнозировать заранее, чтобы не наступать на одни и те же грабли.
В качестве примера приведу маленькую республику, бывшую советскую (а маленькую, потому что в маленьких процессы всегда происходят быстрее) - это Киргизстан. Мы все знаем, что там сейчас творится. Это моя родная республика, я там вырос, окончил университет, до сих пор мои одноклассники работают в Киргизстане. И я сам, будучи студентом, вычищал мусор перед дворцом президента, который мы видели горящим на телеэкранах в последние дни.
Так вот, Киргизстан быстрее, чем Россия, перешел к двухуровневому образованию, уже в конце 1993-1994 гг. там были первые выпуски бакалавриата. Последствия этого - такие же, как и здесь. Отток из республики происходил не только по этническому признаку, но и по признаку открытых границ": получив диплом бакалавра, магистра, люди стали разъезжаться.
Проблема заключается в том, что уже в середине этого десятилетия там появились и инвесторы, и желание вкладывать деньги, но заводы стоят из-за того, что не хватает специалистов. Это, к сожалению, реальность. А там, где нет специалистов, нет производства, появляется большой простор для всевозможных эксцессов, смены властей и т. д. и т. д. Возможно, это мое мнение, но я на нем настаиваю: на уровне региона должна существовать четко определенная региональная миграционно-образовательная политика, возможность открывать мир как вовне, так и вовнутрь нашего региона.
И второй очень важный аспект, который сегодня отмечали коллеги. Подготовить среднего специалиста можно - не скажу, что просто, но это технологично. Но возникает вопрос: кто из студентов скажет, что он хочет быть средним специалистом? Таких найдется очень мало. И здесь мы сталкиваемся с одной из проблем современного мира: неадекватность самооценки молодых людей своим реализуемым образовательным возможностям. "Я хочу многого, а сделать могу мало".
Удмуртский госуниверситет достаточно активно работает в направлении международного сотрудничества. У нас более 30 партнеров в разных странах - прежде всего это страны финно-угорского мира, Германия, Испания, Корея, США. Есть и проблемы, на которых хотелось бы остановиться.
На мой взгляд, существует три основные проблемы, затрудняющие развитие международного сотрудничества: языковая, финансовая и нормативно-правовая. Языковая проблема заключается в том, что число знающих русский язык в мире уменьшается, особенно это заметно при общении с молодыми коллегами из стран бывшего соцлагеря. Поэтому здесь есть два варианта - обучать их русскому языку либо преподавать на их родном языке. Здесь, мне кажется, можно использовать опыт Финляндии - а система образования Финляндии признается одной из лучших в Европе. В этой стране стали повсеместно изучать английский язык, и лекции иностранным студентам теперь читают не на финском, а на английском языке, поэтому к ним охотно едут и обучаются по самым различным программам. Мы тоже стали использовать этот опыт и теперь читаем некоторые курсы на английском языке. Из УдГУ за рубеж выезжают примерно около десятка наших преподавателей, читающих лекции на английском языке. Для того, чтобы подготовить наших студентов и преподавателей, мы разработали концепцию непрерывного языкового образования. И в ближайшие годы намерены обучить большую часть наших преподавателей и сотрудников, а также студентов, не только английскому, но и испанскому, немецкому, французскому языкам. Нашим студентам, по их желанию, мы преподаем не один иностранный язык, а два или три.
Вторая проблема - финансовая. Действительно, у наших студентов обычно нет денег для того, чтобы поехать учиться за рубеж. Университет тоже не в состоянии выделять материальные средства в необходимом количестве. Поэтому мы участвуем в прикладных проектах, таких, как "Темпус", "Эразмус Мундус", и за счет средств, выделяемых по этим проектам, направляем студентов на обучение.
Нормативно-правовая проблема заключается в том, что в наших странах разные требования к лицензированию, аккредитации, организации учебного процесса. Мы несколько лет работаем по программе "Темпус" с итальянским университетом г. Генуя, испанским университетом г. Аликанте, словацким университетом из Братиславы и Тамбовским техническим университетом. По этому проекту была разработана магистерская программа "Экологическое право, политика и образование". Но вся наша работа, проделанная за три года, не оправдалась: мы не смогли открыть эту программу, потому что столкнулись с несоответствиями требований.
Недавно я вернулся из Венгрии, где был участником заседания ассоциации финно-угорских университетов, созданной три года назад по инициативе Марийского университета. Сейчас штаб-квартира ассоциации перешла в УдГУ, и я являюсь ее председателем. В ассоциацию входят все российские университеты финно-угорских республик и один иностранный партнер - университет города Самбадхея (Венгрия). На заседании присутствовал посол Финляндии в Венгрии, который рассказал о перспективах развития системы образования Финляндии вплоть до 2020 года. Его доклад оказался очень содержательным и интересным. Возможно, скоро в ассоциацию финно-угорских университетов вступят и финские университеты.