Несколько лет спустя в ИМИ поступил его сын - Евгений Тонков. Учеба давалась ему легко, и наряду с этим практически до последнего курса он показывал блестящие успехи в области спорта - первый мастер спорта в Удмуртии по прыжкам в высоту, чемпион России 1958, 1961 годов. После окончания института вектор его увлечений изменился - по настоянию своего отца Евгений Леонидович поступил в аспирантуру к хорошо известному не только в Ижевске математику - профессору Н. В. Азбелеву. С тех пор жизнь его прочно связана с "чистой" математикой. Сегодня он доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой дифференциальных уравнений Удмуртского государственного университета. Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный деятель науки УР, почетный мастер спорта СССР. Член Головного научного совета "Математика и механика" при Министерстве образования и науки РФ, член Головного совета по математике, механике и процессам управления при президиуме УрО РАН (Екатеринбург), член Диссертационного совета при Институте математики и механики УрО РАН (Екатеринбург). Евгений Леонидович постоянно стремится к новым результатам и их достижению помогает, в том числе, и спортивная закалка.
Несмотря на напрашивающийся стереотип, становиться преподавателем вуза Леонид Евгеньевич совсем даже не собирался.
Я до сих пор не перестаю восхищаться педагогическим талантом своего отца - за последние и самые важные для меня два предвыпускных школьных года он ненавязчиво привил мне интерес к вычислительной математике и математическому моделированию. Казалось бы, родители ни на чем не настаивали и тем более не принуждали ни к чему, но после школы я совершенно сознательно принял решение поступить в механический институт и именно на машиностроительный факультет, на специальность, связанную с проектированием ракетных двигателей. И затем я ни разу не усомнился в правильности своего выбора.
Сегодня, несмотря на все патриотические и законодательные акции, проблемами отсрочки от армии всеми легальными и нелегальными способами никого уже, к сожалению, не удивишь. Но стоит вспомнить, что был в нашей истории период, когда в армию призывали даже со студенческой скамьи. Отслужив положенное, ребята практически все восстанавливались в вузе для продолжения учебы. Этот период застал и Леонид Евгеньевич. Казалось бы, родители-педагоги, кандидаты наук должны были стремиться оградить сына от непредсказуемой и опасной армейской жизни. Но все оказалось иначе - такова уж жизненная позиция этой семьи.
"Доставшаяся" мне воинская специальность - "командир зенитной самоходной установки с радиоприборным комплексом" - оказалась очень интересной, техника была не просто лом и кувалда, а серьезные машины. За постоянные попытки все разобрать и починить (даже то, что пока не сломалось) сослуживцы наделили меня кличкой "голова". О своей службе в Советской Армии регулярно вспоминаю с большой теплотой и убежден, что эта школа жизни мне во многом помогает до сих пор.
После армейского перерыва - продолжение учебы. Уже на третьем курсе Леонид начинает заниматься научной работой под руководством Юрия Федоровича Кисарова (к сожалению, ныне покойного). В отдел Института прикладной механики УрО РАН, возглавляемый его научным руководителем, после защиты диплома и пришел на работу Л.Тонков. Продолжил занятия научными исследованиями, освоил современную вычислительную технику (молодые научные сотрудники были сами себе и вычислители, и программисты), приступил к работе над диссертацией. В аспирантуру поступать не стал - кандидатскую диссертацию защитил как соискатель.
Тогда же, можно сказать неожиданно, начиналась и работа на педагогическом поприще. Тому способствовало стечение ряда обстоятельств. Во-первых, это всегда приветствовалось в ИПМ, во-вторых, преподавание было дополнительным заработком (немаловажная деталь для периода начала 90-х) и, в-третьих, когда на одной из кафедр ИМИ потребовался ассистент, В. С. Тонкова предложила сыну попробовать - а вдруг получится? Попала в "десятку" - и получилось, и понравилось.
Л.Тонков: Теперь, по прошествии 17-ти лет, я могу уже с уверенностью сказать, что мне нравится преподавать. Приятно и просто общаться со студентами, желающими что-то освоить и узнать новое, а вдвойне - помогать им в этом. Что касается передачи мне опыта от родителей, то скажу, что дома, в беседах за чаем (как это нередко изображают в плохих художественных фильмах) никто из моих родственников никогда не стремился насильно учить меня "секретам мастерства", но так или иначе сама атмосфера в семье как нельзя лучше способствовала моему приобщению к профессии преподавателя. В детстве мне иногда удавалось уговорить родителей взять меня с собой на работу вместо посещения детсада (который я терпеть не мог). Так что на занятиях отца и мамы я бывал лет с четырех-пяти. Потом уже, когда я учился в ИМИ, мама преподавала на машиностроительном факультете нашему потоку высшую математику, поэтому я мог видеть весь процесс одновременно и "снаружи", и "изнутри".
Сегодня Леонид Евгеньевич совмещает два интересных для себя занятия - научную работу в ИПМ УрО РАН (направление, связанное с вычислительной газодинамикой) и педагогическую деятельность в ИжГТУ. На кафедре "Прикладная математика и информатика" он ведет курсы, связанные с архитектурой вычислительных систем, программированием и системным программным обеспечением. А на курсовое и дипломное проектирование предлагает и задачи, связанные с его основной научной тематикой. При этом сам он считает себя консерватором от образования.
Л.Тонков: Что касается современных веяний в технологиях обучения, то стоит признать, что я довольно консервативен, можно сказать, работаю по старинке и уверен, что наше советская образовательная система 60-х - 80-х годов - это квинтэссенция высшего технического, да и, вообще, высшего образования. Ничего радикально лучшего пока еще никто не придумал.
Лекции я стараюсь читать так, чтобы все было максимально понятно большей части аудитории. Тем студентам, которые проявляют явно какую-то заинтересованность и хотят что-то уточнить у меня, разобраться поподробнее, я, разумеется, никогда не отказываю и по мере сил готов с ними, с двумя-тремя, обсуждать, рассказывать что-то более подробно, что их интересует или на практических занятиях, или в отдельное время на консультациях.
Конечно же, я широко использую такое современное достижение технологии, как обмен информацией по электронной почте со студентами. Особенно с теми, кто выполняет курсовые и дипломные проекты. Раньше бы пришлось им все распечатать или от руки переписать и передать мне, чтобы посмотрел. Сейчас это же самое можно сделать мгновенно.
При защитах дипломных и курсовых работ, например, считаю весьма целесообразным использование компьютера и проектора - это намного удобнее традиционных плакатов. Получается и более красиво, и наглядно: можно показывать всякие мультики, динамические схемы, картинки, чего на плакатах нельзя в принципе. Это значительно улучшает восприятие. Хотя именно с точки зрения исследователя нет ничего полезней и содержательней таблиц и графиков. Но когда демонстрируется выполненная работа, это, конечно, очень полезно.
Как мне самому кажется, на экзаменах я никогда не притесняю студентов. Единственное, чего я не могу простить - тунеядство во время семестра. Важны ведь не только сами знания, которые они получают, особенно на нашей специальности. Важно, во-первых, приобрести умение вычленить главное и знать, где потом при необходимости можно найти детали. А во-вторых, важно умение сконцентрироваться и суметь применить то, что ты прочитал или изучил, или что тебе на лекции дали, к выполнению конкретной практической работы. А это требует не только мозгов, но и внутренней организованности. Нужно ведь себя заставить подготовиться, придти и сдать работу в указанный срок. В конце концов, даже простое оформление отчета по лабораторной работе или пояснительной записки к курсовому проекту требует, помимо всего прочего, умения ясно изъясняться на русском языке. Я часто говорю студентам: что толку в ваших гениальных и глубочайших знаниях, если вы двух слов связать не можете, и как следствие ничего пояснить слушателю не в состоянии. Вот все это в комплексе я и стараюсь требовать.
Рефераты я вообще никогда не даю. При современной доступности интернета включать написание рефератов в учебный процесс - только преподавателю головная боль (при условии, конечно же, что преподаватель стремится чему-то кого-то научить). Единственное, в такой ситуации, к чему сводится задача преподавателя - это суметь объяснить "автору" реферата и аудитории, что он практически ничего не понял из того, что скачал из интернета. Крайне редко кто-то пытается сам собрать материал, осмыслить его и связно изложить.
Я заметил такую особенность: студентов, которые хотят учиться и действительно прилагают к этому усилия, примерно одинаковое количество из года в год. Человек пять на группу. И тем больнее на них смотреть сегодня, потому что раньше понятно было: если он хорошо учится - будет достойно трудоустроен. А сейчас на них смотришь - куда они, бедные, должны податься? Нефти на всех не хватит все равно.
Кстати, о нефти. Был в жизни Леонида Евгеньевича период (около семи лет), когда он вынужден был отказаться от активных научных занятий и работал, по его словам, "высокоинтеллектуальным роботом" в нефтяных компаниях. Тешила мысль, что сохранялась какая-то связь работы с любимой газодинамикой. А отсюда и надежда на то, что к научной работе он снова вернется. Сегодня этот период "научного тунеядства" позади, и, вероятно, не за горами защита докторской диссертации, скорее всего, опять физико-математической - так уж принято в этой семье. А там и о научной школе можно задуматься - все-таки есть примеры Н. В. Азбелева и отца.
Л.Тонков: Что такое научная школа в полном понимании этого термина, я хорошо знаю на примере школы своего отца, когда со студенческой скамьи ученики начинают заниматься наукой, после окончания вуза поступают в аспирантуру, защищают диссертации и потом посвящают себя преподаванию на этой же или смежной кафедре и, главное, продолжают научные исследования по выбранной тематике, образуя единый монолитный коллектив. Чтобы такого добиться, нужно и время и значительные усилия. А сейчас далеко не самое простое для этого время, потому что профессии и преподавателя, и научного сотрудника не популярны у студентов, не слишком экономически оправданы (нужен приработок), хотя сейчас уже и не 90-е годы, но, как говорится, "осадок остался".
Лично для себя Леонид Евгеньевич не планирует популярного сегодня индивидуального поиска приложения своих исследовательских способностей - ни о Сколково, ни о личных грантах на работу за рубежом речи не идет.
Л.Тонков: Я уже старый в том смысле, чтобы куда-то метаться, пробовать что-то радикально изменить в своей жизни. Да и как-то так изначально сложилось (может быть, я сам себя в этом убедил), что для меня лучшее занятие - укреплять обороноспособность нашей Родины. К этому я всегда стремился: отчасти этим был обусловлен выбор факультета, а потом и места работы - проекты, которые там выполняются и в которых я принимаю участие, так или иначе с оборонкой связаны. Меня это очень радовало всегда. А всякие совместные проекты, особенно со странами вероятного противника, мне не привлекательны. Такие вот у меня странные убеждения.
Разговаривая с Леонидом Евгеньевичем, невольно ловишь себя на мысли, что почему-то у себя в вузе мы раньше не особенно замечали эту семейную династию педагогов, в которой отразилось все лучшее и от природы, и от воспитания. Они до сих пор активно поддерживают и живущих рядом, и более дальних (например, тамбовских - по линии Веры Сергеевны) родственников. Поэтому и получилось, что имя Леонида Евгеньевича оказалось в составе представленной в этом году на конкурс Национальной премии общественного признания "Семья России" заявки от Тамбовской области.
В небольшом Тамбовском селе Бондари, где родилась Вера Сергеевна Тонкова (тогда Терехова, дочь одной из шести сестер Куприных), до сих пор внимательно следят за успехами его бывших жителей, в том числе и большой династии педагогов Куприных. Работники сельского музея проявили инициативу и подготовили заявку на участие в конкурсе, а семья активно откликнулась, получив еще дополнительный повод для общей встречи. В конкурсной заявке представлены четыре поколения династии, общий педагогический стаж которой составляет 407 лет. Вклад Леонида Евгеньевича - 17 лет преподавания в вузе.
Как сказано в Положении о конкурсе, номинанты премии 2010 года - династии учителей, добившиеся значительных успехов в своей профессиональной деятельности, бережно сохраняющие и приумножающие семейные традиции. В год 65-летия Победы премия "Семья России-2010" посвящена династиям учителей и преподавателей, чьи родственники с оружием в руках боролись с фашизмом. Все это можно в полной мере отнести к семейной династии Куприных, неотъемлемой частью которой является и семья Тонковых.
Династия Куприных-Тонковых была признана лауреатом в номинации "Педагогический альянс" и среди 11 семей-лауреатов была приглашена на заключительную церемонию вручения наград победителям, которая прошла 15 мая в Малахитовом зале Большого Кремлевского дворца в Международный день семьи, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН.
На официальной церемонии вручили диплом, скульптурную композицию, изображающую две руки как символ защиты молодого поколения, раритетное издание истории создания Государственной национальной библиотеки и изысканный букет цветов. Вся церемония сопровождалась блестящими музыкальными выступлениями юных стипендиатов фонда В. Спивакова.
Полученная нами премия - это заслуга как четырех поколений педагогической династии, так и тех музеев (Бондарского районного краеведческого музея, Тамбовского областного народного музея образования и Тамбовского областного краеведческого музея), сотрудники которых проделали большую работу и, действительно, бережно хранят информацию о нашей семье, за что все мы им искренне благодарны.
Разговаривая с этим обаятельным молодым человеком, полным оптимизма и правильного взгляда на жизнь, открываешь для себя много нового, что вряд ли удалось вместить в рамки данного материала. Все в его жизни складывалось как будто бы случайно. Но нельзя не заметить в этой случайности абсолютную закономерность. Будем надеяться, что традиция, которую эта семья сама для себя сформулировала и на протяжении почти 60 лет поддерживает - в ИжГТУ должен преподавать хотя бы один из Тонковых - не закончится.