Геннадий Галанин |
Это вторая выставка Геннадия Галанина в стенах ИжГТУ - первая состоялась два года назад, в честь 60-летия автора. Тогда была представлена лишь часть проектов мастера - выставочный зал не мог вместить все его творчество. Сейчас, по словам автора, у посетителей есть возможность познакомиться с работами, не вошедшими в первую экспозицию.
Адресованная прежде всего студентам факультета рекламы и дизайна - будущим специалистам в области искусства интерьера, выставка представляет интерес и для каждого, кто неравнодушен к дизайнерским находкам и рукотворному мастерству.
По словам Геннадия Галанина, он всегда охотно откликается на предложения университета устраивать такие учебно-методические выставки его проектов и готов часами рассказывать о любой вещи - как она сконструирована, какие технологические возможности использованы при ее создании. Но творческие связи мастера и ИжГТУ не ограничиваются выставками: студенты факультета рекламы и дизайна регулярно проходят практику в творческой мастерской Галанина.
Анатолий Олин |
- Для наших студентов, особенно мебельщиков, это просто кладезь! - так образно назвал Геннадия Галанина в своей горячей речи, обращенной к студентам, на открытии выставки старший преподаватель кафедры технологии промышленной и художественной обработки ИжГТУ Анатолий Олин. - Этот человек - идейный, у него куча идей. Это не просто картинки, а реально воплощенные картинки. Это все сделано руками, что мы от вас и требуем. В Ижевске когда-то никому не было известно слово "дизайн", и только Геннадий Алексеевич произносил это слово. В свое время он из рабочих столовых делал шикарные рестораны. И заказчики, сдавая объект, боялись гвоздь забить без его разрешения! Вот что вам нужно в себе воспитать - принципиальность, чтобы каждый гвоздь забивался только по вашему указанию, и мебель делалась так, как вам нужно!
Александр Ермаков |
Поздравить коллегу с открытием выставки пришел и председатель Союза дизайнеров Удмуртии Александр Ермаков.
- Если говорить о том, как работает Галанин, - отметил он в приветственном слове, - то он решает проблемы организации пространства комплексно, со всех позиций, и функциональных, и эстетических. И при этом умудряется быть очень ярким, очень декоративным.
58 планшетов экспозиции с эскизами и фотографиями проектов Геннадия Галанина, реализованных им в Ижевске, Москве, Ленинградской и Пермской областях, действительно впечатляют. Прежде всего - богатством фантазии автора, яркими красками, неожиданными творческими поворотами той или иной темы. А когда узнаешь, что каждая, казалось бы, самая мелкая и незначительная деталь интерьера, вроде дверной ручки, придумана и выполнена самим автором, поражаешься вдвойне. Здесь есть и посуда в виде хитрых рюмочек, загадочных чайников и прочих бытовых аксессуаров, и банные принадлежности, и мебель, и глобальные проекты центров корпоративного досуга и ресторанов... Как сочетается масштабность инженерного мышления архитектора и тщательность, дотошность в деталях дизайнера интерьера?
- Для меня архитектура и дизайн - вещи неотъемлемые друг от друга, - утверждает Геннадий Алексеевич. - Нельзя быть архитектором, делая только какие-то коробки, пусть даже интересные. Архитектура - это совокупность внешнего и внутреннего содержания и формы. Поскольку это проявляется и в интерьере, и в мебельных конструкциях и прочих деталях, это и есть продукт дизайна. Но лучше, когда дизайном интерьера занимается архитектор. Например, как я.
Геннадий Галанин уверяет, что он, в отличие от многих своих коллег, никогда не зависел от прихотей и капризов заказчиков.
- Архитектор - это прежде всего конструктор-технолог, - говорит он. - Сейчас же архитектура в своем массовом представлении, к сожалению, является художественным оформлением города, не более того. Развелось много разных "гипсокартонных", как я их называю, дизайнеров и архитекторов. И уровень архитектуры в стране, при том, что расширяются технологические и конструктивные возможности, значительно снизился. В то время как во всем мире идет обратный процесс: архитектуре придается архисуть, как это было когда-то. У нас же главными архитекторами и дизайнерами давно стали начальники, как было в советские времена. Они дают деньги и диктуют свои правила.
- Но как же вам удается влиять на заказчиков и не зависеть от них?
- Не удается, а это просто мое проявление. Так есть - и все. Я делаю только то, что хочу, и только тогда, когда хочу. Меня еще никто не заставил делать кому-то в угоду. Это мне дано. Я делаю по своему замыслу каждую деталь вплоть до замочной скважины. В моих интерьерах вы не найдете ни одной покупной вещи.
- Прямо-таки напрашивается модное сегодня слово - "инновация". Получается, ваши интерьеры инновационны?
- Инновации - это привнесение новизны. А новизна прежде всего идет от технологических возможностей, а не от художественных способностей кого-либо. И все это надо делать грамотно. Взгляните вокруг - сейчас снова пошла очередная "типовуха". Когда-то была совковая "типовуха", теперь гипсокартонная... Все интерьеры похожи друг на друга, даже если они с претензией на какое-то авторское решение. В чем наша бедность? В отсутствии авторов, которых единицы. Ведь кто такой автор? Это человек, который родил новую вещь. И это не дается никакими обучениями, это дается свыше. Автор - это человек, что называется, богом поставленный творить авторство, делать себя. Рассматривая любой мой объект, вы увидите, что там сплошь авторство, начиная от дверной ручки, замочной скважины, и кончая новыми технологическими процессами. Например, баня. Казалось бы, что такое баня? А я могу для бани подобрать 150 наименований новых технологических элементарных вещей. Или, например, мебель у меня никогда не является предметом столярной конструкции. Она состоит из унифицированных взаимозаменяемых элементов и деталей, при помощи которых можно создавать разнообразные конструкции. Допустим, если табуретка склеена и что-то сломалось, ее уже можно выбрасывать. А у меня детали собираются при помощи крепежных элементов, болтов, шпилек. Что-то ослабло - можно подтянуть. Это, кстати, дает и высокое качество исполнительских работ при низкой квалификации исполнителей. Потому что всегда приходилось бороться за качество, и я не рассчитывал на каких-то краснодеревщиков.
Самые ранние проекты выставки Геннадия Галанина датированы 1979-м годом. Так что у начинающих дизайнеров есть возможность проследить и творческую эволюцию автора. Во время работы выставки пройдут мастер-классы Геннадия Галанина для студентов факультета рекламы и дизайна.
Выставка работает с 10.00 до 14.00 (кроме субботы и воскресенья) до 11 июня в выставочном центре "Ракурс" второго учебного корпуса ИжГТУ (четвертый этаж).
фотогалерея |