В июне в Ижевском государственном техническом университете прошла школа-тренинг "Инновации и предпринимательство в сфере высоких технологий - от теории к практике".
Не секрет, что в условиях рыночной экономики мало выступить с научной идеей какого-нибудь проекта, нужно еще немало сделать, чтобы эту идею реализовать. И серьезным препятствием при достижении этой цели нередко является отсутствие взаимопонимания между авторами научной идеи, потребителями финального продукта (рынком) и инвесторами. Это обстоятельство делает сегодня актуальным различные виды образовательных программ дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки. Примером такой образовательной программы, учитывающей специфику инновационных высокотехнологичных предприятий и предпринимательства на базе разработок нанонауки и нанотехнологий, является прошедшая на базе бизнес-инкубатора ИжГТУ организованная ОАО "РОСНАНО", Правительством Удмуртской Республики и корпорацией Intel школа-тренинг "Инновации и предпринимательство в сфере высоких технологий - от теории к практике".
Как было заявлено в аннотации школы, цель программы - эффективное и разностороннее обучение специалистов инновационному предпринимательству, проектному управлению и ключевым аспектам создания востребованных рынком продуктов и услуг на базе наукоемких разработок. Особое внимание уделяется рассмотрению реальных практик, методик и инструментов, принятых в современном наукоемком бизнесе, маркетинге, высокотехнологическом промышленном производстве, которые позволяют сформировать системный управленческий подход к процессу разработки базисных положений инновационного проекта.
Ижевск стал очередным после Перми, Пензы, С-Петербурга, Дубны, Астрахани, Ставрополя, Белгорода, Красноярска, Екатеринбурга городом, в котором, начиная с 2009 года, проходили подобные школы-тренинги. В ИжГТУ занятия проводили высококлассные специалисты с большим практическим опытом - Александр Владимирович Кудрявцев (некоммерческое партнерство "Центр практического изобретательства"), Алексей Владимирович Николаев (директор программы Intel по взаимодействию с вузами России и развитию технологического предпринимательства), Олег Эдуардович Базер (заместитель директора по развитию проектной деятельности ОАО "РОСНАНО") и Виталий Олегович Калятин (ведущий юрист по интеллектуальной собственности ГК "Роснанотех"). Последний проводил занятия по организованному телемосту, остальные тренеры общались со слушателями непосредственно в аудитории.
Набор слушателей в школу проводился через министерство экономики Удмуртской Республики. Кроме того, на правах хозяина ИжГТУ также участвовал в формировании этого списка. Все слушатели представляли организации, в которых на той или иной стадии осуществляется внедрение нанотехнологий в производство или их использование для выпуска готовой продукции. Это такие предприятия Удмуртии, как ОАО "Ижевский радиозавод", ОАО "Элеконд", ОАО "ИЭМЗ "Купол", ОАО "НИИМТ", академическая и вузовская наука (физико-технический институт УРО РАН, ИжГСХА, УдГУ, ИжГТУ), ряд других организаций, в том числе ООО "НПЦ "Пружина" - "прорывной" нанопроект региона, финансирование которого поддерживает РОСНАНО.
Как рассказывает один из участников школы Максим Стрелков (ИжГТУ), это были очень насыщенные три дня работы. С утра до вечера на лекциях и практических тренингах время летело незаметно. Каждый из преподавателей-тренеров обсуждал свою тему, используя грамотные презентации, очень живые наглядные примеры и простые слова для объяснения. Все темы были комплексно взаимосвязаны, а слушатели активно включались в диалог с преподавателями. Особую атмосферу создавали такие вставленные в лекцию цитаты, как: "Открыть что-то новое - это значит, увидев то, что видели тысячи других, подумать то, что еще никому из них не приходило в голову" (нобелевский лауреат Альберт Сент-Дьерди) или "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь..." (Конфуций).
Особо Максим остановился на том, как проходили практические занятия в школе. По условиям организаторов все слушатели должны были работать на примере собственных инновационных проектов. Хотя не все выполнили это условие организаторов, удалось-таки в итоге сформировать 10 проектных команд с разным числом участников: от 2 до 8. В начале работы школы каждая команда получила две минуты времени, чтобы представить свой проект. Практически все представления, по мнению Максима, оказались невнятными, скучными и в конечном итоге не раскрывали проекта. Используя знания, получаемые на лекциях, команды регулярно вносили изменения и в свои проекты - развитие проектов происходило буквально на глазах. Был даже случай, когда изменили первоначальное название проекта. Для финального представления проектов (в последний день работы школы) командам была предоставлена уже всего одна минута. Тем не менее, все не только уложились в это время (у некоторых даже осталось еще секунд 20), но и четко и понятно рассказали о своих проектах. Уже только это может служить доказательством, что проведенное в школе время слушателями было затрачено не напрасно.
Несколько занятий в школе были адресованы преподавателям вузов и представителям инновационной инфраструктуры. Так как Максим Стрелков не только молодой ученый, но и руководитель одной из структур бизнес-центра ИжГТУ, он немало нового для себя узнал для организации работ в этой сфере своей деятельности.
Если верить моему собеседнику, а также анкетам, заполненным слушателями по окончании школы, равнодушных она не оставила. Напротив, были даже такие (ООО "Белая стена"), которые всерьез задумались о том, как передать полученные знания тем своим сотрудникам, которым не довелось поприсутствовать на занятиях в ИжГТУ. Как метко сказал по этому поводу Михаил Андреевич Плетнев, руководитель Регионального наноцентра Удмуртской Республики, который, собственно, и стал инициатором проведения в Ижевске этой школы-тренинга: "Нам повезло поучиться у людей, которым есть что сказать". Насколько хорошо были усвоены все эти уроки, покажет уже недалекое будущее.
Елена ШЕВЯКОВА