27.10.2010 13:19 Администратор
Печать PDF
Image21 октября в Ижевске завершилось Всероссийское совещание "Проблемы реализации государственного плана подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса".

Это третье совещание федерального уровня по проблемам подготовки кадров для оборонной отрасли, которое проходит в Ижевском государственном техническом университете. И с каждым годом география участников уже ставшим традиционным форума становится шире. В этот раз совещание собрало представителей более тридцати университетов из самых разных, столичных и региональных, городов России - Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Барнаула, Омска, Перми, Казани, Воронежа, Волгограда, Пензы, Рязани...

Приятным сюрпризом для многих участников, приезжих гостей и самих хозяев, стало прибытие на совещание почетного гостя - легендарного конструктора-оружейника, Героя России, почетного профессора ИжГТУ Михаила Калашникова. Хотя присутствие Михаила Тимофеевича на совещании по подготовке кадров для ОПК стало уже традицией, каждая встреча с ним незабываема и неповторима по-своему. Михаил Тимофеевич обратился к залу с целой патриотической речью, которая, как всегда, была увлекательна и эмоциональна и не раз прерывалась искренними аплодисментами присутствующих.

Министерство образования и науки РФ на совещании представлял заместитель директора департамента профессионального образования Минобрнауки РФ Олег Орчаков, отчитавшийся перед присутствующими об итогах выполнения государственного плана подготовки кадров для ОПК в 2010 году. Итоги оказались не самыми радужными: госплан целевого приема, по выражению Олега Орчакова, был традиционно не выполнен вузами. Хотя госзаказ в этом году был меньше - 8527 человек против 9179 человек в 2009-м, приняли по целевому набору 4403 человека, что составляет 52 процента от заявок предприятий и 37 процентов от государственного плана. Но, с другой стороны, есть и положительная динамика - количество абитуриентов-целевиков ОПК 2010-го года больше, чем было принято в прошлом году. Целевой прием осуществляли 56 вузов, и прошлогодние лидеры вновь заняли первые позиции. Среди них - МГТУ им. Баумана, ИжГТУ, Самарский государственный аэрокосмический университет, Пермский гостехуниверситет, БГТУ "Военмех", Сибирский государственный аэрокосмический университет, СПбГЭТУ "ЛЭТИ", Тульский госуниверситет. И проблемы, возникающие в процессе реализации госзаказа, тоже остаются прежними. Это низкое качество знаний абитуриентов, поступающих по госзаказу, слабая профориентационная работа вузов и предприятий, частое отсутствие согласованности действий цепочки "государство - предприятие - вуз", недостаточные правовое регулирование госзаказа и финансирование со стороны государства, незаинтересованность выпускников в работе на "оборонку", грядущая "демографическая яма". А совсем близкий 2011 год - год окончательного перехода России на многоуровневую систему образования - поставит перед высшими учебными заведениями, работающими с гособоронзаказом, еще несколько трудноразрешимых вопросов, на которые пока нет ответа: по каким стандартам и кого именно будут заказывать предприятия и государство для оборонной отрасли ­- бакалавров, отношение к которым у многих работодателей по-прежнему недоверчивое, магистров?..

На совещании был продемонстрирован и положительный опыт вузов, участвующих в подготовке кадров для ОПК. Ректор ИжГТУ Борис Якимович и ректор КГТУ им. Туполева Юрий Гортышов представили модели сотрудничества своих университетов с базовыми предприятиями вузов, на конкретных цифрах и примерах проанализировав их достоинства и недостатки.

Обсуждение, начавшееся во время пленарного заседания, перетекло в формат дискуссионного круглого стола, где получили возможность высказаться и обозначить свое видение проблем представители вузов, предприятий, школ. В результате участники совещания приняли решение обратиться с рядом предложений в правительство РФ, министерство образования и науки РФ, министерство промышленности и торговли РФ, региональные органы власти и другие заинтересованные структуры. Среди предложений - изменение соотношения числа студентов, приходящихся на одного преподавателя, до одного к четырем (сейчас на одного преподавателя приходится десять студентов), выделение средств на оснащение вузов, работающих с оборонной отраслью, современным оборудованием, предоставление отсрочки от призыва в армию тем студентам, кто выбирает специальности ОПК. Для закрепления в "оборонке" молодых специалистов необходимо предоставление льготных ипотечных кредитов выпускникам вузов, подготовленным в рамках гособоронзаказа и работающим на предприятиях ОПК. Материальная поддержка важна и студентам, и преподавателям оборонных специальностей - гранты и дополнительные стипендии государства, предприятий, региональных властей и заинтересованных министерств могут стать дополнительным стимулом для учебы и дальнейшей работы. Также, по мнению участников совещания, среди вузов, ежегодно и успешно ведущих прием в рамках постановления правительства РФ о подготовке кадров для оборонной отрасли, могут быть проведены дополнительные конкурсы национальных исследовательских университетов и проектов инновационно-технологического развития.

Экспертные мнения участников совещания

ImageОлег Орчаков, заместитель директора департамента профессионального образования Министерства образования и науки РФ

- Что вы хотели бы получить от этого совещания?

- Во-первых, подвести итоги того государственного плана, который был выделен на Гособоронзаказ. Он, к сожалению, не выполнен. Стоило бы проанализировать причины - почему? И наметить какие-то шаги, чтобы это изменить в лучшую сторону, чтобы Гособоронзаказ выполнялся. Нужно, чтобы предприятия четче понимали, кто им нужен, в каких объемах, и вот это взаимодействие с вузами должно быть более определенным и более плодотворным. Главная задача в этом.

За прошедшие годы высветились определенные проблемы, хотелось бы их обозначить. Надо прислушаться к тем выступлениям, которые прозвучат на совещании, потому что не мы же будем выполнять Гособоронзаказ, а вузы. То, что я хочу сказать в своем выступлении, будет представление неких трендов, тенденций развития государственной политики в этой сфере. Но основные-то вещи - технологии, методики и т.д. - все это делается на местах. А итоги совещания помогут Министерству выработать какие-то более четкие шаги.

- Совещание проходит из года в год уже третий раз подряд. Есть какие-то изменения, улучшения, опыт нарабатывается. Вот нынче приняли у нас по Гособоронзаказу первых магистрантов. На ваш взгляд, это закрепится? Будут предприятия продолжать заказывать магистров?

- Конечно, будут. Более того, мы хотим поменять направленность. Магистранты по определению это люди более высокой квалификации. А как раз оборонная отрасль нуждается больше не столько в исполнителях, сколько в людях креативных, мыслящих и смотрящих вперед. И нам кажется, что именно магистратура сможет решать эти задачи - то есть готовить инженеров высшей квалификации. Есть еще и аспирантура, но она в меньшей степени подходит под Гособоронзаказ. Упор будет делаться на магистров.

ImageАнна Лукьянова, проректор по учебной работе Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М. Ф. Решетнёва

- Думаю, проблемы у нас общие для всех технических вузов - прежде всего это подготовка инженерных кадров в условиях перехода на новые стандарты. Решение о переходе на новые стандарты есть, но окончательных документов, связанных со стандартами специальностей, мы пока еще не видели. А 1-го января 2011 года мы уже должны перейти на многоуровневую подготовку. Плюс проблема целевого приема, или целевого заказа для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Там тоже возникают вопросы, связанные с выполнением набора, с дальнейшим трудоустройством этих выпускников на предприятиях. Если это будут бакалавры - одно трудоустройство, если специалисты - совершенно другое. Но есть ожидания, что в конечном итоге все войдет в нужное русло.

Наш вуз - один из немногих вузов России, который в течение трех лет выполняет план госзаказа для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Мы сотрудничаем с нашими базовыми предприятиями. Конечно, сначала, когда не были отлажены механизмы госзаказа, приходилось сложно. Сейчас же механизмы набора и приема отработаны. У нас в вузе прием на специальности для ОПК конкурсный, то есть мы имеем возможность выбирать лучших студентов. Достаточно продуктивную работу совместно с нами проводят и наши базовые предприятия, так что в конечном итоге мы отбираем лучших и достойных. Но как это будет происходить в 2011-м году, в связи с переходом на новые стандарты и в связи с тем, что 1 февраля вузы уже должны вывесить на свои сайты правила приема, порядок приема и перечень специальностей, пока нам четких ответов никто не дает.

ImageЮрий Гортышов, ректор Казанского государственного технического университета им. Туполева - КАИ

- Юрий Федорович, прежде всего я хочу поздравить вас и ваш вуз с получением статуса национального исследовательского университета. Что значит для вас этот статус?

- Получение этого статуса - для нас и ожидаемое, и очень большое событие. Кроме того, что это большой статус, это и хорошая финансовая поддержка. Мы в 2007-м году стали инновационным вузом, получили полмиллиарда рублей на развитие - 400 миллионов из федерального бюджета и 100 миллионов от Республики Татарстан. И логическим продолжением того проекта явилась победа в этом конкурсе на получение статуса национально-исследовательского университета. Это тоже хорошее финансирование - около двух миллиардов, причем оно складывается из федерального бюджета плюс 20 процентов из республиканского. Развитие идет в четырех основных направлениях. Первое - деньги на оборудование, то есть мы хорошо оснащаемся. Второе - это возможность послать преподавателей в любой ведущий научно-образовательный центр, любой вуз мира, подготовка и переподготовка кадров. За два предыдущих года почти полторы тысячи наших научно-педагогических работников повысили свою квалификацию, из них более ста пятидесяти за рубежом, в ведущих центрах. Третье - разработка изданий, учебно-методических пособий, комплексов. И четвертое - это совершенствование управлением вуза. Поэтому получение этого статуса, получение финансирования дает совершенно новый импульс развития КАИ.

- Что, на ваш взгляд, изменилось за время существования программы подготовки кадров по гособоронзаказу?

- Динамика, безусловно, есть, я ее очень хорошо чувствую. Если сравнить то, что было три-четыре года назад, это небо и земля. Сегодня кадровый голод на предприятиях - действительно одна из самых важных проблем. Не финансовый голод, а именно кадровый. И даже если будут финансы - без хороших кадров они не решат свои задачи, и предприятия это прекрасно понимают. Мы у себя в Татарстане уже в течение нескольких лет развиваем так называемые образовательные кластеры. Недавно мы кое-что пересмотрели, изменили, структурировали. И теперь у нас есть Образовательный кластер Казанского государственного технического университета им. Туполева-КАИ, куда входят ведущий вуз - КАИ, наши базовые предприятия, учреждения СПО и НПО.

ImageАлександр Мышлявцев, проректор по учебной работе Омского государственного технического университета

- Александр Владимирович, какие изменения в области подготовки кадров для ОПК произошли в ОмГТУ за прошедший год?

- Во-первых, мы увеличили набор. По федеральному оборонному заказу в этом году мы набрали 334 человека. А во-вторых, в отличие от прошлого года, мы на 100 процентов выполнили целевой заказ. Это было достигнуто при плотном взаимодействии с предприятиями-заказчиками оборонного комплекса. В первую очередь, это предприятия Роскосмоса, Росатома и Минпрома. В будущем году мы планируем еще увеличить набор. Как раз сегодня параллельно с Всероссийским совещанием, проходящим в ИжГТУ, в ОмГТУ состоится совещание с представителями промышленных предприятий Омска, посвященное подготовке целевого набора на 2011 год.

- На прошлогоднем совещании по реализации государственного плана подготовки кадров для предприятий ОПК говорили о ряде проблем, касающихся качества подготовки абитуриентов, о нехватке преподавателей, демографической яме и прочих. С какими трудностями сталкиваетесь Вы?

- У нас те же самые проблемы. Всё сильнее становится видно, что уровень подготовки абитуриентов в точных и естественных науках настолько низок, что мы вынуждены вводить корректирующие курсы по математике и физике. В этом году в ОмГТУ мы провели тестирование по математике всех поступивших на технические специальности - 70 процентов первокурсников получили двойки, и это с учетом того, что все они при поступлении предъявили положительные оценки за ЕГЭ по математике. К сожалению, такая ситуация складывается по всей стране, не только у нас. В МГУ, например, при подобном тестировании двоечников выявили чуть меньше - 50 процентов.

Что касается демографической ямы - наш регион достаточно благополучный в этом плане, хотя так называемая яма, безусловно, ощущается. Омск - это приграничный город. Соседство с Казахстаном компенсирует нам недобор. В ОмГТУ поступает порядка 15-20 процентов казахских ребят.

- Будете ли Вы сегодня вносить какие-либо предложения по улучшению реализации этой программы в вузах и сокращению существующих проблем?

- Первая проблема, о которой говорят все - это качество преподавания физики в школе и соответственно качество её знания у школьников. В этом году в среднем по стране физику сдавало 22,1 процента школьников. Это 1/5 часть от всего количества выпускников школ, которая в дальнейшем идет на технические направления. Это тот, собственно говоря, резервуар, благодаря которому все технические вузы пополняют ряды своих студентов. Этого явно недостаточно! Выход один - сделать экзамен по физике обязательным для всех. Это системная проблема и иначе ее не решить.

И вторая проблема - абитуриенты по целевому набору слабее поступающих на общих основаниях. Чтобы решить этот вопрос, необходимо наладить совместную работу промышленных предприятий, школ и вузов. Нужно сказать, что ОмГТУ этим активно занимается. После моего возвращения в университете пройдет совместное совещание представителей предприятий Омска, руководителей вузов и директоров школ города. Предприятия и вузы должны придти в школы, чтобы уже со школьной скамьи начинать целевой набор будущих специалистов оборонно-промышленного комплекса.

ImageАлексей Пименов, проректор по учебной работе Московского государственного университета приборостроения и информатики

- Наш технический университет, конечно же, интересуется, в первую очередь, подготовкой специалистов по техническим специальностям. Наш уклон - это приборостроение, причем различное: от медицинского до оптического, и мы тоже готовим специалистов для ОПК. Конечно, очень большая проблема в том, что необходимо что-то делать, чтобы инициировать молодежь для обучения техническим специальностям. Не секрет, что сейчас молодые люди больше озабочены гуманитарными специальностями. Конечно, наш университет, в том числе, предоставляет и такие возможности, но все-таки, к сожалению, конкурс на технические специальности гораздо ниже. Отсюда меньше возможности по набору наиболее сильных абитуриентов.

Много вопросов сейчас связано с тем, что в школах вопросам технической подготовки, скажем, математики, физики, химии уделяется, мягко говоря, не очень большое внимание. Это тоже такой вот тренд. Как следствие, абитуриенты уже изначально, сдав ЕГЭ по обществознанию, нацелены только на гуманитарные специальности. Надо очень много работать, думать, как переломить эту ситуацию.

Вот сейчас государство в принципе выстроило свое организационное понимание будущего образования - это четыре группы вузов. Каждой группе поставлены свои задачи. Посмотрим. Самое главное - мы сейчас в стадии реформы, и очень важно понять, как мы дальше будем развиваться.

- У каждого вуза есть какой-то свой положительный опыт работы по Гособоронзаказу. Какой опыт вашего вуза вы могли бы предложить?

- Давно известно, что необходимо работать с абитуриентами, начиная со школьной скамьи. Поэтому все вузы и мы, в том числе, идем в школы. Сейчас надо просто убеждать детей. Все же прекрасно понимают, что учиться в техническом вузе очень тяжело, что это огромный труд, и, если честно, не все к этому готовы. Чувствуя потребность в дополнительном образовании по математике, физике, мы организовали при университете физико-математическую школу. Она бесплатная для учеников. Также вовлекаем школьников в различные мероприятия, которые бы знакомили их с тем, что делается в университете. Школьники активно участвуют в наших выставках. У нас очень большой резонанс находит Фестиваль роботов, который мы проводим ежегодно, и который имеет статус международного. Он проходит в нашем спортивном комплексе. Мы не только демонстрируем достижения наших студентов, но и студентов из других российских вузов и из-за рубежа. На этот Фестиваль мы приглашаем школьников старших классов, чтобы они могли окунуться в эту атмосферу. Понятно, что на студенческом Фестивале роботов нет каких-то умопомрачительных проектов, но студенты показывают, как они обучаются данной специальности, какие достижения они имеют в этой области. В основном упор идет на разработку в техническом зрении, на разработку систем интеллектуального управления роботов, на распознание образов, а это применение знаний из очень многих смежных областей.

Мы это всячески используем, чтобы привлечь школьников. Одновременно мы ребятам показываем и выставки наших достижений в области оптического машиностроения, в области систем неразрушающего контроля и т.п. Таким образом, школьники видят, что, придя в наш университет, они могут не только получить образование, но и дальнейшем специализироваться по целому ряду очень интересных и важных направлений.

И эта работа должна вестись обязательно по нарастающей.

ImageОлег Сперанский, проректор по базовым кафедрам Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета.

- Мы фактически всегда работали для оборонной промышленности. План подготовки кадров по гособоронзаказу выполняем без труда, он практически небольшой - 250 человек.

Сегодня наш университет имеет 53 базовые кафедры в институтах РАН и на предприятиях наукоемких технологий. (Для реализации поставленной задачи на ряде предприятий были созданы базовые кафедры МИРЭА, возглавляемые, как правило, руководителями предприятий). Студент, приходя к нам на первый курс, летнюю практику проходит на том базовом предприятии, где он будет работать. Курсовые, дипломные, лабораторные работы - все делается на рабочем месте. Система подготовки специалистов - "вуз-базовая кафедра". В этом наше основное отличие от других вузов.

В основу деятельности МИРЭА заложен инновационный принцип сочетания глубокой общенаучной подготовки и подготовки по специальным дисциплинам непосредственно на будущих рабочих местах. Фундаментальное обучение на младших курсах, по глубине превышающее стандартный уровень инженерного вуза, реализуется в МИРЭА силами внутренних кафедр. Для подготовки студентов старших курсов по специальным дисциплинам, ознакомления их с новейшими достижениями науки и последними производственными технологиями привлекаются ведущие ученые и специалисты промышленных предприятий.

Мы всегда работали для оборонки. Но нам, к сожалению, не разрешали брать студентов дальше "кольцевой дороги". И сейчас мы из-за этого сильно страдаем. У нас рейтинг падает из-за того, что нет общежитий, а нам в советское время запрещали строить их, дабы не перегружать московские оборонные предприятия.

После "революционных" событий распределение осталось вне закона. И поэтому, если сегодняшний студент согласен работать на предприятии, он остается, если же намерен заняться другим делом - это уже другая история.

Те договора, которые заключаются, фактически вне закона. Юридически они подписываются, но имеют законного основания и силы, чтобы оставаться на этом предприятии. Проблем здесь хватает.

ImageВиктор Механов, проректор по учебной работе Пензенского государственного университета

- Сегодня всем понятно, что, кроме ОПК, никто не регулирует реальные потребности экономики страны. К сожалению, номенклатура специальностей перекошена в сторону рыночных и совершенно немотивированных потребностей: гуманитарных, экономических, управленческих, юридических. А государственный оборонный заказ нам реально важен (почему мы и держимся за него), учитывая, что мы выросли из политехнического института. У нас технические специальности, и запускать их без гособоронзаказа совершенно неправильно.

Уже сейчас у работодателей реально формируется потребность в специалистах: машиностроителях, металлургах, прибористах, электронщиках и т.д.
В программе реализации государственного плана подготовки кадров Пензенский государственный университет участвует третий год. Первый год мы набрали 272 человека, второй - 248, в этом году - 219. Мы входим в пятерку вузов, у которых гособоронзаказ перевалил за 200 человек. Что касается выполнения плана, то мы, естественно, выполняем. Два раза возникала ситуация, когда государственный заказ превышал контрольные цифры приема по некоторым специальностям.

Что касается дальнейшего обучения, то здесь существуют большие проблемы. Согласитесь, студент официально считается контрактником тогда, когда он заключил договор с вузом с одной стороны, и с предприятием - с другой. Что касается заключения контракта с вузом, тут проблем нет. Что касается контракта с предприятием, (ради чего это и затеяно), там проблемы. Та сторона не спешит подписывать, "я пока посмотрю", и только на выходе, за три месяца до окончания, принимает решение: заключать контракт или нет. Ситуация в этом случае оказывается неоформленной до конца. Студент находится в некотором подвешенном состоянии: будет он работать на предприятии или нет.

ImageВиктор Лялин, представитель Тульского государственного университета (член ученых советов Тульского государственного университета и Липецкого государственного технологического университета, автор более 120 научных трудов, авторских свидетельств и патентов; лауреат премии им. С.И.Мосина; профессор кафедры "Стрелково-пушечное вооружение машиностроительного факультета Института высокоточных систем им. В. П. Грязева)

- Виктор Михайлович, какие из проблем системы подготовки кадров для ОПК вы бы назвали "судьбообразующими", определяющими ее существование и эффективность?

Разумеется, у нас множество проблем, и на эти совещания все мы приезжаем с надеждами. Другое дело, - могут ли быть реализованы эти надежды в результате только совещания. Профессиональное сообщество может выработать предложения по их решению, которые носят рекомендательный характер, а собственно решение - это вопрос государственный.

Проблемы высшего образования назрели давно, они значительны и особенно в подготовке кадров для ОПК. Безусловно, ОПК нужны полноценные квалифицированные кадры, и,в основном, это инженерные кадры, специалисты. Подготовка первого образовательного уровня высшей школы - бакалавров не удовлетворяет промышленность, эта квалификация просто недостаточна. Считаю, что подготовка для ОПК именно специалистов - самая актуальная наша задача .

Второе: необходимо, по сути дела, изменение учебных планов подготовки по разным направлениям специализации таких специалистов. Я проработал в системе образования более 45 лет и считаю, что те учебные планы, по которым мы работаем сейчас, недостаточно эффективны и, в первую очередь, потому, что мы испытываем уже сейчас существенный недостаток спецлитературы. При этом, планы построены так, что примерно 50% объема по той или иной дисциплине отводится на самостоятельную проработку студента. В результате- парадоксальная в некотором роде ситуация: современных литературных источников в достаточном количестве нет и студент должен готовиться самостоятельно - в какой он оказывается ситуации? Ее необходимо менять. Мы не гуманитарии и материалы Интернета нас тут не выручат.

Еще один момент - качество подготовки будущих специалистов ОПК за счет практики. Не везде удается качественно осуществлять эту необходимую форму подготовки. В начале 60-х, когда я учился, я проходил производственную практику два месяца, "обошел" три рабочих места по своей специальности, осваивал три рабочих профессии. Сейчас такой возможности просто нет, студенту предписана трехнедельная практика, которая, в основном, проводится экскурсионным методом - и она ничего не дает студенту уже 4-го курса, который через год защищает диплом . То же самое -  преддипломная практика: четыре недели совершено недостаточно для адаптации молодого специалиста.

Еще одна известная всем коллегам проблема - чехарда с ГОС-ами. Есть оборонные специальности - и нет окончательного решения об образовательных стандартах, которые меняются чуть ли не каждый год. Это лихорадит вузы, масса преподавательского состава занимается, извините, переработкой макулатуры в рамках учебных комплексов. Сегодня - один ГОС, завтра - другой, но послезавтра - третий; объединения и разъединения кафедр, смена в управлении образования- то федеральное агентство, то Министерство, - это тоже отражается на вузах.

Преподаватель призван не только создать учебно- методический комплекс, он должен сам двигаться вперед по пути совершенствования, обязательно должен заниматься наукой, буквально двигаться от каждой своей новой научной статьи - в аудиторию. Он должен успевать думать об учениках: кто к нему приходит, с каким уровнем подготовки, что он им читает. А времени у него на свою профессиональную деятельность остается мизер, очень мало.

И, наконец, самая большая проблема: использование наших выпускников именно по тем специальностям, по которым они прошел подготовку. Колоссальная проблема, в решении которой заинтересованы и вузы и предприятия! Масса студентов не работает по своим специальностям, в соответствии со своим дипломом, и ни для кого не секрет, почему это происходит. Зарплата выпускника абсолютно недостаточна для жизни и становления молодого специалиста, впрочем, также, как и стипендия, даже успевающего студента - это же нонсенс!

Подведем итог: проблем у нас очень много. Конечно, собираться нам надо, обмениваться мнениями и опытом, вырабатывать взвешенную общую точку зрения профессионального сообщества и доводить ее до тех структур, которые принимают решения.

ImageОлег Косов, декан автотракторного факультета Волгоградского государственного технического Волгоградского государственного технического университета

- Олег Дмитриевич, зная большую историю вашего факультета, вашего университета и вообще понимая, что ваш город сделал в годы войны, можно не сомневаться, что уж у вас никаких проблем при подготовки специалистов-оборонщиков быть не должно. Это так?

- Далеко не так. Мы вряд ли чем-то отличаемся от других технических университетов, которые готовят специалистов для оборонных предприятий страны. На мой взгляд, перед всеми нами стоит вопрос - как нам привлечь выпускников школ? В рейтинге вузов наши университеты стоят далеко не в начале, и даже не в середине. Абитуриентов и их родителей привлекают финансовые, юридические, медицинские специальности. В этом году у нас были очень большие проблемы с выполнением плана приема студентов. Конечно, средний бал поступающих был невысок. И когда я слышу предложения, что вузы с низкими рейтингами необходимо закрывать, я прекрасно понимаю, что речь идет о наших специальностях, о наших университетах - вузах, которые готовят кадры для предприятий ОПК.

- А увеличение бюджета "оборонки" в ближайшие три года разве не ведет к изменению ситуации в лучшую сторону? К решению многих проблем, стоящих перед предприятиями и вузами, задействованными в этой сфере?

- Финансирование предприятий действительно увеличивается, но вузы этого не ощущают. Единственное, на что мы можем надеяться, что увеличится прием наших выпускников на работу. Понимаете, если раньше предприятию требовалось три тысячи специалистов, теперь им надо триста, а то и тридцать человек. Вообще позиция предприятий довольна странная. Они не хотят вкладывать средства в подготовку специалистов для самих себя. А зачем? Вузы же все равно выпустят специалистов их профиля, и они возьмут их просто так. Помощь осуществляется разве что в прохождении студентами практики в стенах предприятий. Этого мало.

- А как же подключить предприятия к процессу обучения? Как достичь того, чтобы предприятие стало не просто потребителем, а заинтересованным партнером?

- Если собственником предприятия является государство, то только заставить. К сожалению, в нашей стране по-другому сотрудничать не хотят. С частниками сложнее. Не единичны случаи, когда, купив предприятие, новые владельцы отменяли пропуска для студентов, не разрешали проходить им практику.

- Вы говорите о слабом желании абитуриентов идти на специальности ОПК. Как же их привлекать? Что вы можете предложить?

- Надо объяснять, разговаривать со школьниками. Это, конечно, нас не очень красит, но даже внутри вуза иногда абитуриентам не советуют идти на нашу специальность. Рассказывают своего рода страшилки. О том, что студенты станут невыездными, что в будущем будут получать смешные деньги на предприятии. Хотя выпускники нашего факультета на предприятии сразу могут рассчитывать на оклад в пределах 12-15 тысяч рублей. Поймите, на факультеты оборонного профиля ребята идут по остаточному принципу. Надо называть вещи своими именами - приходят слабо подготовленные ребята. Эту проблему надо решать. Я искренне не понимаю, почему выпускники отказываются сдавать ЕГЭ по физике. Я могу понять, хоть и с трудом, что они хотят стать экономистами, юристами. Но если поступить туда не получится? Ведь конкурсы там огромные. Что дальше? Не имея на руках сертификат с оценкой по физике, они, по сути, отрезают себе путь в технические вузы. Поэтому я, общаясь со школьниками, стараюсь им это объяснить. Вообще считаю, что сами деканы должны чаще и больше выезжать в школы. В этом году я лично привел девять человек на факультет. Это результат моих бесед с родителями и школьниками. Так должны вести работу все деканы наших специальностей. Мы отследили, кто и в каких школах был, и какова эффективность и последствия таких визитов. Надо сказать, результат есть. Ребята тех районов и школ стали нашими студентами. Поэтому план мероприятий на весь этот учебный год уже составлен. Будем выезжать в областные районы, искать "своего" студента. Понятно, что в связи с провалом рождаемости в 90-х в этом году нам будет еще сложнее при наборе. Поэтому работа ведется уже сейчас.

Подготовили Светлана МАЛЬЦЕВА, Марина ЮЖАНИНА, Галина МЫШКИНА, Дмитрий МЕЛЬНИЧЕНКО, Игорь ПОЗДЕЕВ, Наталья МАСЛОВА
Фото Софьи ЗЫКИНОЙ

Обновлено 27.10.2010 13:30
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаЭкспертизаЭкспертизаКадры для "оборонки": новые задачи - новые решения
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»