24.10.2011 10:09 Администратор
Печать PDF

Перед началом Всероссийского совещания "Проблемы реализации государственного плана подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса" мы побеседовали с его участниками – проректором Омского государтсвенного технического университета Александром Владимировичем Мышлявцевым и проректором Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики Олегом Алексеевичем Сперанским.

– Как в ваших вузах в этом году прошел набор студентов по Гособоронзаказу?


Олег Сперанский

Сперанский: Все выполнено полностью, согласно плану.

Мышлявцев: Мы тоже все выполнили. У нас уже года 3 нет никаких проблем в этом вопросе, набираем все 100%. Причем, у нас очень большой набор, в этом году, например, больше 300.

– В нынешнем годы многие СМИ муссировали вопрос о том, что поступают абитуриенты с меньшими баллами по ЕГЭ, чем раньше. Вы столкнулись с этой проблемой?

Мышлявцев: Конечно, хотя по сравнению с прошлым годом у нас средний проходной балл нынче был выше – 182. На целевом наборе, правда, поменьше, но не намного. В принципе, у нас в этом году набор целевиков был получше, чем всегда. Мы целенаправленно поработали со школами. Заводы тоже работали с подшефными школами.

Сперанский: У нас ситуация немного похуже, чем в Омском гостехуниверситете.

– Поначалу, когда работа по целевому набору только начиналась, ни одно предприятие слышать не хотело о бакалаврах…

Сперанский: Да у них же в штатном расписании нет таких должностей, которые бы мог занимать бакалавр. Но сегодня, когда уже все вузы перешли на двухуровневую систему, предприятия начинают заказывать подготовку магистров. Пока немного, одного – двух, но заказывают.

Мышлявцев: Теперь уже все всё поняли. У нас, например, есть завод высоких технологий (ООО "Высокие технологии"), реально наукоемкое производство. Руководство этого завода вышло к вузу с таким предложением: им бакалавры не нужны, а только магистры, причем 20 человек в год. Они даже составили план – сколько и какие кафедры будут им готовить магистров. Для обучения в магистратуре они берут уже не только целевиков, но и тех, кто закончил бакалавриат. Они им предлагают очень хорошие условия работы, и ребята-"не целевики" вполне осознанно идут в магистратуру с расчетом, что потом придут на это предприятие.

– Получается, двухуровневая система обучения, на которую перешли все вузы страны, не может негативно сказаться на Гособоронзаказе?


Александр Мышлявцев

Мышлявцев: На сегодняшний день специалитет у нас остался по пяти специальностям –авиационные, системы защиты информации и др.

Вообще, если честно говорить, обе системы нормальные, обе готовят хороших специалистов. Всегда сложен переход. Просто мы привыкли к слову "инженер". Вот у немцев, например, та же самая проблема, они сейчас тоже переходят на двухуровневую систему. Но они, как мудрые люди, делают это плавно, постепенно. Они не отказываются резко от специалитета, у них какая-то доля все-таки остаются специальности. В Англии и США традиционно такая система, и она давно и успешно работает. В крупном техническом вузе Америки в городе Массачусетсе больше половины обучающихся – магистры, а бакалавров очень мало. Они со всех других вузов берут самых толковых бакалавров и учат их дальше. Наши ребята, которые идут в магистратуру, давно поняли, что если хочешь чего-то добиться, хочешь продвигаться по служебной лестнице, то бакалавра для этого мало. На предприятиях это тоже уже поняли – если нужен хороший разработчик, то необходим магистр. В магистратуре обучать могут гибко, специально под конкретное предприятие составить программу обучения, и в этом есть взаимная выгода. Да и уровень обучающихся в магистратуре повыше – туда же берут не всех подряд, а тех, кто потолковее.

Сперанский: На днях в Москве прошел VI Национальный конгресс "Модернизация экономики России: приоритеты развития". Работало 12 секций. На одной из них – "Взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества – модернизация отношений на пути построения сильной экономики" с докладом "Направление взаимодействия высокотехнологичных предприятий с профильными вузами при подготовке кадров для наукоемких технологий" выступал представитель ИжГТУ Н.С. Сивцев. Он замечательно очертил те проблемы, которые сегодня испытывает вся страна в вопросах развития экономики. Ваш вуз участвует в формировании экономического пространства всей страны, так же, как, наверное, и любой другой вуз. Я, кстати, специально именно на эту секцию пошел, было приятно услышать представителя Ижевского государственного технического университета.

– На ваш взгляд, как можно повысить привлекательность учебы на технических направлениях для предприятий ОПК?

Мышлявцев: Это сейчас уже не проблема. Молодежь начала понимать, что там, где прошло техническое перевооружение предприятия, – не древнее оборудование стоит, а, например, на машиностроительном предприятии создан обрабатывающий центр, – туда же без инженерного образования близко никого не подпустят. Там очень дорогостоящее оборудование, и на нем надо уметь работать. Там и зарплату высокую сразу получают – 40-50 тысяч рублей.

Сперанский: Сейчас многие говорят, что в будущем не будет токаря, слесаря, как таковых, а все будут делать инженеры. Работать на станках с ЧПУ нельзя без инженерного образования. Я полностью согласен, что в дальнейшем высшее образование нужно будет всем. Оно и культуру в общество привнесет, и пласт интеллигенции увеличит. У нас комсомола сейчас нет, а, попадая в вуз, молодой человек вращается в такой среде, которая может сформировать другие интересы.

Мышлявцев: В Германии сегодня бьют тревогу, что слишком мало у них людей с высшим образованием. Южная Корея, Япония приняли программу перехода ко всеобщему высшему образованию. А в нашей стране находятся такие деятели, которые говорят, мол, мы не Китай, нам столько вузов не нужно. Современное производство действительно требует инженерных знаний, по крайней мере, на уровне бакалавра – это совершенно точно.

Я уж молчу о том, что напрочь забывают социальную функцию высшего образования. В ряде случаев вуз нужен хотя бы для того, чтобы в самом опасном возрасте молодежь не болталась на улице, а занималась учебой. Высшее образование изменит ее мировоззрение.

– Чего вы ждете от сегодняшнего совещания?

Сперанский: Нужно говорить о том, как изменить законодательную базу в вопросе закрепления выпускника вуза-целевика на предприятии. Нет юридического механизма, как это сделать. Ведь взяли студента на обучение для данного предприятия, а он возьмет и не придет, пойдет в ларек торговать… Я не говорю о том, что нужно вернуться к распределению, которое было в СССР. Но для целевика нужно это законодательно закрепить. Он ДОЛЖЕН отработать, и это надо как-то урегулировать.

Мышлявцев: Да, часть ребят, конечно, придут, а часть – нет. И тут не надо наивно думать, что ими подписанный двусторонний договор станет главным аргументом для того, чтобы выпускник пришел на предприятие.

Сперанский: Хотелось бы сказать большое спасибо вашему вузу, что он принимает у себя не первый год такое совещание. Здесь можно подвести итоги, поделиться опытом, решить наболевшую проблему. Хотя все знают, что устраивать такие встречи не просто. Большое спасибо вам за гостеприимство.

Наталья МАСЛОВА
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаЭкспертизаЭкспертиза"Если нужен хороший разработчик, то это магистр"
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»