Так совпало, что в жизни заведующего кафедрой "Производство машин и механизмов" Ижевского государственного технического университета Олега Ивановича Шаврина совпали две "красивые" даты биографии - личное 75-летие и 50-летие педагогической и научной деятельности в стенах ИМИ-ИжГТУ.
Наука преподавать
Первые шаги на поприще преподавателя вуза Олег Иванович Шаврин сделал полвека назад, когда после окончания ИМИ по предложению В.П. Остроумова остался работать на своей кафедре " Производство машин и механизмов". Азы профессии он постигал, опираясь на личный студенческий опыт. Так, еще в годы учебы в Ленинградском военно-морском училище его восхищение вызывал преподаватель сопромата, который так логично и грамотно строил свои лекции, что эта непростая наука не стала для курсанта Шаврина сложной. Другой пример для подражания показал доцент ИМИ Б.А. Сак-Шак. Конспектами его лекций Олег Иванович пользовался на начальном этапе своей педагогической практики.
Сегодня профессор О.И. Шаврин уже сам может дать мастер-класс по проведению занятий со студентами. Абсолютно точно можно утверждать, что анекдотов на лекциях он не рассказывает, но в нужный момент всегда дает уставшей аудитории разрядку посредством примеров из личного опыта или какой-нибудь сопутствующей информацией по теме занятия.
У Олега Ивановича практически нет любимчиков - он ко всем пытается относиться одинаково. Студентов поражает его способность за 3-4 занятия без переклички безошибочно отмечать присутствующих на лекции. Он честно предупреждает, что каждый пропуск лекции - дополнительный вопрос на экзамене и неукоснительно выполняет свое обещание. Но к оценке "прогульщика" подходит объективно - был даже случай (пока единственный!), когда студент, не посетивший ни одной лекции, получил на экзамене "отлично".
Сам экзамен Олег Иванович и сегодня вопреки всем нововведениям (рейтинги и аттестации) проводит практически в классической форме. Дополнительной литературой (лекциями, справочниками и т.д.) пользоваться не разрешает, разве что 30-40 секунд после того, как вытянешь билет. Считает, если готов к экзамену, то за это время можно успеть найти и бегло просмотреть выпавшую тему.
По отношению к списывающим и пойманным со шпаргалками меняет траекторию формирования оценки - если добросовестный студент начинает ответ с "5" и своим ответом может удержать или понизить ее, то уличенный в списывании начинает ответ с "2" и своим ответом должен пытаться повысить этот балл.
Многолетние наблюдения О.И. Шаврина показывают, что результаты в группе, которая сдает первой в потоке, всегда хуже, чем у последующих. Девушки, которых вообще подавляющее меньшинство среди студентов Олега Ивановича, довольно часто сдают на "отлично". И, к сожалению, не было за все годы экзамена без "неудов".
Еще одна маленькая деталь: в первые годы своей работы преподавателем О.И. Шаврин принимал экзамен с 9 утра до 8-9 вечера - экзаменатору все казалось, что студенты все знают, только растерялись или переволновались... Сегодня ему иногда хватает и 2-3 минут, чтобы безошибочно оценить знания и на "отлично", и на "неудовлетворительно" - от опытного взгляда ничего не скроешь.
За 50 лет педагогической карьеры Олег Иванович видел разных студентов: когда-то на машиностроительном факультете учились сильные ребята, у них глаза всегда "горели". Потом был период, когда студентов после первого курса призывали в армию, а после возвращения в вуз глаза их были пустыми. Но и до них надо было донести все премудрости учебного курса. Сегодня другая проблема - разный уровень владения персональным компьютером. Дело в том, что уже несколько лет Олег Иванович на своих лекциях иллюстративный материал не пишет на доске, а демонстрирует заранее подготовленные слайды. Одни студенты этот материал оперативно "скачивают" на свои электронные носители, а другие - по старинке перерисовывают вручную, что приводит к разной концентрации внимания аудитории во время занятий. Но даже в этом случае производительность, по оценке О.И. Шаврина, стала раза в 1,5 выше, чем несколько лет назад, когда демонстрации слайдов не применялась.
Учебный курс, который уже несколько лет читает Олег Иванович, касается технологии машиностроения. Если теоретическая часть курса достаточно консервативна (например, понятие "база", которое используется при обработке деталей), то методы обработки постоянно совершенствуются, поэтому лектор постоянно вносит актуальные изменения в эти разделы. И эти сведения Олег Иванович черпает в том числе из материалов активной научной деятельности - своей и своих учеников.
В поиске нового
Первые аспиранты у О.И. Шаврина появились тогда, когда он сам еще не защитил своей кандидатской диссертации. Это были перешедшие "по наследству" ученики В.П. Остроумова, уехавшего в Москву. Сам Олег Иванович в это время не только нашел перспективное научное направление исследований, но и подготовил в рамках этого направления свою кандидатскую диссертацию, чем завоевал право привлечь аспирантов своего научного руководителя. И практика показала обоснованность такого шага - эти аспиранты уже в скором времени после начала работы по тематике О.И. Шаврина тоже успешно защитили свои кандидатские диссертации.
Позднее аспирантами становились уже студенты Олега Ивановича, которых он отбирал лично и привлекал к совместной работе с 3-4 курса. Иногда аспирантами становились люди "со стороны" (те, кто не учился у Шаврина и даже учился не по этой специальности), но они обычно хорошо подключались к тематике работ и добивались хороших результатов. Сегодня стать аспирантом Олега Ивановича практически невозможно - все его мысли заняты интересным проектом по сверхвысокопрочным пружинам, поэтому времени на аспирантов пока нет. Но О.И. Шаврин осторожно предполагает, что в перспективе планирует привлекать новых учеников, которые будут готовить кандидатские диссертации уже в рамках проекта по пружинам.
При работе с аспирантами О.И. Шаврин руководствуется проверенным личным опытом - он определяет исследователю тему, направление, проводит консультации, оказывает помощь в анализе результатов, но считает, что работать аспирант должен сам. Результативность этой методики наглядно иллюстрируют цифры - сегодня под руководством Олега Ивановича защитили кандидатские диссертации более 60 человек, а 13 - докторские.
Свою научную школу О.И. Шаврин визуально представляет в виде раскидистого дерева. В ее основе лежат разработанные ученым научные основы направленного упрочнения деталей машин при высокотемпературной термомеханической обработке (ВТМО). Выбор именно этого направления научных исследований был неслучайной случайностью в жизни Олега Ивановича.
В начале его исследовательской деятельности были другие задачи, которые перед молодым ученым ставил опытной В.П. Остроумов - повышение прочности пружинной проволоки стандартными методами. В рамках этой работы Шаврину даже была предложена стажировка в МВТУ, где он, занимаясь в библиотеке, получил огорчивший на тот момент результат - что-то новое и существенное разработать в рамках стандартных методов вряд ли возможно. Но как подарок за трудолюбие, целеустремленность и желание получить хороший результат в рамках стажировки состоялась экскурсия на выставку в ЦАГИ, где внимание Олега Ивановича привлек небольшой планшет, рассказывающий про ВТМО. Оказалось, это направление начинает только-только развиваться, и Шаврину оно показалось перспективным.
Однако этот оптимизм не нашел должной поддержки у В.П. Остроумова, который загрузил аспиранта другой производственной задачей - теперь для "Нефтемаша". Но молодой исследователь не сдавался - выполняя порученную работу, в свободное время он с добровольными помощниками сделал экспериментальную установку, провел опыты и получил неплохие результаты. С ними О.И. Шаврин снова пришел к научному руководителю. В этот раз В.П. Остроумов увидел рациональное зерно в этих работах и оказал реальную поддержку - организовал выступление перед членами Совнархоза, в результате чего был заключен хозяйственный договор на 13000 рублей.
Потом были многочисленные успешные выступления на научных конференциях, знакомство и завоевание авторитета у специалистов по металловедению (М.А. Бернштейн и Д.А. Прокошкин), защита кандидатской диссертации (1967), успешные защиты диссертаций учениками, своя докторская диссертация (1978).
Теоретические исследования научной школы профессора О.И. Шаврина всегда были тесно связаны с нуждами промышленности, а разрабатываемые технологии и созданное оборудование всегда находились на передовых рубежах науки, а многие из них были созданы впервые в мире, как и организованные для их реализации производства. На ряде металлургических заводов страны были созданы производства валков станов холодной прокатки, использующих технологию высокотемпературной термомеханической обработки. Эта же обработка составила основу технологии производства на Ижевском металлургическом заводе калиброванной стали и высокопрочной пружинной проволоки. На основе ВТМО О.И. Шаврин создал технологию формирования наноразмерной субструктуры при изготовлении винтовых пружин. Проект, разработанный профессором Шавриным, принят Госкорпорацией "Роснано" к реализации, для чего создано предприятие НПЦ "Пружина".
Олегом Ивановичем и воспитанниками его школы было опубликовано несколько сотен научных работ, в числе которых 20 монографий, получено около 200 авторских свидетельств и патентов. Но год от года на дереве, символизирующем научную школу О.И. Шаврина, появляются все новые и новые ветви - ученики, развивающие общую идею то в одном, то в другом направлении.
Перечисленными ролями преподавателя и основателя научной школы не исчерпывается участие О.И. Шаврина в жизни нашего университета. Отдельная яркая страница - период его ректорства. О нем Олег Иванович планирует рассказать в публикациях, которые готовятся к нашему общему юбилею - 60-летию ИМИ-ИжГТУ.
Елена ШЕВЯКОВА