В октябре в Вашингтоне состоялся Международный региональный форум ученых и преподавателей-русистов по проблемам функционирования и преподавания русского языка в странах Северной Америки, в работе которого приняли участие 18 ученых-русистов из России и стран СНГ и около 30 экспертов из США, в том числе, ректоры университетов, руководители общественных фондов и представители ассоциаций соотечественников.
Приветствуя участников форума, посол РФ в США Юрий Ушаков отметил возрастающий в мире "интерес к русскому языку", который, по мнению дипломата, в первую очередь, объясняется тем, что "сама Россия, ... наше общество как бы внутренне окрепли".
В рамках форума состоялась Международная конференция "Язык, культура, менталитет: разнообразие теорий и практик" с необычайно насыщенной программой: от демонстрации российских блокбастеров и мультфильмов, презентаций новых методик и учебников по русскому языку, семинаров и лекций до специальных диспутов и круглых столов.
В центре внимания участников конференции были такие проблемы, как национальные языки и культуры, новые подходы к исследованию и преподаванию русского языка, русский язык в сфере образования, бизнеса и туризма, новые информационные технологии в преподавании русского языка как иностранного.
- Ирина Михайловна, Вы были единственным представителем Удмуртии в составе делегации Минобразования РФ на этом престижном форуме. Это, в том числе, оценка деятельности Центра, который вы возглавляете?
- Не секрет, что каждая страна ведет активную языковую политику. Язык - это основное социальное и культурное богатство нации. Русский язык, по мнению специалистов - самый сложный, но и самый совершенный язык современности, в том числе, вполне может претендовать на роль языка делового международного общения и международной интеграции
Эффективным инструментом языковой политики любого государства, ее "передовым отрядом" являются системы и центры тестирования, которые в Европе и Америке существуют уже более 50 лет .
К сожалению, в России Комплексная система тестирования иностранных граждан по русскому языку TORFL (Test of Russian as Foreign Language), аналог TOEFL-тестирования по английскому была разработана только в начале 90-х гг., тогда же начала зарождаться государственная система центров тестирования.
Один из российских центров тестирования был создан в ИжГТУ в 2006 г. при факультете " Экономика, право и гуманитарные науки".
На методическом семинаре вашингтонского форума была представлена работа этого Центра и доклад "Роль языка-посредника и обучении русскому языку как иностранному". В рамках этого семинара также состоялось обсуждение условий нового договора между ГОУ ВПО ИжГТУ и Головным центром тестирования граждан зарубежных стран (Москва). Мы договорились о его подписании, в результате чего ИжГТУ войдет в единую государственную систему тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному.
Ранее, чтобы начать обучение в российском вузе, иностранному гражданину необходимо было подтвердить установленный сертификационный уровень владения русским и получить государственный сертификат, имеющий статус международного документа. Теперь по закону тестирование распространяется не только на желающих учиться, но и на желающих найти работу в России. Новая форма договора с Головным центром будет действовать с 1 декабря и предполагает изменение цен, условий аккредитации и лицензирования региональных Центров, обязательное повышение квалификации специалистов и т. д.
- Как правило, международная научная конференция предполагает новые контакты, новые возможности сотрудничества с зарубежными коллегами...
- Еще в феврале этого года президент Джордж Буш объявил о новом подходе к изучению иностранных языков в системе американского образования, в частности, призвал отойти от классической системы изучения европейских языков - немецкого, французского и испанского - и больше сконцентрироваться на преподавании ведущих мировых языков, причислив к ним китайский, арабский, хинди и русский.
Пожалуй, наибольший вклад в развитие русского языка в США вносят Американские советы по международному образованию (АСПРЯЛ), которые ежегодно организуют стажировки более 3 тысяч американских и российских студентов и преподавателей, проводят олимпиады на знание языка. На форуме были установлены рабочие контакты между американскими вузами и ИжГТУ, и у нас появилась возможность осуществлять обмен студентами, приезжающими на языковую или иную узкоспециальную практику.
Кроме того, живейший интерес к сотрудничеству с техническими российскими вузами проявили китайские и вьетнамские коллеги.
- Интерес к нашему инженерному образованию понятен, и русский язык необходим студентам, чтобы учиться. А есть ли перспектива развития собственно лингвистики и тем более такого специфического предмета, как преподавание русского языка как иностранного в техническом вузе?
- Перспективы есть, и они замечательные. Материально-техническая база и потенциал крупного центра подготовки инженеров позволили ИжГТУ открыть специальность "Теоретическая и прикладная лингвистика" (такая подготовка осуществляется только в 11 российских вузах) и аспирантское направление "Математическая и прикладная лингвистика".