24.03.2008 19:32 пресс-центр ИжГТУ
Печать PDF
ImageВ журнале "Высшее образование в России" (? 2, 2008 г.) была опубликована статья ректора Ижевского государственного технического университета, д. т. н., профессора Бориса Якимовича об опыте работы института магистратуры, аспирантуры и докторантуры в вузе.

Институт магистратуры: опыт и перспективы

Ижевский государственный технический университет, член Европейской Ассоциации университетов, один из первых российских вузов подписал Великую хартию университетов в Болонье и с сентября 2006 г. полностью перешел на двухуровневую европейскую систему обучения "бакалавр-магистр", сохранив подготовку специалистов по стратегически важным специальностям в соответствии с Федеральным Законом РФ от 24 октября 2007 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)".

В настоящее время ИжГТУ ведет подготовку по 15 магистерским направлениям: информатика и вычислительная техника, технологическое образование, строительство, наземные транспортные системы, экономика, менеджмент, эксплуатация транспортных средств, приборостроение, радиотехника, телекоммуникации, системный анализ и управление, технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств, энергомашиностроение, защита окружающей среды, авиа- и ракетостроение. Из них сегодня аккредитовано три направления: технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств, энергомашиностроение и авиа- и ракетостроение. В 2008 г. предстоит аккредитация остальных направлений магистратуры. Если в прошлом году в магистратуру ИжГТУ поступили 150 человек, то в этом учебном году мы приняли уже 240 человек. Причем есть магистранты, которые изъявили желание учиться на внебюджетной основе.

Осуществляя такой значительный для регионального вуза набор в магистратуру, университет преследовал в качестве одной из главных целей подготовку научных и научно-педагогических кадров прежде всего для своих факультетов, кафедр и научных подразделений. Не секрет, что старение профессорско-преподавательского состава сегодня является одной из болевых точек высшей школы. Пусть не в столь критической степени, но эта проблема коснулась и нашего университета, поэтому воспроизводство научно-педагогических кадров мы считаем задачей номер один: вузом разработана и принята программа "Научные и научно-педагогические кадры ИжГТУ". Многие магистранты нацелены на то, чтобы после окончания магистратуры продолжить свое обучение в аспирантуре; при работе над магистерской диссертацией их научными руководителями уже формулируются темы будущих кандидатских диссертаций.

В связи с тем, что произошел такой существенный набор в магистратуру, а также в целях повышения эффективности подготовки студентов возникла необходимость создания нового подразделения - управления магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Управление взяло на себя решение не только текущих задач научно-учебного процесса в вузе, но и организацию обучения магистрантов и аспирантов за рубежом. За последние десять лет Ижевский государственный технический университет совершил настоящий прорыв в международное образовательное пространство: сегодня у нас более 20 зарубежных вузов-партнеров в Германии, Чехии, Венгрии, Словакии, Сирии, Египте, Республике Беларусь и других странах Европы и СНГ. Для эффективного взаимодействия со стратегическими партнерами в сентябре 2007 г. университет на договорной основе направил в зарубежные вузы на научно-исследовательские практики и стажировки около 40 магистрантов.

Создание в вузе отдельного института магистратуры, аспирантуры и докторантуры имеет неоспоримые достоинства - наличие единого научно-образовательного центра позволяет повысить качество подготовки студентов, системно обобщить и проанализировать работу разных подразделений, кафедр и факультетов. Безусловно, у этой структуры есть и свои недостатки, проявившиеся особенно на этапе становления. Руководители магистерских направлений отмечают, прежде всего, опасность инерции традиционного подхода к организации учебного процесса, которая берет корни в излишнем консерватизме высшей школы, в привычке факультетов и кафедр к "старой" системе подготовки. Здесь могут осуществиться две нежелательные тенденции: обучение магистров зачастую ведется по той же схеме, что и обучение аспирантов, либо, напротив, по традиционной системе подготовки специалистов, что фактически выражается в излишней или недостаточной для магистранта самостоятельности в учебном процессе.

Крайне необходим также ряд организационных мероприятий, направленных на коренную модернизацию материально-технической базы, лабораторного оборудования, научно-методического обеспечения образовательного процесса. В большинстве отечественных, особенно региональных, вузов лабораторное оборудование, как правило, либо создавалось силами самих преподавателей и студентов, либо передавалось промышленными предприятиями как устаревшее и не нужное производству. Между тем в современных условиях, когда технологии обновляются каждые 3-5 лет, такая практика, тем более при подготовке "элиты" - магистров, не может удовлетворить потребности высшей школы. В вузы должна поступать только самая современная техника, при этом она должна появляться здесь чуть раньше, чем на промышленных предприятиях. А это возможно лишь при поддержке государства. Казалось бы, очевидная истина. Но как эта задача будет решаться? Пока же Рособразование не приступило даже к решению проблемы финансирования подготовки магистров: будет ли выделено финансирование отдельной строкой, или, как сейчас, будет существовать общий бюджет для подготовки специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов?

Следующая задача, которую ставит наш университет применительно к подготовке магистрантов и аспирантов - формирование научно-образовательных комплексов (НОКов) перспективных научных направлений с центрами коллективного пользования. Научно-образовательные комплексы будут оснащены современным материально-техническим и научно-исследовательским оборудованием с соответствующим учебно-методическим обеспечением. К преподаванию в них привлекаются не только преподаватели и сотрудники нашего университета, но и преподаватели зарубежных вузов-партнеров, ведущие специалисты предприятий, с которыми сотрудничает университет. Система центров коллективного пользования с предприятиями-партнерами, помимо прочего, позволит нашим магистрантам продолжать свою научно-исследовательскую деятельность во время и после окончания магистратуры - уже в этих центрах.

"Программой стратегического развития ИжГТУ на 2006-2010 гг." (www.istu.ru) до 2009 г. намечено создание двенадцати НОКов, четыре из которых создаются уже сейчас: "Автоматизация научных исследований", "Телеинфокоммуникационные технологии", "Информатика и информационные технологии", "Гидравлика и теплотехника". На их организацию университет выделил более 30 миллионов рублей, и мы ожидаем, что уже в первой половине 2008 г. они начнут функционировать.

Немаловажную роль в качественной подготовке магистрантов играет и научно-образовательная инфраструктура: условия для публикации работ, научно-практические конференции и семинары, организация системы грантовой поддержки. В университете издаются четыре реферируемых научных журнала, в 2007 г. для поддержки молодых ученых создан сайт "Наука молодая" (www.young-science.ru), где в рубрике "Стартовая площадка" публикуются статьи магистрантов и аспирантов. Помимо научно-практических конференций, регулярно проводятся школы-конференции для молодых ученых, выставки-сессии инновационных проектов студентов, магистрантов и аспирантов ИжГТУ. В октябре этого года в университете открылся бизнес-инкубатор, где разрабатываются наукоемкие инновационные проекты, авторы которых - наши магистранты, аспиранты и молодые ученые ИжГТУ.

Магистранты и аспиранты Ижевского гостехуниверситета регулярно участвуют в PhD-симпозиуме, который ежегодно проводит наш вуз-партнер, один из старейших европейских университетов - Университет г. Печ (Венгрия). Как член организационного комитета этого симпозиума, могу сказать, что представление докладов на высоком уровне, где их рецензируют руководители секций - видные ученые, является важнейшим аспектом апробации магистерской и кандидатской диссертаций для молодого ученого. Кроме того, формат PhD-симпозиума предполагает достойную языковую подготовку - все доклады читаются только на английском, который является ныне языком международной научной интеграции. Немалую роль в языковой подготовке наших сотрудников и студентов играет Институт переводчиков, который функционирует в ИжГТУ уже несколько лет; в нем осуществляется преподавание английского, немецкого и испанского языков.

22-24 апреля 2008 г. наш университет проведет очередной (уже третий) международный форум "Качество образования" (EQ), в рамках которого состоится международная конференция "Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования". Во время конференции пройдет и международный PhD-семинар для молодых ученых ИжГТУ и представителей молодой науки наших европейских вузов-партнеров. Мы ожидаем большое количество российских и зарубежных участников, и, конечно, самое активное участие в нем примут магистранты и аспиранты нашего вуза. При этом будет соблюдено условие, непременное для PhD-симпозиумов, - доклады, презентации, прения и профессиональное общение будут проходить только на английском языке.

Подводя итоги двух лет с начала создания института магистратуры, аспирантуры и докторантуры в Ижевском государственном техническом университете, можно сказать, что нами накоплен определенный опыт подготовки магистров, пусть иногда мы получали его методом проб и ошибок. Университет доказал свою готовность и способность к производству "элитных" кадров для современной рыночной экономики. В то же время, имеется ряд трудностей. Помимо того, что государством не решена проблема финансирования магистратуры, до сих пор нет типового положения и нормативных документов Министерства науки и образования по вопросам магистратуры, которые определяли бы требования к магистерским диссертациям и подготовке магистров. Другая серьезная проблема - финансирование семестровых научно-исследовательских практик магистрантов по профильным программам в европейских и российских вузах, которые являются важным условием развития академической мобильности студентов. Сегодня наш вуз решает этот вопрос за счет собственных внебюджетных средств и бюджетов вузов-партнеров, грантовых программ, а также средств самих магистрантов либо спонсоров, но в будущем эта проблема требует комплексного государственного подхода. В Европе подобные стажировки обеспечиваются значительной государственной финансовой поддержкой.

Также в этом году в университете началось внедрение одного из важных механизмов системы двухуровневого образования - балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний. Осенью прошла аттестация бакалавров-первокурсников, которая преследовала несколько целей: внедрение электронного документооборота (переход на электронные ведомости), организацию дифференцированной оценки получаемых знаний и информирование преподавателей, студентов и их родителей об успеваемости учащихся. Теперь информацию об успеваемости можно найти на странице управления образования официального сайта ИжГТУ. Эксперимент продолжается, и по итогам семестра на сайте ИжГТУ появятся обобщенные рейтинги лучших студентов вуза.

На первом этапе наш вуз, как уже было сказано, начал готовить магистров для преподавания и научно-исследовательской работы в стенах университета, с целью воспроизводства научно-педагогических кадров. И одним из серьезных препятствий дальнейшего развития института магистратуры в техническом вузе может служить стереотип восприятия российскими работодателями двухуровневой системы образования: недоверие к выпускникам-бакалаврам и недопонимание ценности магистерских кадров - "штучных" инженеров. Но сегодня, тесно сотрудничая с предприятиями, организациями и фирмами и разъясняя статус бакалавров и магистров, наш университет уже прошел первый, самый сложный этап адаптации новой системы к рынку труда. Современные работодатели, производственники и бизнесмены, обладающие гибким мышлением, начинают разбираться в достоинствах бакалавров и магистров. Точно так же преодолевают стереотипы мышления сами студенты и их родители: они понимают, что бакалавриат дает не только качественное высшее образование, но и дальнейшую возможность поступить в магистратуру и самостоятельно выбирать стратегию образования, а в перспективе - вероятность стать редким и востребованным специалистом в своей области.

Борис Якимович, ректор ИжГТУ, д. т. н., профессор
Обновлено 24.03.2008 19:40
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаЭкспертизаЭкспертизаИнститут магистратуры: опыт и перспективы
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»