МИФИ повышает популярность физики с помощью YouTube. В середине февраля там разместили два ролика, на которых преподаватель вуза Валериан Гервидс демонстрирует физические опыты (их также представили на официальном сайте МИФИ в рубрике "Каталог физических демонстраций").
Казалось бы, ничего особенного, но в сети ролики приобрели большую популярность - каждый ролик просмотрели уже более сотни тысяч посетителей. На YouTube и в ЖЖ встречаются комментарии: "Такая физика нам нужна...". "Отлично сделано, надеюсь, будет продолжение...". "Ностальгический ролик. Смотреть всем, думаю, каждому будет интересно. Я учился у этого человека, потрясающий преподаватель. Я с интересом ходил на его лекции, чего не скажешь о других предметах. Драл он нас как сидоровых коз, но делал это справедливо". "С такими преподавателями физику понять гораздо проще. В разы!".
STRF.ru решил пообщаться с этим незаурядным преподавателем - Валерианом Гервидсом и узнать, для чего снимались ролики и могут ли они повысить интерес молодёжи к техническим наукам.
Справка STRF.ru:
Гервидс Валериан Иванович, доцент кафедры общей физики Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ". На сайте "MEPHIST.ru" студенты характеризуют Валериана Гервидса как "атасного препода". "...Лекции - очень интересны. "..." Посещаемость не проверяет (она и так большая). Иногда пошутит или расскажет историю из жизни. "..." Кстати - прикольно вызывает к доске - у него мешочек с бочонками от лото с соответствующими списку номерами. Первый бочонок тянет он сам, а следующий - тот, кого он вызвал и т.д. Вытащенный бочонок он некоторое время держит на столе, а затем кладёт снова в мешочек, так что есть шанс быть вызванным ещё раз. Вообще система достаточно справедливая и не позволяет расслабляться...".
Канал МИФИ на youtube - http://www.youtube.com/user/NRNUMEPhI.
Виртуальный лекторий МИФИ - http://www.mephi.ru/students/vl/
Кому принадлежит идея видеороликов?
- По программе развития НИЯУ МИФИ руководство вуза решило создать каталог видеодемонстраций. Кроме того, сейчас готовится учебник для студентов по курсу "Общей физики" (я один из трёх авторов, наряду с Калашниковым и Рубиным). Он будет отличаться от существующих изданий разнообразным мультимедийным материалом. На нашей кафедре общей физики много лет собиралась такая коллекция - больше трёх сотен демонстраций. Не на всех занятиях есть возможность показать опыт. А при наличии диска, ноутбука и проектора вполне реально показать любой эксперимент.
Рекламных роликов всего два - по механике и по электричеству с магнетизмом. Длятся они по две с небольшим минуты. Кроме того, мы уже отсняли видео по термодинамике, то есть в общей сложности - по материалам трёх семестров. Длятся они от одной до пяти минут. Планируются ещё демонстрации и по двум оставшимся курсам: "Волны, оптика" и "Атомная физика". Это будет рабочий материал по курсу общей физики для всех студентов вуза первых пяти семестров.
Цель этих роликов - и популяризация физики, и привлечение абитуриентов, как про нас писали в интернете, всё присутствует в какой-то мере. Но главное для нас - подготовка качественного учебника. Он уже сделан на три пятых - три части подготовлены, осталось две. Правда, впереди ещё много технической работы. Предполагается, что этот учебник можно будет выложить в интернет. Студент, обратившись к страничке соответствующего сайта, будет читать с экрана текст, смотреть рисунки и демонстрации.
Надеюсь, в следующем году учебник будет полностью готов. Хотя не исключено, что мы начнём выкладывать в интернете его отдельные главы уже в этом. Скорее всего, они появятся на сайте вуза и будут открыты для всех. Но я за эти вопросы не отвечаю. Как автор я бы не стал жадничать и ограничивать доступ только студентам МИФИ, на коммерческие успехи никто и не рассчитывает - цель другая.
Ваши рекламные ролики просмотрели десятки тысяч человек. Рассчитывали, что они будут пользоваться такой популярностью в интернете?
- Честно сказать, нет. Очень приятно, что этот материал заинтересовал людей. Я думаю, людям уже поднадоели фото полуобнажённых девиц. На фоне такого рода информации - то убийства, то драки, то изнасилования, наши ролики показались чем-то необычным. А кроме того, у МИФИ за более чем 60-летнюю историю (вуз организован в 1942 году) очень много выпускников. Я бегло просматривал отзывы на YouTube и встречал там комментарии своих бывших студентов, которые окончили институт много лет назад.
Как снимали ролики: кто их организовывал, во всех опытах участвуете Вы или ещё кто-то?
- В основном везде снимаюсь я один, но в некоторых, где один человек просто физически не может справиться, мне помогают сотрудники нашего демонстрационного кабинета Борис Близнюк и Слава Неведомский.
Когда только начинали снимать первые ролики, то, конечно, уходило много времени и сил. Потом стали быстрее работать - появился опыт и слаженность в действиях команды. Съёмки велись в две камеры, одна делала общий план, другая - крупный. Это серьезная работа, участвовали оператор, звукооператор, помощник оператора. Использовалась большая лекционная аудитория, чтобы можно было организовать постановку света (около восьми осветителей). Это студийная, по сути дела, работа. Съёмки организовала телестудия МИФИ под руководством Алексея Деревянко. Конечно, на всё это требуются большие деньги, но я точно не могу сказать, каков бюджет этой работы.
Сопровождение лекций демонстрациями делалось всеми и всегда. Лет тридцать если не сорок тому назад на Центральном телевидении был учебный канал, где показывали лекции по самым разнообразным дисциплинам. И у нас в институте была оборудована студия, там снимали лекции преподавателей МИФИ. То есть идея не такая новая. Хотя в таком виде и при таком техническом обеспечении у нас, может быть, и первый подобный опыт.
Демонстрационные опыты показывают студентам для убедительности и наглядности. Подсчитано, что 95 процентов информации человек усваивает с помощью глаз. Поэтому, насколько это возможно, на лекциях всегда показываются эксперименты. Просто сейчас это стало доступнее - появился интернет, подешевела съёмочная техника.
Идея использовать такого рода методы активно используется на Западе. Там накоплен богатый опыт. Есть, например, такой ресурс http://academicearth.org/. Свои видеолекции по различным курсам там представили Массачусетский технологический институт, Йельский и Стэндфордский университеты, Гарвард.
Как Вы думаете, такие фильмы будут популяризировать физику? Может быть, это как-то отразится на старшеклассниках, на их выборе будущей профессии?
- Я надеюсь. Хотя когда мы приступали к этой работе, то об этом особо не думали. У нас были две служебные, вполне осязаемые цели. Во-первых, учебник, рассчитанный на студентов. И, во-вторых, каталог демонстраций, который можно использовать и самим и другим. И предназначалось это прежде всего для распространения по подразделениям МИФИ - их около 20 в разных городах России. Наш вуз планирует активно использовать так называемые дистанционные методы обучения.
Не опасаетесь, что дистанционные формы обучения со временем могут вытеснить традиционные лекции?
- Я не думаю, что это когда-то произойдёт. Когда-то говорили, что кино приведёт к смерти театра, а телевидение закроет кинематограф. Ничего этого не произошло. Так и здесь. Это не замена существующих форм обучения, а полезное техническое дополнение.
3-4 года назад на одной конференции я разговорился с американским профессором. В США дистанционное обучение очень развито. В некой аудитории реальным студентам профессор читает лекцию по какому-то предмету. В режиме реального времени трансляция этой лекции идёт в интернет. Люди, сидящие в других городах перед своим домашним компьютером, имеют возможность её слушать - не все, конечно, а студенты определённого вуза, которые имеют доступ к нужному сайту. Эффект почти такой, как если бы они сидели в этой аудитории, хотя находятся за несколько сотен, а то и тысяч миль от места лекции. Как мне сказал этот профессор, сейчас в США мечтают, чтобы этот человек, который сидит в другом городе, мог задать свой вопрос лектору (если у него есть веб-камера и микрофон). Чтобы достигался эффект полного присутствия. На создание подобной системы потребуются миллионы долларов. И американцы готовы их вложить, чтобы и дальше развивать дистанционное обучение. Что ж, такие формы могут быть. Но они никогда не заменят общение с живым человеком.
Я сейчас по собственной инициативе снимаю свои лекции - неподвижной камерой, которая видит доску и меня. Если студент что-то забыл из лекции, он может вставить диск в привод и уточнить информацию. То, что я сейчас делаю (пока снял три лекции), - это дополнение к моим лекциям. Повторяю, невозможно заменить общение с живым человеком. Поэтому я категорический противник всех этих систем тестирования, нельзя заменить общение двух интеллектов общением человека с машиной. Это бредовая идея. Резкое различие - приходили раньше абитуриенты без ЕГЭ и сейчас с ЕГЭ, небо и земля, это качественный скачок. Куда? Вниз! Потому что людей учат не предмету, а тому, как обмануть эту угадайку.
Как Вы считаете, нужно ли создавать учебники с мультимедийным материалом для школ? Возможно, это как-то отразится на их знании предмета?
- Это, конечно, помогло бы школьным учителям. Физика - это основа любой технической науки. Не будет физики, не будет технических наук, а значит, и новых технологий. Страна превратится не просто в источник сырья, а ещё и в сборочный цех. Нужно переориентировать подготовку кадров. Уже президент говорит, что слишком много юристов, экономистов и прочих. Стране нужны инженеры, технические специалисты, которые будут не считать и распределять чужое, а что-то производить.
Почему Бразилия и Аргентина многократно становились чемпионами мира по футболу? Да потому, что там в каждом дворе мальчишки мяч гоняют. В результате - из миллионов этих мальчишек вырастали Пеле, Марадона и другие футболисты экстра-класса.
Если мы хотим, чтобы в России были Ландау, Капицы, Померанчуки, Мигдалы, Харитоны, Курчатовы и так далее, нужно, чтобы физику изучали все. В том числе и математику, кстати сказать. Нет лучшего способа тренировать мозги, чем изучать физику и математику. Потом человек это забудет. Он будет лингвистом или художником, или актёром, но природа разделила наш мозг на два полушария, и развиваться должны оба. Так что я категорически против всех этих экспериментов в школе по делению ребятишек на "гуманитариев", и "технарей",. Не читав Пушкина, Толстого, Гоголя, Твена и Гашека, не видев Репина, Серова, Модильяни, не слушав Спивакова и Мацуева, Глена Миллера, Армстронга или Эллу Фицджеральд, физиком не станешь!
Источник: STRF