01.03.2008 00:29 пресс-центр ИжГТУ
Печать PDF
Image18 февраля в Ижевском государственном техническом университете при поддержке Союза машиностроителей России состоялся круглый стол "Проблемы подготовки кадров для машиностроительной отрасли" с участием представителей вуза и предприятий машиностроения.

Круглый стол перерос в конструктивный диалог между высшей школой - поставщиком интеллектуального "эшелона" для отечественного машиностроения - и производством. Поскольку ИжГТУ - единственный вуз республики, который уже более 55 лет занимается подготовкой инженерных кадров, то образовательная "сторона" диалога была представлена прежде всего его сотрудниками и преподавателями: в разговоре принимали участие ректор, проректоры университета, деканы ведущих факультетов. Другую сторону, производственную, представляли ведущие специалисты таких крупных предприятий, традиционно работающих на "оборонку", как Ижевский механический завод, Ижевский машиностроительный завод, Ижевский радиозавод, концерн "Ижмаш". И почти каждый из гостей выразил благодарность вузу - за то, что в переходный период он смог сохранить инженерное образование.

Мы предлагаем вашему вниманию сокращенную стенограммы круглого стола.

 

Борис Якимович, ректор ИжГТУ: Для участия в работе нашего круглого стола мы пригласили представителей наших промышленных предприятий, представителей Ижевского государственного технического университета и участников съезда Союза машиностроителей России, который откроется завтра у нас в Ижевске. Тема нашего обсуждения - проблема подготовки инженерных кадров для машиностроительного и приборостроительного комплекса.

 Я хотел бы, чтобы мы сегодня обсудили две очень важные проблемы. Первая - это выполнение, реализация гособоронзаказа для предприятий оборонно-промышленного комплекса, куда входят и машиностроительные, и приборостроительные предприятия. И вторая проблема - как нам в современных условиях, когда средств недостаточно, обеспечить непрерывную подготовку кадров для решения этой задачи: начиная от подготовки рабочих профессий и заканчивая послевузовским образованием, подготовкой кандидатов и докторов наук, и как этот образовательный процесс осуществлять в системе вместе с промышленными предприятиями.

Сегодня мы переживаем необходимый и очень важный период, когда готовится Положение о высшем учебном заведении и нам предстоит следующий этап развития системы высшего образования, связанный с новым уставом университета и новой парадигмой образования. Как при этом сохранится система инженерного высшего образования? Я хотел бы, чтобы мы сегодня обсудили.

Александр Еленский, проректор ИжГТУ по учебной работе: Здесь присутствуют наши ученые, представители и руководители промышленных предприятий, которые тесно связаны с нашим университетом, поэтому я не стану вас утомлять лекцией о том, что сегодня представляет собой Ижевский государственный технический университет.

Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что у нас действует система многоуровневой подготовки, - мы осуществляем подготовку по 27 специальностям среднего профессионального образования, 28 направлениям бакалавриата, 65 специальностям специалитета, 15 направлениям магистратуры и также 47 специальностям аспирантуры.

 Политика нашего университета - сохранить все формы образования. Мы перешли на двухуровневую систему, причем, бакалавриат у нас начал развиваться раньше, чем во многих вузах РФ. Нам удалось открыть магистерскую подготовку, она существует у нас уже десять лет, но если прежде это было три направления, то сейчас уже пятнадцать, и в этом году мы выходим с аккредитацией 12 магистерских направлений. И в дальнейшем, в этом году мы ждем, что будет постановление правительства, утверждающее перечень специальностей; повторюсь, нам бы хотелось, чтобы у нас осталось все.

В связи с тем, что вышло известное постановление правительства Российской Федерации ? 854 (декабрь, 2006 года) о государственном плане подготовки специалистов для ОПК и приказ Рособразования, в соответствии с которыми сформирован перечень специальностей для организаций ОПК, предприятия, заинтересованные в подготовке таких специалистов в нашем университете, направили свои предложения в соответствующие ведомства, а агентства обобщили эти предложения, сформировали заявки, которые поступили в Рособразование. В настоящий момент Рособразование готовит приказ Министерства образования и науки, который будет содержать контрольные цифры необходимого количества таких специалистов, я подчеркиваю, в основном, именно специалистов, необходимых для предприятий ОПК.

Нам предстоит важная работа - и нам, и вам. Наша задача сейчас - найти конкретных людей, абитуриентов, списки которых должны быть представлены до 1 июня в ваши ведомства и в университет для того, чтобы они могли принять участие во вступительных экзаменах. Для этих абитуриентов состоится отдельный конкурс, и они будут зачислены в рамках целевой контрактной подготовки. С каждым из них будет заключен договор - с одной стороны, с вами, с другой стороны - с нами, может быть, это будет тройственный договор, это как мы с вами решим.

Сейчас мы должны обсудить: на каких, собственно, условиях будет происходить подготовка студентов для вас, те пункты, которые должны будут появиться в договоре.

Александр Дорф, главный консультант Ижевского механического завода: То есть вы спрашиваете сейчас наше мнение о целевых контрактах? Мы всегда - "за". Здесь, как говорится, нет проблем. Трудно не согласиться, что предприятиям всегда необходимо обновление кадров, нужны молодые, подготовленные на современном уровне инженеры, тем более теперь, в условиях естественного ухода наших кадров, очень высокой конкуренции и в труде и в самой профессии

 К сожалению, при этом призыв поднять престиж профессии инженера пока остается только лозунгом, но для этого необходимо еще сильно поработать, чтобы вернуть этот престиж.

Но, если говорить о системе подготовки, то она должна быть абсолютно прозрачной, понятной работодателю. Мы много слышим о двухуровневой подготовке, о том, что существуют бакалавриат, магистратура, но почему-то никто нам так и не попытался объяснить, а что это, собственно, будет? Какой объем информации получит студент, каков учебный план подготовки того же бакалавра?

За всех мне говорить сложно, у нас достаточно узкая специальность, мы - оружейники, но нам, действительно, хотелось бы поучаствовать, во всяком случае, в согласовании планов подготовки будущих специалистов.

Якимович: Первая проблема, которая сразу же высветилась, и мы уже рассматривали ее на одном из наших совещаний, - это проблема участия работодателя в формировании наших учебных планов и программ. Очевидно, что нам надо чаще обсуждать вместе эти вопросы.

Юрий Матюнин, начальник отдела кадров ОАО "Ижевский радиозавод":

Постановление правительства, которое упоминалось, - это свидетельство, что государство сделало шаг, и действует целенаправленно. Но после этого шага хотелось бы, чтобы был сделан и следующий - чтобы специалисты-выпускники приходили на те предприятия, которые их заказывали.

Пока этого нет. Но даже то, что уже сделано, уже хорошо, по крайней мере, мы это понимаем и принимаем. Мы заявились по своему ведомству, и надеемся, что это послужит сохранению в системе высшего образования такого понятия, как специалист. Все-таки нам интереснее получать на предприятия специалистов. Понятно, что, если их не будет, а будут только бакалавры, это создаст для нас некоторые дополнительные трудности. Мы, конечно, будем дальше жить и находить выход, но нам бы хотелось получать специалистов.

По поводу нашего участия в образовательных программах, можно сказать, что и радиозавод, и другие промышленные предприятия не стоят в стороне от подготовки специалистов. Мы начинаем принимать студентов на практику с третьего курса - правда, у нас их единицы, зато с четвертого-пятого курсов - достаточно массово. Как раз, когда мы готовились к совещанию, посмотрели - у нас порядка 50-ти студентов 4-5 курсов ИжГТУ находились на рабочих местах. С ними работают наши сотрудники, достаточно профессиональные, используется заводское оборудование, - может быть, не лучшее, но которого не хватает в университете, эти ребята уже хорошо представляют, чего от них ждут на производстве и т. д.

Что касается самих программ обучения, здесь я скажу, что в ИжГТУ мы всегда встречаем понимание, если нам приходилось ставить какие-то вопросы, говорить, что нам важнее изучение той или иной дисциплины.

Но хотелось бы, чтобы был сделан следующий шаг, чтобы не получалось так, что мы, затратив определенные усилия, не дождемся выпускника. Конечно, возникает материальная сторона вопроса, можно предъявить ему претензии о возвращении тех затрат, которые мы понесли, но нам-то нужно чтобы пришел специалист, а не возможность разбираться с ним по судам и взыскивать с него деньги.

Я уже говорил: сделан хороший шаг, я его целиком поддерживаю. Постараемся вместе с вами найти взаимоприемлемое решение, в том числе, это и целевая подготовка.

Якимович: Вопрос подготовки инженеров тесно связан со следующим вопросом: какая у нас будет высшая техническая школа? Мы получили к круглому столу доклад Игоря Борисовича Фёдорова, ректора МВТУ им. Баумана. Он просил озвучить основные тезисы его доклада. Он поднимает такую проблему: сохраним ли мы то высшее образование, когда инженер может проектировать, может быть конструктором, исследователем, технологом, может что-то создавать. Или это время уже прошло? Потому что сегодня востребованы прежде всего специалисты, которые умеют ремонтировать вышедшее из строя оборудование, газопроводы, усовершенствовать известные технологии и т.д.

На данный момент перспективы в области машиностроения для нашей страны исчерпаны. И заниматься инженерным образованием высокого уровня, на базе фундаментальной подготовки инженеров уже не имеет большого смысла. Поэтому и нужны специалисты. Вот вузы и заводы называют бедными. Для того, чтобы подготовить 500 специалистов по заказу гособороны, нам, кроме того бюджета, который мы имеем, нужно 500-700 млн. руб. в год. Возникает вопрос - где взять эти деньги? Поэтому нужно сначала понять, нужны ли нам инженеры на сегодняшний день.

Дорф: Разумеется, нужны. И почему бы сейчас разумно не воспользоваться предстоящим съездом машиностроителей? Государственные корпорации, которые сейчас создаются, должны участвовать, им же государство даёт большой актив. Имеет смысл работать через них, мы же туда все будем входить.

Владимир Кутергин, первый заместитель генерального директора ОАО "Ижевский машиностроительный завод": Не секрет, что сейчас страна разрабатывает программу аж до 2020-го года. Там введены постулаты о том, что необходимо в четыре раза поднять производительность труда, что экономика должна быть инновационной. Сегодня все понимают, что основой инновационной экономики является реальный сектор, коим как раз является машиностроение. То есть как ни крути, а машиностроение нужно поднимать. Что прячется за понятием инновационный? Если раньше основным капиталом была земля и средства производства, то сейчас уже все понимают, что основным капиталом становится знание. Потому что именно новое, конкурентоспособное знание позволяет предприятию или даже государству вырваться вперед и стать лидером. Конкурентоспособность сегодня становится базовой ценностью, потому что мы вступаем в эру глобализации, когда каждый конкурирует со всеми, сегодня рынки открыты, мы вступаем в ВТО. Поэтому, если мы не изменим понимание того, каким должно быть машиностроение и каким должно быть образование, способное конкурировать, то у нас ничего не изменится. Но вопрос в том, чему нужно учить. Важно понять, где мы находимся сегодня в этой иерархии конкурентоспособности. Если взять такой показатель, как эффективность труда, то на каждом этапе он будет тесно связан с технологиями. На западе они развиваются, за ними стоят целые институты. И понятно, что если мы не воспользуемся теми знаниями, которые на сегодня имеют эти корпорации, мы никогда не сможем подняться на тот уровень, на котором должны быть. Отсюда возникают и ориентиры, чему и как учить, чем мы должны обладать. Мы сильно отстали на сегодняшний день. По нашим исследованиям 2005 года, если взять соответствующие отрасли у нас и на западе и оценить их эффективность, то мы будем уступать в десятки раз. Отсюда все наши проблемы и хождения по кругу. Вы спрашиваете нас, почему мы не вкладываем деньги в подготовку специалистов и в науку? Да потому что денег не хватает даже на простое воспроизводство, на оплату налогов. А для того, чтобы стать эффективными, нужны совершенно другие технологии, другая организация труда.

Мы должны понимать, что обсуждаемая сегодня задача является комплексной. Она касается как проблем предприятий, так и образования. Нужно вкладывать финансы, создавать современные технопарки, покупать современные продукты, соответствующие евростандартам и т.д. Поэтому нужна выверенная согласованная позиция разных сторон, чтобы появился некий проект. Но мы чётко понимаем, что даже если мы все объединимся, всё равно нужны финансовые вливания от государства. Я думаю, что решение лежит в неких концепциях, которые нужно выносить на обсуждение такой лоббистской конструкции, как Союз машиностроителей, и обсуждать это на высоком правительственном уровне, чтобы появились серьёзные проекты, продукты, на которых мы могли бы обучать инженеров машиностроительных специальностей, ресурсные центры - технопарки, где можно было бы приобретать опыт реализации разных инновационных проектов и так далее. Если у нас есть это понимание и мы можем оформить его таким образом, чтобы оно стало концепцией, если государство готово к тому, чтобы совершить эти преобразования, тогда польза будет.

Иван Абрамов, почетный ректор ИжГТУ: Я правильно понял, из вашего выступления следует, что сегодня вузы и машиностроение не готовы к диалогу?

Кутергин: Нет, сегодня вузы и машиностроение не готовы к пониманию того, что нужно делать. И вузы, и машиностроение вынуждены сегодня создать такие лоббистские структуры, которые бы позволили вывести их из тупика. Это моё личное мнение.

Владимир Алексеев, проректор ИжГТУ по научной работе: Владимир Алексеевич, выше вы стратегическую задачу обрисовали, что и как. Фактически вашими же словами недавно говорил Медведев, что знания - это главное, и надо в этом направлении двигаться. Это, конечно, все приятно слышать, но нам бы еще и о тактике поговорить.

Мы и подняли эту проблему, что на сегодняшний день мы с вами, предприятиями, общались на разных уровнях. Вы говорили - давайте нам специалистов. И вдруг случилось такое: нам говорят - давайте ГОТОВИТЬ специалистов. Это не исключает и выполнение Болонской декларации. Что нам делать? У меня есть два конкретных предложения, которые можно было бы обсудить. У нас в вузе есть система подготовки кадров от рабочего (среднее профессиональное образование) и потом дальше и дальше. Но здесь тоже нужна ваша поддержка в подборе кадров. И второй момент - сейчас существует множество программ, грантов по России. Давайте не будем смотреть на то, что всегда, как правило, выигрывает Москва. Давайте покажем, что Ижевск тоже в состоянии их выиграть. Я начал изучать последние грантовые схемы. И скажу, что вы их отдельно, ни одно предприятие, не получите. Потому что с вас будут требовать научный уровень и тому подобное. Мы, вуз, тоже не получим эти гранты, потому что там необходима вторая составляющая, внебюджетная - вложение средств, причем не обязательно деньгами. Это и оборудование, и площади, и так далее. Так давайте совместно поработаем с грантами - кто нам мешает?

Кутергин: Во-первых, нам никто не мешает. Во-вторых, мы уже начали совместную работу. Инновационно-образовательный центр, который будет демонстрироваться на выставке и обсуждаться на съезде Союза машиностроителей - первая такая "ласточка", которую мы пытаемся делать совместно с ИжГТУ. Но мы пытаемся это делать под эгидой Союза машиностроителей. Потому что на одних грантах - насколько мы знаем и процедуры, и объемы грантов - эту задачу не решить в том виде, в котором нам надо ее решить. То есть объем средств, который потребуется до доведения этого проекта до ума, значительно превышает размеры грантов, на которые мы можем претендовать. Поэтому этот проект выходит за рамки наших возможностей и поднимается на уровень, на котором бы он отвечал и на запросы машиностроения в целом. И Союза машиностроителей, и тех программ, которые там реализуются.

Дорф: То, о чем сказал Владимир Алексеевич Кутергин... Он обострил эту ситуацию, загнал нас всех в пессимизм. Но по идее-то он прав. Конечно, мы не в 20 раз отстаем - уж обижать совсем нас не надо. Но то, что мы отстаем - безусловно, и отстаем как раз по новым технологиям.

Я хочу сказать, что надо двигаться двумя путями. Эволюционным способом, раз уж такое решение назрело. Я так понимаю, это будут бюджетники, специалисты. Чуда не произойдет, оборудование новое не появится, технопарки сразу не родятся. Надо сейчас воспользоваться ситуацией - это эволюционный способ - надо постараться в сложившейся ситуации оптимально минимизировать те потери, с точки зрения программы обучения, максимально использовать наработанные знания на предприятиях. Мне понравилась идея технопарка - еще лет 12, наверное, назад Иван Васильевич Абрамов пытался идею технопарка в наши головы вложить. Сейчас время для этого пришло, и на уровне проектов надо обязательно воспользоваться государственными корпорациями. Будет существовать технопарк, и на базе технопарка могут возникать инжиниринговые компании, где может развиваться и вузовская наука. Все встанет на свои места. И идти надо двумя путями, рассматривая прежде всего самые болевые точки. Если мы сейчас кинемся со всеми нашими проблемами, то насчитаем на их решение два российских бюджета. Поэтому надо научиться ранжировать проблемы, выбирать самые болезненные. Но идея замечательная - именно через корпорации... Почему я настаиваю на корпорациях? Сегодня государство дало им возможность "рулить" и дало, как бы подарило, средства, и они должны отвечать за этот комплекс. Без инженеров же никуда не деться. Поэтому давайте двигаться двумя путями.

Еще в самом начале круглого стола я хотел в очередной раз высказать огромные слова благодарности нашему родному вузу только за то, что мы еще существуем. Что мы пережили эти проблемы, начиная с 90-х годов, только благодаря тому, что вы умудрялись каким-то образом бесперебойно готовить нам инженеров. И все мы забываем о том, что для того, чтобы появился хороший инженер и чтобы профессия инженера стала престижной, надо прежде всего подумать о том, чтобы престижной стала профессия преподавателя и вузовского ученого.

Якимович: Я бы хотел вернуться к докладу Федорова. У него очень четко прослеживается мысль, что двухуровневая система образования неизбежна, но при этом нам нужно сохранить специалитет. Как вы знаете, решением правительства РФ перечень специальностей будет утверждать правительство. Это очень серьезный момент. В правительстве же не только инженеры, но и юристы, и врачи... Специальностей может остаться 50, и из этих 50-ти специальностей на инженерные останется 7-8. Это та перспектива, которая на сегодняшний день реальна. Конечно, мы все равно должны искать пути, как готовить нормальных специалистов в системе двухуровневого образования "бакалавр-магистр". Опыт такой у нас есть, и я бы хотел, чтобы деканы поделились им. Этот опыт связан с выполнением реальных дипломных проектов. То, что мы отладили на специалитете, в какой-то степени подняв компетенцию наших выпускников, может дать большие шансы для магистерской подготовки - когда магистрант в течение двух лет может решать конкретную производственную задачу, и его компетенцию можно проверить.

Виктор Клековкин
Виктор Клековкин
Виктор Клековкин, декан факультета управления качеством ИжГТУ: Я уже примерно десять лет занимаюсь магистратурой, мы первыми в Удмуртии начали ей заниматься. И я считаю, что здесь главное то же самое - сосредоточение усилий. Надо уметь сосредоточить деньги на локальных местах, на прорывных. В том числе и в области магистратуры. Давайте мы будем готовить для вас, для предприятий, классных специалистов. Мы же сейчас начали и обменные процессы с европейскими вузами, посылаем наших магистрантов за рубеж. В этом году у нас будет первый опыт выпуска магистров. Я не вижу других способов выпустить инновационных специалистов в нашем вузе, кроме как обратить на них индивидуальное внимание - и профессоров, и специалистов предприятий. Единственное, о чем бы я попросил - чтобы предприятия дали нам самых лучших людей в магистратуру, заинтересовали их как-то. И мы могли бы готовить их у вас на самом современном оборудовании, пока нам его не купили - у вас-то появляется современное оборудование, я точно знаю.

Юрий Демаков, декан приборостроительного факультета ИжГТУ: Приборостроительный факультет все эти годы не снижал подготовку специалистов по своим направлениям. Сейчас мы перешли частично на подготовку по магистерским программам. Здесь, мне кажется, есть большое поле деятельности для взаимодействия с предприятиями как раз в подготовке магистерских диссертаций. Мы сразу говорили, что тема такой диссертации должна быть сформулирована на предприятии. Это тоже один из моментов взаимодействия предприятия и вуза, когда мы совместно формулируем тему диссертации и на базе предприятия ее выполняем. Здесь появляются и совместные темы для научных разработок, возможна совместная дальнейшая подготовка этих магистрантов уже в аспирантуру. Второе - это подготовка кадров высшей квалификации для предприятий. Сейчас в связи с тем, что собственные конструкторские научные разработки предприятий все более востребованы, вероятно, нужно двигаться в направлении повышения квалификации кадров, работающих на самом предприятии.

Дорф: Бакалавриат и магистратура - это своего рода пирамида, я так понимаю? Какое-то количество людей получают знания бакалавра, а потом гораздо меньший процент людей выходит на магистратуру.

Я считаю, что не надо запугивать в машиностроительных профессиях... Что такое бакалавр, по моему мнению? Это люди, которые прошли Ижевский индустриальный техникум. У нас были такие прекрасные, талантливые ребята, которые потом уже заканчивали вечернее отделение института и стали прекрасными конструкторами. Так что это нормальная база, и за четыре года можно подготовить профессионала. Я имею в виду в машиностроительной специальности, не беру профессию конструктора. А технологом хорошим можно стать, и мастером, и старшим мастером. За четыре года можно. Поэтому не надо унывать, а надо действовать.

Юрий Брызгалов, декан машиностроительного факультета ИжГТУ: Учитывая ряд обстоятельств, к которым относятся обязательства студента перед предприятием в части отработки после окончания вуза, достаточно льготные условия поступления, а также демографический спад, можно ожидать, что на целевой прием по оборонному госзаказу пойдут не самые "сильные" ребята. Чтобы этого избежать, можно было бы использовать некоторый аппарат стимулирования, который бы, например, включал повышенные стипендии, в том числе с первого семестра, первоочередное поселение в общежитие, эксплуатационные практики на лучших полигонах страны, достойную зарплату молодому специалисту и возможность карьерного роста, а также восстановление военной кафедры. Кроме того, выпускающие кафедры должны быть оснащены самым современным испытательным и измерительным оборудованием.

Кутергин: Цепочка, которая сейчас сложилась в образовании, не очень эффективна в конечном результате, и нам нужно разорвать тот порочный круг, в котором мы находимся. Что нужно сделать для того, чтоб престижность машиностроительных специальностей стала выше, чем, скажем, экономиста или юриста? Надо сделать, чтоб машиностроение было эффективным, наукоемким, чтоб оно действительно требовало высокой квалификации человека, высокого уровня знаний и т.д. Для того, чтоб этого достичь, надо прежде всего изменить состояние самого машиностроения, в котором оно находится. Поэтому не случайно, когда слушаешь В. В. Путина, четко улавливаешь ту линию, которую государство хочет провести: сегодня, поскольку частные инвестиции не идут в машиностроение, нужно привести его в такое положение, когда это станет интересно бизнесу, и когда это произойдет, то закрутится механизм не простого воспроизводства, выживания, как это происходит на многих современных предприятиях, а развития. А развитие - это уже инновации, это наука, потому что туда будут вкладывать, но для этого нужно создать условия. Тогда возникнет потребность в специалистах другого уровня, тогда будет востребована непрерывная система подготовки, поскольку обучение не заканчивается вузом и даже магистратурой - обучение идет в течение всей жизни. Для того чтобы конкурировать, нужно учиться. Говорят, что технологии сегодня меняются каждые 3-5 лет. Для этого и специалист должен соответствовать им каждые 3-5 лет. Поэтому задача мне кажется обоюдной: для того, чтобы разорвать этот порочный круг, нужно обратить внимание на реальный сектор, вывести его с того уровня, на котором он сейчас находится.

Николай Сивцев, директор Института непрерывного профессионального образования (ИНПО) ИжГТУ: Здесь очень много сказано о том, что деньги решают все. Денег больших в ближайшее время ожидать, как видим, не приходится. Поэтому, на мой взгляд, мы можем выйти из этой непростой ситуации в том случае, если будет налажено сотрудничество университета и предприятий. Здесь можно говорить и о переподготовке кадров с участием и ваших сотрудников, владеющих уже определенными новыми технологиями, с применением уже того нового оборудования, которое имеется на предприятиях, ну и с участием наших профессоров. Здесь нужно говорить о совместных учебных планах переподготовки, которые надо создавать только совместно с предприятиями. Сегодня ИжГТУ, пожалуй, единственный вуз в регионе, где выстроена система инновационного непрерывного профессионального образования, когда готовятся специалисты среднего уровня и специалисты высшего профессионального звена. Мы здесь готовим специалистов среднего звена и через наших специалистов можем напрямую вам выдавать специалистов высокой квалификации. Конечно, с вашей помощью. Нам не хватает сейчас той современной материальной базы, которая есть на заводах - и на "Ижмаше", и на механическом заводе и на радиозаводе. Мы готовы выйти на предприятия для сотрудничества, определив сначала того специалиста, который нужен сегодня, определив те учебные планы, тот костяк и контингент людей, которых необходимо задействовать. Это было бы маленькое, но движение. Надо начинать с малого.

Матюнин: Необходимо обратить внимание на то, чтоб хотя бы в рамках Постановления правительства о подготовке специалистов для оборонно-промышленного комплекса отучившиеся специалисты должны были бы или пойти на то предприятие, которое их заказало, или вернуть деньги за обучение. Мне до сих пор непонятно: бюджет тратит деньги на обучение, а контроля за тем, куда они затем идут работать, нет. Почему государство так бездумно тратит деньги или позволяет их тратить? И это надо решать сейчас.

Абрамов: Я полностью согласен с оценкой Владимира Алексеевича Кутергина, что сегодня машиностроение неэффективно. И от того беды и инженерного образования, корреляция полнейшая. Но беда еще и в том: есть ли у нас диалог между предприятиями и техническими университетами? Знаем ли мы проблемы или пути, которые ищет каждое предприятие самостоятельно, отдельно друг от друга? Ни одно предприятие не привлекло сегодня ученых к разработке концепции выхода из этой ситуации. Ведь скажем, одна из общих проблем, которая сегодня стоит вне конкуренции между предприятиями, - это уровень технологической базы. Как его повышать, как повышать производительность технологического оборудования, как снизить трудоемкость машиностроительной обработки изделий? Здесь не нужно конкурировать! И получается, что есть общие тенденции, все предприятия модернизируют оборудование, особенно с ЧПУ.

Я приведу пример. Вот мы для машиностроительного завода провели модернизацию, причем не только модернизацию на современном уровне, а подготовили специалиста, который прошел через всю эту модернизацию и стал великолепным технологом-программистом. И тут уже началась конкуренция в чистом виде - этого специалиста купил "Ижмаш" и стал ему платить зарплату 25 тысяч рублей. Это была точечная модернизация, один станок. А нужна модернизация в целом, всего оборудования. Это актуально для всех предприятий. Мы имеем опыт такой модернизации, благодаря нашим контактам с Чехией, Германией отслеживаем тенденции в развитии станкостроения. Почему же сейчас предприятия не объединяются, не выходят на технический университет, не говорят: "Ребята, давайте создадим Коллективный центр по модернизации оборудования". Так же, как мы создали Центр по ЛОМ-технологиям, который работает на все предприятия. Опыт-то ведь есть. Так что надо научиться и нам знать свои проблемы, и вам поворачиваться к нам лицом.

Вы знаете, что мы все последнее время пытались сохранить все лучшее для машиностроения. Вот все с ужасом говорят "бакалавриат". Ну и что? Вот мы посчитали - у нас уходит военная кафедра, уходят общественные дисциплины, а если еще убрать кое-что, то мы специалитет спокойно вписываем в четыре года. Вас это устраивает? Устраивает - вы получаете специалиста без потери качества. Но вам сейчас нужны специалисты глубокого уровня, как, скажем, тот парень - технолог-программист. И мы тогда должны сосредоточиться с вами на этих направлениях. Почему вы не можете отдать с предприятия по два станка на модернизацию, чтобы благодаря им вы получили хороших специалистов? Не жалейте вы!

И в конце я хотел бы добавить, что если завтра на съезде машиностроителей поднимать вопрос о подготовке кадров для машиностроительного комплекса, то надо поднимать проблему подготовки специалистов и для высшей школы.

Дорф: Нам сейчас нужна не постепенная модернизация, а рывок, прорыв - это нам говорят с высокой трибуны. Поэтому и создаются госкорпорации - Ростнехнология, Роскосмос, Росатом. Если хотя бы раз в три года эти госкорпорации будут создавать по каждому технологическому направлению технопарк, то решится масса проблем, тогда будут подвижки".

Якимович: В заключение я хотел бы в первую очередь поблагодарить участников круглого стола, который прошел достаточно эмоционально и затронул проблемы подготовки кадров, рассмотрел её с различных сторон, как со стороны ученых, преподавателей, так и со стороны бизнеса, предприятий, государственных структур.

Что хотелось бы сказать в заключение. Первое - не надо забывать, что большинство технических университетов в РФ в той или иной мере сохранили инженерное образование в переходный период. Тут надо сказать спасибо, прежде всего, руководителям учебных заведений, которые в тот непростой период сумели отстоять систему высшего инженерного образования, профессорско-преподавательскому составу и руководителям промышленных предприятий, проявившим заинтересованность в приеме на работу инженерных кадров и сохранении их на предприятиях. Второе - мы всегда в рамках глобализации должны учитывать те изменения, которые происходят в мире, в том числе и в системе высшего образования. Для России это, прежде всего, подписание Болонского соглашения в 2003 г. и реализация системы многоуровневой подготовки "бакалавриат - магистратура". И здесь необходимо учитывать плюсы и минусы такой подготовки и стараться брать все лучшее. А лучшее здесь то, что у нас появляются строго структурированные учебные планы, возможность осуществлять совместную образовательную деятельность с ведущими университетами Европы, проводить систему индивидуальной подготовки, особенно на уровне магистерских программ. По сути это гарантирует в дальнейшем качество подготовки в интересах различных отраслей нашей страны. В-третьих, мы должны сохранить уникальное инженерное образование в России, которое базировалось в рамках специалитета на фундаментальной подготовке, на интеграции науки и образования, то есть использовании результатов научных исследований в образовательном процессе, и базировалось еще тесной связи между промышленными предприятиями и высшими учебными заведениями. Данный момент должен также учитываться и в современных условиях подготовки кадров, и здесь стоит отметить, что у нас не все потеряно, нам нужно сохранить не только чисто инженерную подготовку, а выпускать специалистов, которые могли бы решать задачи проектирования современных изделий и современных технологий на базе современных знаний. Вот это мы ни за что не должны упустить! Ну и последнее, что хотелось бы отметить, и что наш вуз реализует в последнее десятилетие - это языковая подготовка студентов. Современный инженер немыслим без знания одного, а то и нескольких иностранных языков. Прежде всего, это возможность оперативно получать и обмениваться информацией научного, научно-технического характера, возможность общения с коллегами из разных стран, возможность быстрой адаптации в той или иной стране, зная иностранный язык. Эти моменты мы должны учитывать в системе подготовки инженерных кадров.

Замечу также, что на данный момент важно участие представителей промышленных предприятий в формировании учебных планов и профессиональных компетенций будущих специалистов. Ситуация такова, что на сегодняшний момент выпускник технического университета, приходя на предприятие, должен уметь на высоком профессиональном уровне решать поставленные перед ним задачи. Реализация вот такой ранней компетенции будущих специалистов видится путем участия вуза в корпоративных университетах, создаваемых при крупных промышленных предприятиях, путем участия в подготовке учебно-инновационных центров. Мы уверены, что такие центры должны создаваться при университетах. Когда в вузах существуют подобные центры коллективного пользования, то путь от идеи до реализации на производстве значительно сокращается во времени.

Хотелось бы поблагодарить участников круглого стола за столь предметный, обстоятельный разговор по проблеме подготовки инженерных кадров для машиностроительной отрасли и пожелать всем успехов!
Обновлено 03.03.2008 17:06
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаЭкспертизаЭкспертизаКадры для машиностроения: диалог высшей школы и производства
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»