28 апреля в министерстве образования и науки РФ состоялся круглый стол, посвященный проблеме подготовки научно-педагогических кадров.
Основной отток кадров из науки пришёлся на 1990-е годы, начал анализ ситуации директор Департамента развития профессионального образования Минобрнауки России Геннадий Шепелев, выступая сегодня, 28 апреля, на круглом столе в министерстве, посвящённом проблеме подготовки научно-педагогических кадров. Он привёл диаграмму с численностью исследователей в период с 1930-го по 2009-й год. Пик пришёлся на 1970-е годы. Тогда в стране работали почти 1,4 миллиона учёных. Но уже с конца 80-х начался спад, который достиг своих критических значений в 2000-е годы, когда исследователей стало меньше 400 тысяч человек.
«В СССР был как минимум трёхкратный запас научных кадров, – считает Геннадий Шепелев. – Накачивание кадров в науке носило в том числе социальную функцию. В российский период, когда институтам пришлось зарабатывать деньги, началось сбрасывание балласта».
Однако ситуация не так плоха, как многим кажется, уверен чиновник. Если сопоставить данные по количеству исследователей и занятых в экономике людей (в расчёте на 10 тысяч населения), то окажется, что Россия занимает 4-5 место. Исследователи – 69 человек, весь персонал – 136. Впереди Япония, США и Франция (см. таблицу).
Другое дело, что наука действительно постарела, признал Геннадий Шепелев. В среднем на 10 лет – с 38,5 до 49. Если сравнивать данные 1994 и 2008 годов, то получится 58 лет (средний возраст докторов наук) против 62, а также 49 (кандидатов) против 53. Но эту тенденцию можно объяснить общим старением населения страны.
Текучесть кадров составляет около 13 процентов. Чтобы улучшить ситуацию в научных институтах и вузах, ежегодно туда должны приходить примерно 2,5 процента от общей численности занятых в этой сфере людей. То есть 7,5-8 тысяч человек. По факту же получается где-то 0,8 процента, сообщил г-н Шепелев.
Решение кадровой проблемы в Минобрнауки России возлагают, в частности, на взаимодействие науки и бизнеса, что повысит доход учреждений. По объёмам госфинансирования на науку Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, опережая Японию и США, тогда как по затратам на неё бизнеса отстаёт в 4-6 раз. В последние годы российское правительство предпринимает самые разные меры, чтобы активизировать сотрудничество бизнеса и науки. Достаточно вспомнить 217-ФЗ (о создании малых предприятий), постановления №№ 218-220, инициативу по созданию техплатформ, программ инновационного развития госкомпаниями. Используются и традиционные механизмы: ФЦП «Кадры», ФЦП «Исследования и разработки» и т.д. Вот только когда всё это в комплексе даст результаты – пока непонятно.
Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков рассказал о запуске программы «Глобальное образование». По ней планируется готовить кадры за рубежом по нескольким направлениям: управление в сфере высшего образования, медицина и высокотехнологичный бизнес. Бюджет программы – 5 миллиардов рублей. Ежегодно за счёт государства по ней планируется обучать около тысячи человек. По словам Пескова, аналогичные программы действуют во многих странах. Например, в Китае. И там они уже подтвердили свою эффективность.
Ещё об одной – на этот раз негосударственной инициативе решения кадровой проблемы – сообщил Константин Северинов, заведующий лабораторией ИБГ РАН, ИМГ РАН и Университета Ратгерса (США). Осенью 2011 года в России впервые запустили программу постдоковских стипендий в области наук о жизни. Её цель – адресная поддержка молодых кандидатов наук (до 35 лет, защитившихся не раньше трёх лет) и повышение мобильности. Финансирует её фонд «Династия». На конкурс поступило 87 заявок. Проведено почти 300 экспертиз. Особая гордость организаторов проекта – эксперты. Их около 90 (со всего мира), в экспертный совет входят два нобелевских лауреата. Экспертизу они проводили либо бесплатно, либо за небольшие деньги (40 долларов). Их мотивация проста – помочь России развить институт постдоков. По итогам конкурса (проводился на английском языке) отобрали 10 победителей. Каждый из них получит по 600 тысяч рублей в год (проект рассчитан на два года). Причём половина этой суммы пойдёт на зарплату учёных (без налогов), остальное – по усмотрению победителя: на приборы, участие в конференциях и т.д.
«Первый конкурс выявил несколько проблем, – сказал Константин Северинов. – Во-первых, низкий уровень заявок. Во-вторых, нежелание учёных переезжать из одной лаборатории в другую – это было одно из основных условий конкурса. Большинство участников предлагали перемещение в стенах того института, где они работают сейчас. Очевидно, что на практике они останутся в своей же лаборатории».
Все эти проблемы организаторы учтут во время проведения следующего конкурса, который запланирован на сентябрь этого года. Возможно, поменяют требования к заявителям. В сентябре же планируется подвести первые итоги программы. Если хотя бы несколько человек из первой волны смогут за два года дорасти до такого уровня, что станут лидерами лаборатории или научной группы, это можно будет считать хорошим результатом.
Геннадий Шепелев отметил, что программа очень интересная. Было бы хорошо, если бы по каждому научному направлению возникли аналогичные проекты. Молодёжи надо давать разгонную дорожку, чтобы она видела, куда можно расти и развиваться. Не исключено, что подобного рода проекты появятся в госпрограмме по науке, которую сейчас разрабатывают. И, кстати, те предложения, которые звучат на апрельских круглых столах, вполне возможно, будут учтены при этой работе.
Организаторами круглого стола «Развитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров с целью обеспечения инновационного развития экономики Российской Федерации» выступил центр «Открытая экономика» и компания «Парк-медиа» при поддержке Минобрнауки России. Это уже четвёртый круглый стол в этом месяце, посвящённый вопросам высшего профобразования. Репортажи с трёх предыдущих читайте в статьях «Вузы на перепутье», «Вузы задумались над рыночной перспективой» и «Когда наука в ущерб образованию».
Источник: strf.ru