10 мая состоялась церемония вручения мантии почетного выпускника ИжГТУ им. М. Т. Калашникова Виктору Хорошавцеву.
Выпускник машиностроительного факультета ИМИ-ИжГТУ им. М. Т. Калашникова 1976-го года, член Совета Федерации Федерального собрания от Государственного совета Удмуртской Республики с 2003-го по 2009-й годы Виктор Хорошавцев не смог присутствовать на торжественном заседании ученого совета ИжГТУ в дни юбилейных празднеств вуза, где проходила церемония награждения почетных выпускников технического университета. Но награда, пусть и с опозданием, нашла героя: 10 мая в конференц-зале ИжГТУ ему вручили мантию почетного выпускника. В торжественной церемонии участвовали почетные профессора Ижевского гостехуниверситета Борис Якимович и Олег Шадрин, а также почетный выпускник ИжГТУ, депутат Государственного совета Удмуртской Республики, председатель ассоциации выпускников ИМИ-ИжГТУ Виктор Русских.
В своей клятве Ижевскому гостехуниверситету Виктор Хорошавцев пообещал всегда гордиться родным вузом и помогать ему, участвуя в важных событиях университетской жизни.
Напомним, что именно Виктор Хорошавцев и Виктор Русских в 2008-м году стали спонсорами реставрации одного из символов нашего университета - памятника "Слава науке", более известного в народе как Вечный студент.
Перед началом церемонии Виктор Хорошавцев любезно согласился дать небольшое интервью пресс-центру вуза.
- Виктор Геннадьевич, так или иначе вам приходится пересекаться с системой высшего образования: к вам приходят работать молодые специалисты, выпускники вузов. Как вы оцениваете уровень их подготовки? Ведь сейчас часто приходится слышать мнения, что современная российская высшая школа несколько не соответствует даже своему прежнему уровню.
- Я не скажу на сто процентов, что не соответствует. Отрасль, в которой я работаю в последнее время, это в основном "нефтянка", а там по большому счету высокий профессиональный уровень подготовки специалистов. Но если мы коснемся экономики и инвестиционных моментов, связанных с работой даже крупного предприятия, то здесь образование надо подтягивать. Потому что уровень подготовки наших экономистов, по крайней мере, тех, с которыми я сталкивался, низковат. Когда речь идет о бухгалтерском учете и рабочем процессе ведения первичной документации, то здесь все нормально. Хуже обстоит дело с серьезными инвестиционными программами и проектами, которыми мы постоянно занимаемся - от миллиарда, десяти миллиардов долларов и выше. Безусловно, здесь экономическая и профессиональная экспертизы должны быть очень высокими, иначе малейшая ошибка может оказаться последним гвоздем, вбитым в крышку гроба проекта. Конечно, я говорю лишь о том, с чем сталкивался, и мне трудно судить о ситуации в целом по России - наверняка существуют специальные эксперты и комиссии министерства образования и науки, которые оценивают ее и следят за ней. Но я хочу сказать о том, что образование необходимо подстраивать под рынок, под реалии сегодняшнего дня, направлять образовательный процесс в нужное русло. Как это ни парадоксально, но всегда, как только мы заговорим об управлении финансами в крупной компании, обязательно требуется высшее образование, полученное на западе. Сегодня это факт. Возьмите любую крупную компанию нефтегазового, любого другого промышленного комплекса, и вы увидите, что их финансовые директора - люди, имеющие за спиной либо MBA, либо закончившие высшее учебное заведение за рубежом. Не говоря уже о банках, где та же самая ситуация - менеджмент подбирается с уклоном в западное образование.
- Тем не менее вы закончили машиностроительный факультет Ижевского механического института и добились успеха и в бизнесе, и в политике.
- Я ни в коей мере не хочу бросить камень в огород родного вуза, отнюдь - я очень люблю его и трепетно отношусь к своей альма-матер. Тем более, если это касается технических и инженерных направлений - здесь есть чем гордиться. Но я думаю, что университетам надо дать больше возможностей для перехода к серьезной научной деятельности, подкрепленной грантами. И если объединить усилия научно-исследовательских институтов и высшей школы, как это делается на западе, то мы могли бы преодолеть разрыв между теорией и практикой. Если бы это произошло, то это был бы один из самых серьезных шагов, таких, как создание Сколково. Центров, подобных Сколково, у нас должно быть много - сотни и тысячи. Тогда, безусловно, наступит и прогресс, в том числе и в системе высшего образования.
Записала Светлана МАЛЬЦЕВА