14.03.2012 14:00 Администратор
Печать PDF

О новых, индивидуальных, подходах в университетском образовании - в интервью ректора Международного университета в Москве Сергея Красавченко.

"Мир меняется так стремительно и непредсказуемо быстро, что политические и социальные системы не успевают за этими изменениями. Вертикальная система "учитель - ученик умрет". И умрет в ближайшие 50 лет. Школа неизбежно будет другой, потому что урок - это неизбежный метод забивания гвоздей. Школа будет более индивидуальной", - делился своими размышлениями с участниками круглого стола, приуроченного к юбилею Международного университета в Москве и посвященного проблемам образования, член-корреспондент РАН, первый ректор МУМ Г. А. Ягодин.

Нынешний ректор С. Н. Красавченко делится своими мыслями о реализации принципа индивидуализации в высшем учебном заведении, без которой сложно представить себе университет будущего.

— Сергей Николаевич, изменилась ли миссия университета, скажем, за последние 200 лет?
— Общая миссия университетов и 200 лет назад, и сегодня - делать мир более цивилизованным. Просто сегодня ее нельзя выполнить, с одной стороны, не решая прикладных задач, и с другой - не заглядывая в будущее. Университет сегодня должен быть прогрессивен и прозорлив. Его главная задача - воспитать таких специалистов, своих выпускников, которые, успешно решая сегодняшние и понятные завтрашние задачи, будут готовы к вызовам, о которых сегодня мы только размышляем.

— Разделяете ли вы точку зрения на то, что вертикаль "учитель-ученик" в университете будущего будет стираться?
— Вертикаль - не самый удачный термин для обозначения одной из черт нынешнего образования.

Это раньше можно было трактовать эту систему, как вертикаль - когда ученик смотрит на учителя снизу вверх, а преподаватель сверху вбивает ему в голову какие-то идеи и решения. Сегодня отношения студента с преподавателем в меньшей степени вертикальные, а в большей - горизонтальные, и чем короче горизонталь, тем лучше. Их должен соединять диалог. И нынешний и, тем более, университет будущего должен решать задачи для будущего и заглядывать вперед, четко представляя, какие вызовы ожидают страну, общество, будущего специалиста. И мы должны сделать так, чтобы наши студенты были готовы к адекватным ответам на эти вызовы.

— И здесь первым делом речь идет о персонализации системы образования под студента?
— Уже сегодня наш подход позволяет нам разглядеть в каждом студенте МУМ - индивидуальность. Это уже не воспитание "потока", которому нужно передать какую-то сумму знаний и навыков.

— Какими способами можно обеспечить этот точечный, личностный подход?
— Прежде всего, проблему индивидуализации образования мы решаем через соотношение студентов и преподавателей. Как может преподаватель общаться с 300 студентами, когда каждый из них должен иметь возможность начать прямой диалог? Понятно, что индивидуализация заключается не только в возможности студента общаться с преподавателем. Это и индивидуализация учебных планов и программ применительно к потребностям и особенностям личности каждого студента. Интересы студента, с которыми он приходит к нам, продолжают развиваться, изменяются, и порой достаточно быстро; проявляются его природные предрасположенности - и потому он постоянно требует к себе индивидуального внимания.

— Хорошо, это в теории, а на практике как это реализовать? Есть опыт?
— То, о чем я сказал, это для нас не теория, а практический опыт. Опираясь на этот, в чем-то уникальный, опыт МУМ, утверждаю, что это единственный путь вырастить в стенах университета не только успешного специалиста, но и индивидуальность. Наша кафедра социальной антропологии и психологии во главе с академиком РАО А.Г. Асмоловым готовит базу для развития индивидуализации обучения студентов МУМ. С нового учебного года мы планируем проводить комплексное тестирование личностных качеств каждого студента. На его основе психологи выдадут портреты: этот - лидер, эта - скрытый лидер, этот, допустим, подавлен и нуждается в одобрении, поддержке и т.д. Можно же это корректировать в процессе обучения, развивать потенциал личности и помогать справляться с теми проблемами, которые есть у студента. Надеюсь, мы успешно реализуем идею с "картой личности", как это у нас получилось с "паспортом здоровья".

— Что это за паспорт здоровья?
— Мы реализовали эту уникальную идею на кафедре культуры здоровья и физической подготовки. На входе все студенты, каждый первокурсник, проходят тестирование по научной методике. Оценивается работа всех его функциональных систем - выявляется картина работы его органов. Складывается портрет организма, его возможностей и проблем.

Кстати, судя по абитуриентам, физическая подготовка в школах все хуже, слаба и малоэффективна, потому что там не смотрят, кому джогинг, а кому плавание. А иногда ни того, ни другого нет. Специалисты кафедры культуры здоровья выдают студенту паспорт здоровья, где написано, что у него такие-то и такие-то показатели, рекомендуют обратить внимание на те и те проблемы. Следующий этап - составление индивидуальной программы. Что полезно, а что исключить: бегать можно, поднимать тяжести нельзя и так далее. Зав кафедрой, олимпийский вице-чемпион, профессор В.А. Орлов, 25 лет назад разработал эту методику и апробировал ее в Канаде. Нынешний уровень IT-технологий расширил возможности методики, изучающей особенности человеческого организма и предлагающей пути расширения его возможностей и развития потенциала здоровья. И сегодня профессор Орлов продолжает развивать эту методику в Институте медико-биологических проблем РАН, который с давних пор называют институтом космической медицины. Так что космические технологии идут к каждому нашему студенту.

— В чем еще воплощается идея индивидуализации?
— В реализации индивидуальных запросов студента, конечно. Наши преподаватели выясняют намерения и склонности каждого. В соответствии с выбранной специальностью и индивидуальными запросами определяются особенности учебного плана, тематика докладов, рефератов, курсовых работ, привязка к практике, консультации с практикующими специалистами и т.д. и т.п..

Я убежден, что в университете должна быть небольшая часть постоянного состава преподавателей и большая переменная, это позволяет давать знания из первых рук. Если это менеджмент в банковском деле, значит, программа должна быть составлена таким образом, чтобы студент прослушал какую-то часть лекций штатного профессора университета по теории, а потом он будет встречаться с практиком, которого мы пригласим прочесть лекции на договорной основе.

Уверен, что необходимо выстраивать программу удовлетворения индивидуальных запросов через общение с первыми лицами в области политики, науки, культуры, бизнеса. В МУМ, например, дважды в год — в сентябре и феврале — читают лекции люди, определяющие ситуацию в стране: вице-премьеры, министры, видные деятели российской науки и культуры, крупные предприниматели. У ребят закладывается лицейская традиция общения с первыми лицами. Только в этом учебном году, перед ними выступали Михаил Горбачев, Сергей Степашин, Аркадий Дворкович, Михаил Прохоров, Эдвард Радзинский, Анатолий Григорьев, Михаил Швыдкой, Александр Шохин, Владимир Лукин, Давид Якобашвили, Дмитрий Быков. Лекция каждого успешного человека, героя твоего времени - это что-то вроде "бизнес-кейса". Когда студент видит конкретные примеры того, как какой-то человек реализовал свой потенциал, он задает себе вопрос "а почему не я?", ну а дальше уже задача университета вдохновить и обучить студента.

Источник: Частный корреспондент

You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаЭкспертизаЭкспертизаКарта личности и паспорт здоровья
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»