Перед началом Всероссийского совещания "Проблемы реализации государственного плана подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса" мы побеседовали с его участниками – проректором Омского государтсвенного технического университета Александром Владимировичем Мышлявцевым и проректором Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики Олегом Алексеевичем Сперанским.
– Как в ваших вузах в этом году прошел набор студентов по Гособоронзаказу?
Олег Сперанский
|
Сперанский: Все выполнено полностью, согласно плану.
Мышлявцев: Мы тоже все выполнили. У нас уже года 3 нет никаких проблем в этом вопросе, набираем все 100%. Причем, у нас очень большой набор, в этом году, например, больше 300.
– В нынешнем годы многие СМИ муссировали вопрос о том, что поступают абитуриенты с меньшими баллами по ЕГЭ, чем раньше. Вы столкнулись с этой проблемой?
Мышлявцев: Конечно, хотя по сравнению с прошлым годом у нас средний проходной балл нынче был выше – 182. На целевом наборе, правда, поменьше, но не намного. В принципе, у нас в этом году набор целевиков был получше, чем всегда. Мы целенаправленно поработали со школами. Заводы тоже работали с подшефными школами.
Сперанский: У нас ситуация немного похуже, чем в Омском гостехуниверситете.
– Поначалу, когда работа по целевому набору только начиналась, ни одно предприятие слышать не хотело о бакалаврах…
Сперанский: Да у них же в штатном расписании нет таких должностей, которые бы мог занимать бакалавр. Но сегодня, когда уже все вузы перешли на двухуровневую систему, предприятия начинают заказывать подготовку магистров. Пока немного, одного – двух, но заказывают.
Мышлявцев: Теперь уже все всё поняли. У нас, например, есть завод высоких технологий (ООО "Высокие технологии"), реально наукоемкое производство. Руководство этого завода вышло к вузу с таким предложением: им бакалавры не нужны, а только магистры, причем 20 человек в год. Они даже составили план – сколько и какие кафедры будут им готовить магистров. Для обучения в магистратуре они берут уже не только целевиков, но и тех, кто закончил бакалавриат. Они им предлагают очень хорошие условия работы, и ребята-"не целевики" вполне осознанно идут в магистратуру с расчетом, что потом придут на это предприятие.
– Получается, двухуровневая система обучения, на которую перешли все вузы страны, не может негативно сказаться на Гособоронзаказе?
Александр Мышлявцев
|
Мышлявцев: На сегодняшний день специалитет у нас остался по пяти специальностям –авиационные, системы защиты информации и др.
Вообще, если честно говорить, обе системы нормальные, обе готовят хороших специалистов. Всегда сложен переход. Просто мы привыкли к слову "инженер". Вот у немцев, например, та же самая проблема, они сейчас тоже переходят на двухуровневую систему. Но они, как мудрые люди, делают это плавно, постепенно. Они не отказываются резко от специалитета, у них какая-то доля все-таки остаются специальности. В Англии и США традиционно такая система, и она давно и успешно работает. В крупном техническом вузе Америки в городе Массачусетсе больше половины обучающихся – магистры, а бакалавров очень мало. Они со всех других вузов берут самых толковых бакалавров и учат их дальше. Наши ребята, которые идут в магистратуру, давно поняли, что если хочешь чего-то добиться, хочешь продвигаться по служебной лестнице, то бакалавра для этого мало. На предприятиях это тоже уже поняли – если нужен хороший разработчик, то необходим магистр. В магистратуре обучать могут гибко, специально под конкретное предприятие составить программу обучения, и в этом есть взаимная выгода. Да и уровень обучающихся в магистратуре повыше – туда же берут не всех подряд, а тех, кто потолковее.
Сперанский: На днях в Москве прошел VI Национальный конгресс "Модернизация экономики России: приоритеты развития". Работало 12 секций. На одной из них – "Взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества – модернизация отношений на пути построения сильной экономики" с докладом "Направление взаимодействия высокотехнологичных предприятий с профильными вузами при подготовке кадров для наукоемких технологий" выступал представитель ИжГТУ Н.С. Сивцев. Он замечательно очертил те проблемы, которые сегодня испытывает вся страна в вопросах развития экономики. Ваш вуз участвует в формировании экономического пространства всей страны, так же, как, наверное, и любой другой вуз. Я, кстати, специально именно на эту секцию пошел, было приятно услышать представителя Ижевского государственного технического университета.
– На ваш взгляд, как можно повысить привлекательность учебы на технических направлениях для предприятий ОПК?
Мышлявцев: Это сейчас уже не проблема. Молодежь начала понимать, что там, где прошло техническое перевооружение предприятия, – не древнее оборудование стоит, а, например, на машиностроительном предприятии создан обрабатывающий центр, – туда же без инженерного образования близко никого не подпустят. Там очень дорогостоящее оборудование, и на нем надо уметь работать. Там и зарплату высокую сразу получают – 40-50 тысяч рублей.
Сперанский: Сейчас многие говорят, что в будущем не будет токаря, слесаря, как таковых, а все будут делать инженеры. Работать на станках с ЧПУ нельзя без инженерного образования. Я полностью согласен, что в дальнейшем высшее образование нужно будет всем. Оно и культуру в общество привнесет, и пласт интеллигенции увеличит. У нас комсомола сейчас нет, а, попадая в вуз, молодой человек вращается в такой среде, которая может сформировать другие интересы.
Мышлявцев: В Германии сегодня бьют тревогу, что слишком мало у них людей с высшим образованием. Южная Корея, Япония приняли программу перехода ко всеобщему высшему образованию. А в нашей стране находятся такие деятели, которые говорят, мол, мы не Китай, нам столько вузов не нужно. Современное производство действительно требует инженерных знаний, по крайней мере, на уровне бакалавра – это совершенно точно.
Я уж молчу о том, что напрочь забывают социальную функцию высшего образования. В ряде случаев вуз нужен хотя бы для того, чтобы в самом опасном возрасте молодежь не болталась на улице, а занималась учебой. Высшее образование изменит ее мировоззрение.
– Чего вы ждете от сегодняшнего совещания?
Сперанский: Нужно говорить о том, как изменить законодательную базу в вопросе закрепления выпускника вуза-целевика на предприятии. Нет юридического механизма, как это сделать. Ведь взяли студента на обучение для данного предприятия, а он возьмет и не придет, пойдет в ларек торговать… Я не говорю о том, что нужно вернуться к распределению, которое было в СССР. Но для целевика нужно это законодательно закрепить. Он ДОЛЖЕН отработать, и это надо как-то урегулировать.
Мышлявцев: Да, часть ребят, конечно, придут, а часть – нет. И тут не надо наивно думать, что ими подписанный двусторонний договор станет главным аргументом для того, чтобы выпускник пришел на предприятие.
Сперанский: Хотелось бы сказать большое спасибо вашему вузу, что он принимает у себя не первый год такое совещание. Здесь можно подвести итоги, поделиться опытом, решить наболевшую проблему. Хотя все знают, что устраивать такие встречи не просто. Большое спасибо вам за гостеприимство.