В ИжГТУ закончилось очередное, IV Всероссийское совещание "Проблемы реализации государственного плана подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса".
В работе совещания приняли участие руководители и специалисты различных министерств и ведомств, представители предприятий Удмуртии и более российских вузов, осуществляющих подготовку кадров для ОПК. Пресс-центр ИжГТУ продолжает публикации интервью участников совещания:
Андрей Олейник
|
Андрей Владимирович Олейник, доктор технических наук, профессор, завкафедрой "Метрологии и стандартизации" МГТУ МИРЭА (Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики).
-Андрей Владимирович, совещание, посвященное проблемам гособоронзаказа на подготовку кадров для ОПК проходит в ИжГТУ уже в четвертый раз. Тема обсуждения и дискуссий остается неизменной, поэтому традиционный вопрос: так в чем же проблема реализации этой программы?
Наверное, все же проблема обеспечения подготовки кадров для ОПК, сама по себе намного шире, чем это кажется на первый взгляд. Почему? Естественно, подготовка для ведущих промышленных предприятий осуществляется точечно, потребность формируется в зависимости от гооборонсзаказа. Количество, объем и качество объектов формируется теми технологиями и новыми объектами, которые создаются, и, естественно, зависят от объема финансирования. В этой связи возникает целая технологическая цепочка: количество, качество, технологии, которые реализуют оборудование и люди, то есть те специалисты, которых готовят вузы, - все это завязано в сложную большую систему. Просто, "в лоб" эта проблема не решается.
То, чем занимается Ижевский технический университет уже четыре года - это системный подход к решению. ИжГТУ становится точкой роста и интегратором для решения этих сложных проблем. Это действительно так: совещания, посвященные отдельным вопросам подготовки кадров для ОПК, часто проходят в различных городах, вузах и промышленных объединениях, но здесь за это время сложилась некая общность специалистов, которые собираются регулярно, установилась атмосфера взаимопонимания и диалога, которая способствует поиску эффективных решений.
Очень важно, что ежегодно по результатам проведения совещаний в Ижевске принимаются взвешенные, прошедшие экспертизу лучших специалистов решения, которые потом используются оборонно-промышленным комплексом, министерствами и ведомствами в части уточнения вектора направленности развития системы подготовки кадров. Это площадка, где представители различных министерств и российских вузов имеют возможность непосредственного обсуждения, как текущих проблем, так и прогнозов, и перспектив.
Мне хотелось бы остановиться именно на этом сюжете: об обратной связи. Она существует и, опять-таки, проявляется по многим каналам, это многоканальная обратная связь. Во-первых, очевидная и прямая связь - это собственно предприятия, формирование и уточнение их потребностей. Второе: связь с министерствами - Минобразования, Минпромэнерго, Роскосмосом, Росатомом, - то есть анализ макропотребностей, когда формируется стратегия развития, готовится план подготовки специалистов, реализация задуманных прогнозных составляющих.
Последнее время Министерство образования и науки проводит мониторинг подготовки кадров для ОПК: создана специальная информационная система, позволяющая получить очень интересные данные в разрезе специальностей, регионов, промышленных предприятий, которые затребуют кадры. Эта агрегированная информация позволяет проанализировать с различных точек зрения многогранную проблему подготовки кадров, и она сейчас активно используется министерством.
- Система гособоронзаказа в области подготовки кадров для ОПК работает уже несколько лет. Как можно сегодня оценить ее развитие? Система действует, и этот "ребенок" успешен?
Система подготовки кадров для ОПК не родилась вновь, она ведь существовала и прежде. Но сегодня она оказалась в иных социально-экономических и политических условиях, действуют другие принципы, другие ценности. Мы имеем дело со "взрослым человеком", если следовать вашей аллегории. Система сменила "место жительства", и во многом отстраивается заново, а где-то мы переучиваемся, где-то что-то учимся делать впервые, отрабатываем какие-то механизмы и навыки в изменившихся условиях.
Хотелось бы подчеркнуть одно важное обстоятельство: жизненный цикл подготовки специалиста для ОПК это вовсе не 4, не 5, и даже не 6 лет. Он намного больше. Я говорю не только о том периоде, когда специалист поступил в вуз, потом вышел из дверей учебного заведения и пришел на предприятие. Для подготовки хорошего специалиста необходимо подготовить учебную и научно-методическую, лабораторную базу. Необходимо выявить потребности в технологиях - какие они должны быть, "построить" образ специалиста, - и все это опять же - в условиях планового развития экономики, что бы мы не говорили о стихийной определяющей рынка, - ничего подобного
Все прорывные технологии, критические технологии федерального уровня, это затратные, дотационные со стороны государства области, планируемые и финансируемые во всех странах государством, иначе не обеспечить прорыва в этих направлениях. Скажем космос, оборонка - ну, когда они могут приносить прибыль? Это только вложения государства.
Так вот жизненный цикл подготовки качественного специалиста растягивается в 8-10 лет, а, учитывая современную скорость устаревания информации, - это гигантское ускорение и сокращение срока "годности", - необходимо еще и создание системы адаптационной стратегии, постоянно обновляемой, постоянно совершенствующейся , т.е. это должна быть живая гибкая система.
Это очень сложно, но иного выбора у нас нет. Держава перестает быть державой, когда она перестает быть самодостаточной в построении своего оборонного щита.
- Одна из проблем, с которыми сталкивается сегодня любой технический вуз, - это снижение общего уровня школьной подготовки абитуриентов. У поступающих учиться по гособоронзаказу - особый конкурс и он отнюдь не повышает планку требований к выпускникам школ, скорее, наоборот...
Разумеется, и вузы, которые готовят будущих оборонщиков, и предприятия заинтересованы, чтобы пришли самые подготовленные и самые талантливые. Если создать условия, понятные для абитуриентов: первое - обеспеченность высокой заработной платой, - сегодня и в будущем; второе- решение их жилищных проблем, обеспечение социальным пакетом - от здравохранения до культуры и образования - т. е. возможности повышать квалификацию; т. е. если молодой человек сможет увидеть собственное будущее, гарантированное на долгие годы, - да, тогда будет и конкуренция, и большинство этих ребят будут лучшие из лучших.
С другой стороны, знаете, есть такая фраза "ограничение рождает мастерство", - она часто применима к российским реалиям, но нельзя и этот принцип доводить до крайности. И в этой ситуации не все однозначно. Те ребята, которые имеют невысокий балл при зачислении - это еще не приговор, а временный диагноз. Не говоря уже о том, что это могут быть, например, ребята из сельской местности, - объективно, по независящим от них причинам недополучившие знаний. Вложившись в них, приняв их на эти специальности, в каком-то проценте мы обнаружим и новые таланты, и яркие способности.
Ориентация на нестандартных ребят, на такой "нестоличный" контингент, тоже обещает результаты. Опять же, если мы отправим всех самых- самых на подготовку в центральные города и элитные вузы, то, понятно, что в регионы, даже на крупные промышленные предприятия они не вернутся. "Там, где ты сейчас стоишь - там и поле Куликово".
Кстати, - Ижевск как раз очень успешно решает эту проблему, демонстрируя связь с производством - и об этом свидетельствует сегодня присутствие на совещании директоров ведущих предприятий, филиалов и представителей других вузов, которые приехали посмотреть, как эти программы работают и реализуются здесь, в Ижевске.