28.06.2010 14:56 Администратор
Печать PDF
ImageТак получилось, что с фамилией Тонковых связано немало ярких страниц в истории Ижевского механического института - Ижевского государственного технического университета. В 1952 году, при организации ИМИ, встал вопрос о заведующем кафедрой высшей математики. Было направлено письмо в адрес обкома КПСС, на основании положительного рассмотрения которого основатель династии Леонид Васильевич Тонков, работавший в то время в Удмуртском педагогическом институте, был направлен в только что открывшийся технический вуз, где и возглавил кафедру "Высшая математика".

Несколько лет спустя в ИМИ поступил его сын - Евгений Тонков. Учеба давалась ему легко, и наряду с этим практически до последнего курса он показывал блестящие успехи в области спорта - первый мастер спорта в Удмуртии по прыжкам в высоту, чемпион России 1958, 1961 годов. После окончания института вектор его увлечений изменился - по настоянию своего отца Евгений Леонидович поступил в аспирантуру к хорошо известному не только в Ижевске математику - профессору Н. В. Азбелеву. С тех пор жизнь его прочно связана с "чистой" математикой. Сегодня он доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой дифференциальных уравнений Удмуртского государственного университета. Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный деятель науки УР, почетный мастер спорта СССР. Член Головного научного совета "Математика и механика" при Министерстве образования и науки РФ, член Головного совета по математике, механике и процессам управления при президиуме УрО РАН (Екатеринбург), член Диссертационного совета при Институте математики и механики УрО РАН (Екатеринбург). Евгений Леонидович постоянно стремится к новым результатам и их достижению помогает, в том числе, и спортивная закалка.

Немногим менее 20 лет преподавала высшую математику в нашем вузе и жена Е. Л. Тонкова - Вера Сергеевна. Она тоже ученица Н. В. Азбелева, кандидат физико-математических наук, доцент.

Сегодня в ИжГТУ работает другой представитель этой славной династии - Леонид Евгеньевич Тонков. Он со свойственной ему самоиронией говорит, что выполняет важную миссию: продолжает начатую в 1952 году семейную традицию - преподавать в ИМИ-ИжГТУ.

Несмотря на напрашивающийся стереотип, становиться преподавателем вуза Леонид Евгеньевич совсем даже не собирался.

Л.Тонков: Мое решение заняться научной и преподавательской деятельностью рациональному объяснению не поддается. В точном соответствии с проблемой отцов и детей, так хорошо описанной у Тургенева, в школьные годы я активно протестовал против всего, что связано и с математикой, и с профессией моих родителей. Будучи восьмиклассником я был уверен, что лучшим для меня занятием будет работа водителем-испытателем на Ижевском автозаводе и, надо сказать, я весьма серьезно на эту тему думал. В "светлые советские времена", когда все для детей, включая технические виды спорта, было бесплатно, с удовольствием занимался в клубе юных техников "Автомобилист". Были некоторые успехи, правда, несравнимые со спортивными достижениями моего отца: в 1985 г. стал чемпионом Уральской зоны по автомногоборью среди школьников. В 10-м классе выполнил норматив 1-го разряда, а затем, уже будучи студентом ИМИ - кандидата в мастера спорта. Следует отметить, что отец всячески поддерживал это мое увлечение автоспортом и даже не на шутку увлекся им сам, часто выступая соперником на спортивной трассе.

Я до сих пор не перестаю восхищаться педагогическим талантом своего отца - за последние и самые важные для меня два предвыпускных школьных года он ненавязчиво привил мне интерес к вычислительной математике и математическому моделированию. Казалось бы, родители ни на чем не настаивали и тем более не принуждали ни к чему, но после школы я совершенно сознательно принял решение поступить в механический институт и именно на машиностроительный факультет, на специальность, связанную с проектированием ракетных двигателей. И затем я ни разу не усомнился в правильности своего выбора.

Сегодня, несмотря на все патриотические и законодательные акции, проблемами отсрочки от армии всеми легальными и нелегальными способами никого уже, к сожалению, не удивишь. Но стоит вспомнить, что был в нашей истории период, когда в армию призывали даже со студенческой скамьи. Отслужив положенное, ребята практически все восстанавливались в вузе для продолжения учебы. Этот период застал и Леонид Евгеньевич. Казалось бы, родители-педагоги, кандидаты наук должны были стремиться оградить сына от непредсказуемой и опасной армейской жизни. Но все оказалось иначе - такова уж жизненная позиция этой семьи.

Л.Тонков: От армии меня не отмазывали - тогда это было просто не принято, весь факультет пошел служить. Конечно, родители ужасно боялись и переживали (сегодня я, как отец взрослой дочери, это очень хорошо понимаю), но они сумели преодолеть себя. Вышло так, что я проходил службу в тех местах, которые сейчас для нашей страны зарубежье - в "учебке" на Украине (в Бердянске), а далее в Польше, кстати, примерно в тех же местах, где вела бои во время начала Висло-Одерской операции дивизия, в которой воевал мой дед - Леонид Васильевич.

"Доставшаяся" мне воинская специальность - "командир зенитной самоходной установки с радиоприборным комплексом" - оказалась очень интересной, техника была не просто лом и кувалда, а серьезные машины. За постоянные попытки все разобрать и починить (даже то, что пока не сломалось) сослуживцы наделили меня кличкой "голова". О своей службе в Советской Армии регулярно вспоминаю с большой теплотой и убежден, что эта школа жизни мне во многом помогает до сих пор.

После армейского перерыва - продолжение учебы. Уже на третьем курсе Леонид начинает заниматься научной работой под руководством Юрия Федоровича Кисарова (к сожалению, ныне покойного). В отдел Института прикладной механики УрО РАН, возглавляемый его научным руководителем, после защиты диплома и пришел на работу Л.Тонков. Продолжил занятия научными исследованиями, освоил современную вычислительную технику (молодые научные сотрудники были сами себе и вычислители, и программисты), приступил к работе над диссертацией. В аспирантуру поступать не стал - кандидатскую диссертацию защитил как соискатель.

Тогда же, можно сказать неожиданно, начиналась и работа на педагогическом поприще. Тому способствовало стечение ряда обстоятельств. Во-первых, это всегда приветствовалось в ИПМ, во-вторых, преподавание было дополнительным заработком (немаловажная деталь для периода начала 90-х) и, в-третьих, когда на одной из кафедр ИМИ потребовался ассистент, В. С. Тонкова предложила сыну попробовать - а вдруг получится? Попала в "десятку" - и получилось, и понравилось.

Л.Тонков: Теперь, по прошествии 17-ти лет, я могу уже с уверенностью сказать, что мне нравится преподавать. Приятно и просто общаться со студентами, желающими что-то освоить и узнать новое, а вдвойне - помогать им в этом. Что касается передачи мне опыта от родителей, то скажу, что дома, в беседах за чаем (как это нередко изображают в плохих художественных фильмах) никто из моих родственников никогда не стремился насильно учить меня "секретам мастерства", но так или иначе сама атмосфера в семье как нельзя лучше способствовала моему приобщению к профессии преподавателя. В детстве мне иногда удавалось уговорить родителей взять меня с собой на работу вместо посещения детсада (который я терпеть не мог). Так что на занятиях отца и мамы я бывал лет с четырех-пяти. Потом уже, когда я учился в ИМИ, мама преподавала на машиностроительном факультете нашему потоку высшую математику, поэтому я мог видеть весь процесс одновременно и "снаружи", и "изнутри".

Сегодня Леонид Евгеньевич совмещает два интересных для себя занятия - научную работу в ИПМ УрО РАН (направление, связанное с вычислительной газодинамикой) и педагогическую деятельность в ИжГТУ. На кафедре "Прикладная математика и информатика" он ведет курсы, связанные с архитектурой вычислительных систем, программированием и системным программным обеспечением. А на курсовое и дипломное проектирование предлагает и задачи, связанные с его основной научной тематикой. При этом сам он считает себя консерватором от образования.

Л.Тонков: Что касается современных веяний в технологиях обучения, то стоит признать, что я довольно консервативен, можно сказать, работаю по старинке и уверен, что наше советская образовательная система 60-х - 80-х годов - это квинтэссенция высшего технического, да и, вообще, высшего образования. Ничего радикально лучшего пока еще никто не придумал.

Лекции я стараюсь читать так, чтобы все было максимально понятно большей части аудитории. Тем студентам, которые проявляют явно какую-то заинтересованность и хотят что-то уточнить у меня, разобраться поподробнее, я, разумеется, никогда не отказываю и по мере сил готов с ними, с двумя-тремя, обсуждать, рассказывать что-то более подробно, что их интересует или на практических занятиях, или в отдельное время на консультациях.

Конечно же, я широко использую такое современное достижение технологии, как обмен информацией по электронной почте со студентами. Особенно с теми, кто выполняет курсовые и дипломные проекты. Раньше бы пришлось им все распечатать или от руки переписать и передать мне, чтобы посмотрел. Сейчас это же самое можно сделать мгновенно.

При защитах дипломных и курсовых работ, например, считаю весьма целесообразным использование компьютера и проектора - это намного удобнее традиционных плакатов. Получается и более красиво, и наглядно: можно показывать всякие мультики, динамические схемы, картинки, чего на плакатах нельзя в принципе. Это значительно улучшает восприятие. Хотя именно с точки зрения исследователя нет ничего полезней и содержательней таблиц и графиков. Но когда демонстрируется выполненная работа, это, конечно, очень полезно.

Как мне самому кажется, на экзаменах я никогда не притесняю студентов. Единственное, чего я не могу простить - тунеядство во время семестра. Важны ведь не только сами знания, которые они получают, особенно на нашей специальности. Важно, во-первых, приобрести умение вычленить главное и знать, где потом при необходимости можно найти детали. А во-вторых, важно умение сконцентрироваться и суметь применить то, что ты прочитал или изучил, или что тебе на лекции дали, к выполнению конкретной практической работы. А это требует не только мозгов, но и внутренней организованности. Нужно ведь себя заставить подготовиться, придти и сдать работу в указанный срок. В конце концов, даже простое оформление отчета по лабораторной работе или пояснительной записки к курсовому проекту требует, помимо всего прочего, умения ясно изъясняться на русском языке. Я часто говорю студентам: что толку в ваших гениальных и глубочайших знаниях, если вы двух слов связать не можете, и как следствие ничего пояснить слушателю не в состоянии. Вот все это в комплексе я и стараюсь требовать.

Рефераты я вообще никогда не даю. При современной доступности интернета включать написание рефератов в учебный процесс - только преподавателю головная боль (при условии, конечно же, что преподаватель стремится чему-то кого-то научить). Единственное, в такой ситуации, к чему сводится задача преподавателя - это суметь объяснить "автору" реферата и аудитории, что он практически ничего не понял из того, что скачал из интернета. Крайне редко кто-то пытается сам собрать материал, осмыслить его и связно изложить.

Я заметил такую особенность: студентов, которые хотят учиться и действительно прилагают к этому усилия, примерно одинаковое количество из года в год. Человек пять на группу. И тем больнее на них смотреть сегодня, потому что раньше понятно было: если он хорошо учится - будет достойно трудоустроен. А сейчас на них смотришь - куда они, бедные, должны податься? Нефти на всех не хватит все равно.

Кстати, о нефти. Был в жизни Леонида Евгеньевича период (около семи лет), когда он вынужден был отказаться от активных научных занятий и работал, по его словам, "высокоинтеллектуальным роботом" в нефтяных компаниях. Тешила мысль, что сохранялась какая-то связь работы с любимой газодинамикой. А отсюда и надежда на то, что к научной работе он снова вернется. Сегодня этот период "научного тунеядства" позади, и, вероятно, не за горами защита докторской диссертации, скорее всего, опять физико-математической - так уж принято в этой семье. А там и о научной школе можно задуматься - все-таки есть примеры Н. В. Азбелева и отца.

Л.Тонков: Что такое научная школа в полном понимании этого термина, я хорошо знаю на примере школы своего отца, когда со студенческой скамьи ученики начинают заниматься наукой, после окончания вуза поступают в аспирантуру, защищают диссертации и потом посвящают себя преподаванию на этой же или смежной кафедре и, главное, продолжают научные исследования по выбранной тематике, образуя единый монолитный коллектив. Чтобы такого добиться, нужно и время и значительные усилия. А сейчас далеко не самое простое для этого время, потому что профессии и преподавателя, и научного сотрудника не популярны у студентов, не слишком экономически оправданы (нужен приработок), хотя сейчас уже и не 90-е годы, но, как говорится, "осадок остался".

Лично для себя Леонид Евгеньевич не планирует популярного сегодня индивидуального поиска приложения своих исследовательских способностей - ни о Сколково, ни о личных грантах на работу за рубежом речи не идет.

Л.Тонков: Я уже старый в том смысле, чтобы куда-то метаться, пробовать что-то радикально изменить в своей жизни. Да и как-то так изначально сложилось (может быть, я сам себя в этом убедил), что для меня лучшее занятие - укреплять обороноспособность нашей Родины. К этому я всегда стремился: отчасти этим был обусловлен выбор факультета, а потом и места работы - проекты, которые там выполняются и в которых я принимаю участие, так или иначе с оборонкой связаны. Меня это очень радовало всегда. А всякие совместные проекты, особенно со странами вероятного противника, мне не привлекательны. Такие вот у меня странные убеждения.

Разговаривая с Леонидом Евгеньевичем, невольно ловишь себя на мысли, что почему-то у себя в вузе мы раньше не особенно замечали эту семейную династию педагогов, в которой отразилось все лучшее и от природы, и от воспитания. Они до сих пор активно поддерживают и живущих рядом, и более дальних (например, тамбовских - по линии Веры Сергеевны) родственников. Поэтому и получилось, что имя Леонида Евгеньевича оказалось в составе представленной в этом году на конкурс Национальной премии общественного признания "Семья России" заявки от Тамбовской области.

В небольшом Тамбовском селе Бондари, где родилась Вера Сергеевна Тонкова (тогда Терехова, дочь одной из шести сестер Куприных), до сих пор внимательно следят за успехами его бывших жителей, в том числе и большой династии педагогов Куприных. Работники сельского музея проявили инициативу и подготовили заявку на участие в конкурсе, а семья активно откликнулась, получив еще дополнительный повод для общей встречи. В конкурсной заявке представлены четыре поколения династии, общий педагогический стаж которой составляет 407 лет. Вклад Леонида Евгеньевича - 17 лет преподавания в вузе.

 Как сказано в Положении о конкурсе, номинанты премии 2010 года - династии учителей, добившиеся значительных успехов в своей профессиональной деятельности, бережно сохраняющие и приумножающие семейные традиции. В год 65-летия Победы премия "Семья России-2010" посвящена династиям учителей и преподавателей, чьи родственники с оружием в руках боролись с фашизмом. Все это можно в полной мере отнести к семейной династии Куприных, неотъемлемой частью которой является и семья Тонковых.

Династия Куприных-Тонковых была признана лауреатом в номинации "Педагогический альянс" и среди 11 семей-лауреатов была приглашена на заключительную церемонию вручения наград победителям, которая прошла 15 мая в Малахитовом зале Большого Кремлевского дворца в Международный день семьи, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН.

Л.Тонков: В Кремль ездили я и две двоюродных сестры моей мамы (из Тамбова и Старого Оскола). Нам провели очень познавательную экскурсию - все основные залы, начиная с XV-го века, куда обычных посетителей не водят, и заканчивая XIX-м веком, в т.ч. и знаменитый Георгиевский зал. Я там был в первый и, надеюсь, не в последний раз. Очень интересно было прикоснуться ко всему этому.

На официальной церемонии вручили диплом, скульптурную композицию, изображающую две руки как символ защиты молодого поколения, раритетное издание истории создания Государственной национальной библиотеки и изысканный букет цветов. Вся церемония сопровождалась блестящими музыкальными выступлениями юных стипендиатов фонда В. Спивакова.

Полученная нами премия - это заслуга как четырех поколений педагогической династии, так и тех музеев (Бондарского районного краеведческого музея, Тамбовского областного народного музея образования и Тамбовского областного краеведческого музея), сотрудники которых проделали большую работу и, действительно, бережно хранят информацию о нашей семье, за что все мы им искренне благодарны.

Диплом лауреата премии Разговаривая с этим обаятельным молодым человеком, полным оптимизма и правильного взгляда на жизнь, открываешь для себя много нового, что вряд ли удалось вместить в рамки данного материала. Все в его жизни складывалось как будто бы случайно. Но нельзя не заметить в этой случайности абсолютную закономерность. Будем надеяться, что традиция, которую эта семья сама для себя сформулировала и на протяжении почти 60 лет поддерживает - в ИжГТУ должен преподавать хотя бы один из Тонковых - не закончится.

Елена ШЕВЯКОВА
Обновлено 01.07.2010 12:52
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаЭкспертизаЭкспертизаВажная миссия династии Тонковых
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»