Челябинский метеорит будет официально зарегистрирован и получит имя через две недели. Судя по всему, его падение сопровождалось малоизученным явлением "электрофонного болида" — звуками, вызванными электромагнитными разрядами в атмосфере, которые появились от пролета болида. "Газета.Ru" рассказывает о ходе работы российских ученых по изучению падения метеорита на Урале.
То, что челябинский болид стал наиболее документально зафиксированным случаем падения метеорита на Землю, стало очевидно еще 15 февраля, в день, когда произошло это событие. Обилие видеозаписей, сделанных с помощью видеорегистраторов, установленных на автомобилях местных жителей, не только привлекло к себе внимание пользователей YouTube по всему миру, но и позволило чешским астрономам первыми определить орбиту небесного тела и восстановить его путь в земной атмосфере. Это — первая оценка такого рода.
Российские же ученые продолжают кропотливую работу по поиску осколков метеорита и прочей информации, которая поможет в научных исследованиях. Так, в Челябинске и окрестностях работает большая комиссия, которая должна собрать все данные и предоставить их для регистрации в Международном каталоге метеоритов. Как сообщил "Газете.Ru" член комитета РАН по метеоритам Виктор Гроховский, возглавляет группу ученых старший научный сотрудник Института Геохимии и Аналитической Химии им. В.И. Вернадского РАН (ГЕОХИ РАН) Марина Иванова. В ноябре минувшего года "Газета.Ru" рассказывала о ее работе, опубликованной в журнале Science, по датировке происхождения Солнечной системы. Марина Иванова прокомментировала "Газете.Ru" работу по Челябинскому метеориту: "Сейчас основные задачи — собрать как можно больше сведений о местах сосредоточения массы вещества метеорита и по возможности очертить на карте ореол рассеяния метеорита.
Его протяженность получается очень большая, пока 150-200 км по длинной оси и 20-30 км в поперечнике.
Нам нужно изучить основной тип вещества, в лаборатории провести его минералогическое, петрографическое и химическое исследования, затем подготовить материл для регистрации метеорита в международном Номенклатурном комитете".
Отметим, что свое имя метеорит получит как раз после данной регистрации. По оценкам Ивановой, это произойдет после 10 марта: "Первые результаты будут представлены в Номенклатурный комитет для регистрации метеорита как можно быстрее, недели через две". На вопрос, когда и в каком научном журнале планируется представить результаты исследования челябинского болида, Иванова ответила: "Для подготовки публикации (неизвестно пока, в какой журнал) может понадобиться много времени, возможно, несколько месяцев, чтобы наиболее полно охарактеризовать вещество".
Другим важным источником информации по изучению челябинского метеорита являются свидетельства очевидцев. В конце минувшей недели при поддержке Комитета по метеоритам РАН инициативной группой астрономов-любителей был запущен специальный сайт chel-meteorit.youini.ru для анкетирования свидетелей падений осколков метеорита.
К настоящему моменту число опрошенных превысило 1500, что является рекордным значением в истории наблюдений метеоритов.
"Уже промежуточная обработка дала новые факты, что ускользнули от многочисленных фото и видео камер: несколько десятков независимых свидетелей указали, что во время полета болида они слышали шипение, часто сравнивая его с бенгальскими огнями, а более пятидесяти человек просто сообщили о звуках без подробного описания. Это было за несколько минут до прихода ударной волны, — сообщил "Газете.Ru" один из организаторов анкетирования, руководитель научных проектов обсерватории "Ка-Дар" Станислав Короткий. — Так как звуковые волны не могут проходить расстояния в десятки километров за доли секунд, то у этого явления должна быть другая природа".
Таким образом, челябинский болид является так называемым "электрофонным болидом".
У явления электрофонного болида нет окончательно объяснения, да и вообще оно плохо изучено. Активно изучить это явление старался советский астроном Виталий Бронштэн, который подробно описывал его в своей книге "Метеоры, метеориты, метеороиды" инаучно-популярной статье за 1982 год. К настоящему моменту, согласно базе данных научных публикаций по астрономии Гарвардского университета, данному явлению посвящено менее сотни научных трудов, и нынешние теоретические представления не сильно отличаются от тех, которые были описаны Бронштэном более 30 лет назад. Скорее всего, звук, возникающий во время полета болида, возникает вследствие электромагнитных явлений, порождаемых пролетом таких крупных болидов. Метеороидное тело, пролетая через атмосферу, образует за собой след из ионов и электронов, которые могут стать источником электромагнитных волн и даже электрических разрядов, подобных молниям при грозе.
"За более 1500 лет документально было зафиксировано не более 600 случаев наблюдения "звучащих" болидов.
Данное анкетирование сразу увеличивает данный список на 5-10%.
Есть надежда, что подробные описания звуков помогут нам описать явления, что возникают одновременно с полетом болида. Для этого нам нужны свидетельства очевидцев, что еще не заполняли нашу анкету", — говорит Станислав Короткий, отметив, что данными исследованиями заинтересовались не только исследователи метеоров и метеоритов, но и специалисты, занимающиеся физикой атмосферы Земли.
Первичная обработка результатов анкетирования также позволила сделать ряд интересных и важных выводов. Так, свое подтверждение получил факт повышения температуры в районах, которые находились не далее 50 км от траектории пролета метеорита, что является первым столь массово засвидетельствованным в истории наблюдений подобных событий. Подробнее с результатами анкетирования можно ознакомиться из интерактивных карт, размещенных на сайте с анкетой.
Источник: Газета.Ru