Алексей Матвеевич Липанов - инженер-физик, признанный и авторитетный специалист в области механики жидкости и газа, основоположник современной внутренней баллистики систем на твердом топливе. Участник создания первой советской управляемой твердотопливной ракеты с подвижным стартом "Темп-С".
В 1985 году за разработку механизмов горения твердых ракетных топлив, содержащих в своей композиции металл, ему присуждена Государственная премия СССР, а в 1999 г. - за разработку методов утилизации твердых ракетных топлив - премия Правительства РФ. Награжден орденом "Знак почета", орденом Дружбы и многими медалями, в 2006 году - Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Автор метода численного решения параболических уравнений, метода численного решения трансцендентных уравнений и теоретического определения физико-механических свойств веществ и материалов, вязких свойств неньютоновских жидкостей, диффузионных процессов химически активных сред и целого ряда других фундаментальных проблем; совместно с учениками и коллегами Ю. Ф. Кисаровым и И. Г. Ключниковым им решена проблема турбулентности.
Научная школа А. М. Липанова объединяет более 60 докторов и кандидатов наук. С 1987 г. А. М. Липанов - член-корреспондент АН СССР, с 2000 г - академик РАН, действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук.
Мы задали задали академику только один вопрос:
- Если молодой человек, студент или выпускник, как говорили раньше, "юноша обдумывающий житье" собирается связать свою жизнь с наукой, что его ждет в современной российской науке и что ему может посоветовать на этом пути умудренный жизнью академик ?
Алексей Матвеевич Липанов:
Ситуация с наукой в России длительное время была отвратительной. В связи со сменой формации, пришедшие к власти новые люди посчитали, что грамотные люди, сформировавшиеся в советское время, - наверняка их враги, Если на ЦТ объявляют, что США приглашает сто тысяч семей российских ученых - ракетчиков и ядерщиков для работы в США, обеспечивая их работой и всем необходимым для переезда, - иначе сложившуюся тогда ситуацию я не могу толковать. Нам в этих условиях вообще перестают платить зарплату, - а именно такова была ситуация в 90-е годы. Я лично рассматривал для себя такой шаг однозначно - ну, как я, как ракетчик, поеду и буду работать на США, то есть, так или иначе буду работать против России - в первую очередь?
Через два -три года снова я слышал подобное объявление - не могу сейчас гарантировать точность цифры, - то ли 200, то ли 500 ученых и их семей, причем, всех специальностей - ожидает такое же любезное приглашение. Это называется, ученых просто выгоняли из России и морили голодом. И, хотя с тех пор таких объявлений я не слышал, - возможно, их и не было вообще, и, хотя большинство ученых все же осталось, не уехали в те времена, тем не менее, кто-то уезжал и, в основном, к великому сожалению, молодежь.
"Нулевое" отношение к науке и даже отрицательное, в частности, если говорить об академии, о фундаментальной науке, с ее публичными проклинаниями и даже пасквильными статьями, продолжалось вплоть до 2007 года. Пожалуй, наиболее четкое официальное заявление о том, что дальше продолжаться не будет, прозвучало перед выборами в Госдуму, когда Президент РФ Владимир Путин встретился с учеными Российской Академии Наук, и высказал им заверения о позиции властей. Заметим, что перед этим председатель правительства Зубков утвердил Устав Академии - и именно в том варианте, в котором общее собрание АН РФ проголосовало, а не в том варианте, которое предлагалось Минобразования и которое оно пыталось навязать Академии
Я считаю, что ситуация сейчас существенно изменилась. С будущего года доктор наук должен получать около 40 тысяч рублей, заметим, вместо восьми, которые он получал до сих пор. Пилотный этап этого проекта - повышения зарплат ученым - уже пройден, идет второй этап, а в 2008 году будет проведена проверка того, как мы справились с условиями пилотного варианта, и начнется третий этап. По его завершению мы вступаем в поле действия закона о науке и о ее финансировании, в том числе финансировании пяти академий, государственных учреждений науки.
По моим наблюдениям, даже этого пилотного апробирования закона и заверений президента, что академия нам нужна, при всем негативном фоне, который остался, например, во многих СМИ, оказалось уже достаточно, чтобы в науку шла молодежь. А это чрезвычайно важно - ведь у нас произошел пятнадцатилетний разрыв, чего, я думаю, и недруги и конкуренты ждали с надеждой: старики вымрут, а молодежи во многом придется начинать с нуля . Думаю, что этого не получилось, очень на это надеюсь.
Пилотный проект - это гарантия роста зарплаты ученых в три этапа за счет государства, и это отнюдь не предложение научного сообщества, а предложенный властями вариант. Последний научно-технический совет Академии буквально за неделю до выборов в Госдуму был посвящен специально этой теме.
Итак, ситуация, на мой взгляд, меняется, разумеется, мы говорим только о науке бюджетной, академической. Это не касается отраслевых институтов, просто работы на предприятиях в рамках акционерных обществ, кроме, конечно, оборонных отраслей. Прослеживаются и некоторые принципы планирования работ, обещано и финансирование приобретения оборудования и даже капитальное строительство, в том числе, жилье. Думаю, мы сейчас на старте этой большой программы, я оптимист и верю, что мы выживем.
Что можно посоветовать молодому ученому, который рассчитывает на успешность, работоспособному, одаренному человеку? Ну, разумеется, учиться. Сам принцип "учиться, учиться и учиться" справедлив для научного пути всегда. Другое дело, что раньше этот путь обеспечивало государство, теперь оно гарантирует среднее образование, оно даже декларировано как обязательное, хотя накопилось немало людей - это не секрет, кто за прошедшие десятилетия и в школу-то не ходили...
Но денег государство поднакопило и, думаю, государство повернется к образованию. А что касается высшего образования, конечно, ситуация совершенно другая. Для большинства единственная возможная опора в этом - родители. Или придется рассматривать целый ряд индивидуальных вариантов, начиная от заключения контракта с предприятием, куда затем пойдет выпускник, отрабатывать затраченные на вуз средства (собственно, это было и в советское время, только договор заключало государство, а не сам учащийся). Ничего тут похвалить не могу, строй у нас буржазный, а еще точнее - дикий капитализм, поскольку буржуазной культуры пока в помине нет, следовательно, никуда не денешься. Пока самые стабильные для этого пути - заказы госпредприятий и оборонные заказы на специалистов. Как скоро мы минуем эту стадию дикого капитализма - от этого будет многое зависеть. Но это не мой вопрос, я технарь и могу рассуждать об этом с позиции обывателя.
Плановость и долгое существование СССР тоже ведь оказало свое влияние на формирование и развитие буржуазного строя, в том числе и благодаря им на Западе перед нами отнюдь не капитализм образца 19-го века... С другой стороны, и общее развитие цивилизации имеет свои особенности - торговые и промышленные копрорации стали международными, информационные технологии охватывают по полмира, и новые подходы, новые способы регулирования развития, чтобы избежать кризисов, тоже появились... Яркий пример некоего регулирования - содействие Форда и властей США в период великой депрессии и т. д. Мне кажется, и у нас устанавливается мнение, что учитывать тенденции, видеть долгосрочную перспективу необходимо... В современной России очень много брошенных людей, выпавших из социума, и мало работающих социальных систем, в этом отношении наше общество просто не готово к решению и помощи им, ответственности перед ними; с другой стороны, процветают настроения иждивенчества, се ля ви!
Поэтому я бы призвал: идите, ребята, в науку, ученый люд - это интеллектуальные, интересные люди, в течение жизни не перестающие работать над собой, совершенствующиеся, ответственные и контролирующие свое поведение в обществе.
Выбирайте интересующую вас область, того учителя, который вам нужен. Это важно, но не сложно. В школе учителей не выбирают, в вузе, пока ты учишься, - тоже, в общем, не выбирают. Но, когда ты приближаешься к финишу, дальше все зависит от того, каким ты подошел сам - если ты успешно учишься, уже чем-то себя зарекомендовал, знаешь что-то в интересующей тебя области науки, тебе рекомендуют поступать в аспирантуру - то путь твой понятен. Жизнь, в общем-то, сама наталкивает, помогает так или иначе определиться и решить эту задачу.
Дмитрий Менделеев еще в прошлом веке говорил:"Наукой заниматься - это очень хорошо, это невероятно интересно! К тому же, во-первых, тебе платят за то, что ты занимаешься любимым и интересным для тебя делом, а во-вторых, можешь еще и прирабатывать", а он, кстати, знал о чем говорил - в вузе работал, в Петербургском университете.