08.09.2008 14:56 пресс-центр ИжГТУ
Печать PDF
Image3 сентября 2008 года в Ижевском государственном техническом университете состоялось заседание круглого стола "Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.: пути развития в Удмуртии". В работе круглого стола приняли участие представители ИжГТУ, Удмуртского научного центра УрО РАН, министерства образования и науки Удмуртии, предприятий республики, молодые ученые. 
Предлагаем вашему вниманию краткую стенограмму дискуссии. 

Борис Якимович, ректор Ижевского государственного технического университета: На сегодняшний день это первый прецедент, когда мы собрались для того, чтобы обсудить концепцию совместного участия в программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России". Образование в данном случае представляет высшее учебное заведение, науку - академические отраслевые институты Удмуртского научного центра, а высокие технологии - это предприятия, в том числе и оборонно-промышленного комплекса.

В июле этого года программа принята правительством и начнет работать с 1 января 2009 года. По сути, эта программа будет являться базовой для того, чтобы страна не отставала в области научно-технического прогресса, исследований, подготовки специалистов и передачи этих результатов вместе с научно-педагогическими кадрами в высокотехнологические отрасли России.

Сегодня мы впервые собрались в таком составе. Как правило, в федеральных целевых программах наши университеты, академические институты, а теперь и предприятия участвуют самостоятельно. Но сегодня, наверное, приходит время объединить наши усилия в этой федеральной программе для того, чтобы Удмуртия достойно представляла наш научный потенциал и достойно участвовала в тех проектах, которые будут реализованы в рамках этой программы.

Алексей Липанов, академик, председатель президиума УНЦ УрО РАН: Мы долго, начиная с начала 90-х годов, говорили об интеграции науки и образования. О ней можно рассуждать сколько угодно, но если при этом государством не будет вложено соответствующее количество средств, то это все равно что говорить о халве - сколько ни говори, пока в рот не положишь, сладость не почувствуешь. У нас давно уже зрел разрыв, когда старики вымрут, а молодежь на смену им не придет. А тогда, когда придет, будет вынуждена начинать все сначала. Тут даже не проблема отцов и детей, а проблема отсутствия детей при наличии старых отцов. Вот такая сложилась ситуация. Разрыв, конечно, гигантский, потеряно страшно много. Но еще не все. Поэтому появление этой программы нужно приветствовать и принять все меры, чтобы мы у себя в Ижевске могли ее реализовать. Да, контакты друг с другом у нас есть, но нужны средства: необходимо приобретать оборудование, строить, платить хорошую заработную плату. В академии наук сейчас вопрос о зарплате, я бы сказал, по российским меркам решен для данного этапа.

Это то, что касается научных исследований применительно к академическим институтам. Если же говорить об учебном процессе, то по сравнению с советским периодом в буржуазное время появилась известная свобода. И вузы немедленно ей воспользовались - и по количеству специальностей, и по учебным планам. Тут я не столько в курсе дела, но могу судить по машиностроительному факультету, что у нас качество подготовки инженеров, особенно в теоретической области, резко упало.

Алексей Трубачев, главный ученый секретарь УНЦ УрО РАН: Хочу сказать еще несколько слов. Действительно, в федеральной программе уделено большое место деятельности научно-образовательных центров в рамках подготовки специалистов для инновационной России. Научно-образовательный центр химической физики и мезоскопии, который упоминался выше, сейчас достаточно успешно действует.

Но, как справедливо заметил Алексей Матвеевич, недостаток финансирования сказывается на конечных результатах. В программе обозначено около 450 научно-исследовательских проектов, где на поддержку деятельности научно-образовательных центров отводятся достаточно большие суммы. Но здесь же отмечено, что проекты будут приниматься лишь при одном условии - 20 процентов внебюджетных средств. Это означает, что данный научно-образовательный центр должен привлечь какого-то инвестора, для того, чтобы получить проект и по нему нормально работать. И это, мне кажется, один из достаточно тонких моментов, которые мы должны сегодня обсудить: где мы будем изыскивать эти 20 процентов внебюджетных средств.

Владимир Алексеев, проректор Ижевского государственного технического университета по научно-организационной работе: На сегодняшнем заседании, мне кажется, один из главных вопросов - это подготовка специального обращения к Правительству Удмуртской Республики о том, что подобные проекты можно выполнять, если нас будет поддерживать Удмуртия.

Владимир Кутергин, первый заместитель генерального директора ОАО "Ижмаш": Недавние исследования, которые были проведены группой, разрабатывавшей концепцию развития машиностроения, выявили, действительно, нехватку квалифицированных кадров. В том числе, и наука в области машиностроения практически умирает, - и что делать в этом случае? Думаю, нужна целенаправленная, комплексная система, связанная с этой подготовкой.

... Но сегодня здесь обнаруживается некоторая нестыковка. Существует один уровень, на котором сегодня находятся наши предприятия. Наука - это другой уровень, несколько выше, а потребности для того, чтобы реализовать конкурентоспособность технологий, организации, управлений - это еще один уровень, который сегодня еще выше. Предложения, которые возникают от научных учреждений, не могут быть восприняты, потому что они не могут быть реализованы "под ключ". У нас отсутствуют целые системы и институты, предназначенные для того, чтобы превратить идею в товар. Не могу сказать, что в этой области ничего не делается. Мы сегодня пытаемся найти форму сотрудничества с наукой, которая давала бы результат. Но и мы находимся точно в таком же положении, что и наука - мы ищем финансирование, потому что у самого бизнеса этих денег нет. Если кто-нибудь смотрел аналитические отчеты, там можно обнаружить, что до 70 процентов предприятий оборонного комплекса находятся на грани банкротства.

Все потоки последних лет, связанные с созданием госкорпораций, - это тоже поиск формы непосредственного участия государства в бизнесе, когда оно пытается найти форму стыковки и подтянуть к этому науку.

Я думаю, что в конечном итоге должны возникнуть какие-то программы, может быть, даже без участия государства, может быть, на каком-то другом уровне, когда научно-образовательные центры, которые создаются, будут связаны с центрами непосредственно на предприятиях - теми, что решают важные проблемы в рамках приоритетов, которые сегодня определены в сферах машиностроении и технологии.

Алексей Трубачев: По поводу приоритетов... Вот вы говорите, что бизнес не поддерживает науку. А, может быть, действительно, нужно поменять приоритеты: поддерживать науку, а не производителя гвоздей, который не нуждается в специалистах в области высоких технологий? Вместо той фразы, которую мы все хорошо помним - "кадры решают все", мы пришли к принципу "рынок решает все". И что получили? Большой криминальный базар. Поэтому бизнес науку и не востребует.

Борис Якимович: Проблема-то в чем: почему наши крупные предприятия, бизнес-структуры не востребовали науку? Не только в том, что наука не нужна для того, чтобы делать гвозди. Просто в России был потенциал, и можно было спокойно взять то, что лежит на поверхности, бесплатно.

Сейчас перед нами стоит другая задача - как в наших условиях сохранить научный потенциал и приумножить его. Все начинается с интеграции - задача федеральной программы поставлена правильно: интеграция образования, науки и высоких технологий. Так что проблема региона, наверное, прежде всего в этом - чтобы на нас обратили внимание.

Али Алиев, заведующий кафедрой тепловых двигателей и установок Ижевского государственного технического университета: Прежде всего Алексей Матвеевич сказал, что зарплата научных сотрудников выросла достойно. Для вузов это не так - мы отстаем примерно в три раза. Та же ситуация будет, если мы спустимся к студентам - стипендия, которую они получают, просто смешная. Когда я поступал в институт, как меня стимулировали, чтобы я шел на оборонную специальность? Я получал стипендию больше - на 30 процентов. "Военмех", например, сейчас создал так называемый военный учебный центр - стипендия там 3,5 тысячи рублей. Думаю, если бы у нас возникла такая же система стимулирования, мы бы получили самых лучших студентов. А сейчас что мы получаем? С первого курса этого годы вы, Алексей Матвеевич, точно никого не возьмете: набор у нас неполный, и набрали мы троечников. Конечно, это происходит потому, что и в школе надо увеличивать заработную плату, потому что там нет никакой заинтересованности в обучении школьников. Это вопрос системный, и его должны решать и российское министерство образования, и наше, удмуртское.

Далее - стандарты. Когда я был студентом, я учился шесть раз в неделю, по 4-5 пар в день. Сейчас же у студентов нагрузка меньше, чем в школе: считается, что по нормам защиты и охраны труда средняя загрузка студента должна быть 4,5 часа в день, а остальное отводится на самостоятельные занятия. Можете сами предположить, как самостоятельно занимается... То есть стандарты стали смешными.

Оборонные специальности сегодня стали непрестижными, и это тоже одна из причин, почему туда не идут. Зарплату в этой отрасли надо повышать. Лично меня удивляет, почему это не происходит, когда экспорт вооружения у нас уже почти сравнялся с экспортом нефти.

Борис Якимович: Али Вейсович, очень легко говорить о том, что было. Проблема сегодня в том, что нет мотивации, которую должны обеспечить и государство, и правительство нашей Удмуртской Республики, и университеты, академическое и образовательное сообщество.

В этом году у нас впервые прошел гособоронзаказ (около 300 человек): может быть, наш вуз единственный в России, который целенаправленно завершил прием по гособоронзаказу, причем более 50 процентов специалистов нам заказали предприятия не только Удмуртии, но и России. И посмотрим - кто как сработал. Взять тот же машиностроительный факультет. Вы заметили эту ностальгию? "Как раньше было: ко мне все шли, меня хорошо подготовили, меня обеспечили, государство меня лелеяло, мы были самые лучшие, и мы могли себе позволить вообще ничего не делать с точки зрения рыночной экономики, а по сути дела решать задачи качественной подготовки кадров". И это правильно, но ситуация ведь сейчас другая. Ряд заводов - Ижевский мотозавод, радиозавод, Воткинский машиностроительный завод на сто процентов обеспечили выполнение гособоронзаказа, потому что они целенаправленно взялись за эту работу. Кадровые службы пошли в школы, провели профориентационную работу и наладили эту работу - кстати, вместе с нашими кафедрами и факультетами. Другие же предприятия (я не в качестве критики) посчитали, что все пройдет и так, как раньше. Естественно, у них появилась проблема.

Да, мотивации нет. Но она каждый год меняется. И сегодня ученый, заведующий кафедрой, декан факультета должен быть еще и менеджером высшего уровня в современных рыночных условиях. И если мы будем ждать, когда там что-то определится, то, конечно, мы опоздаем с принятием решений, консолидацией усилий и в рамках этой федеральной программы.

Али Алиев: Дело не в ностальгии, просто надо восстанавливать то хорошее, что было раньше. И еще один нюанс, о котором я не сказал. Раньше (опять не с точки зрения ностальгии, а с точки зрения, что надо восстановить) у нас в институте вычислительная техника была слабее, чем на предприятии. Прекрасная техника была на том же мотозаводе, и у нас там был филиал кафедры вычислительной техники - у завода с институтом были хорошие отношения. Сейчас такие отношения тоже надо устанавливать.

Алексей Липанов: Говоря о научных и научно-педагогических кадрах, надо договариваться и с бизнесом о новых оригинальных направлениях, в том числе и в области машиностроения. Надо выделить, что предприятия видят для себя необходимым и возможным, что будет новым и конкурентоспособным на рынке, тот же наноаспект. У наших ученых есть разработки, которые можно применять и в машиностроении, и в приборостроении. Это на нашем региональном уровне.

Другой аспект - Али Вейсович правильно, конечно, отметил, что Россия от оборонки получает приличные доходы. А денег на развитие не выделяется. Сейчас все средства идут в министерство обороны, и уже, по-моему, и президент увидел, что это плохо. Так что, помимо региональных проблем, есть и такие, которые нужно решать на федеральном уровне.

Виктор Чучков, заместитель министра образования и науки УР: Я хотел бы поблагодарить Бориса Анатольевича и Алексея Матвеевича за организацию круглого стола. К великому нашему стыду, ни один вуз Удмуртии не попал в инновационные вузы, и это для нас является большой проблемой. Нам не удалось попасть в нацпроект "Образование" и по инновационным образовательным учреждениям начального профессионального образования. Весь вопрос, как Алексей Владиславович отметил, это софинансирование: там софинансирование 50 процентов, тут нам надо 20 процентов.

Все вы, наверное, видели концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ, которая прошла уже два круга обсуждения. И там для нас вырисовывается удручающая картина: в связи с введением общего среднего полного образования у нас совсем не будет учреждений начального профессионального образования. Мы будем доучивать только год или год и 10 месяцев специальностям в объединенных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Техникумам и медколледжам хотят передать подготовку прикладных бакалавров. А плохие вузы проще закрыть. И нам сейчас никак нельзя терять лицо, тем более, что востребованность выпускников ИжГТУ большая. Нам надо сохранить высшее образование в Удмуртской республике.

Борис Якимович: Проблема подготовки научно-педагогических кадров в Удмуртской республике вылилась в более широкий круг вопросов, которые мы сегодня затронули и обсудили. Это тоже очень важно. Но прежде всего наша конкретная задача - принять консолидированное активное участие в формировании проектов в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России".

Наш Ижевский государственный технический университет стоял у истоков создания этой программы более десяти лет назад, и мы внимательно отслеживали все мероприятия и ее информационное обеспечение. Одни из первых мы подготовили сайт "Наука молодая", провели целую серию международных конференций, в том числе и на иностранном языке.

То, что касается общежитий для молодых ученых - надо обратить на это внимание Президента УР. Почему общежития только 30-ти вузов находятся в этой программе? Все эти вузы выиграли инновационные проекты в области образования и автоматически туда попали. Второе - посмотрите строчку финансирования строительства: там треть внебюджета, а это полмиллиарда рублей. Как правило, их выделило правительство или руководство тех или иных регионов. Вопрос по общежитию настолько актуальный, что, я думаю, мы будем снова и снова возвращаться к этой теме.

Почему университет поднимает эту проблему? Если я возьму справку, сколько молодых ученых, кандидатов наук до 35 лет у нас работает, то четыре года назад это было 35 человек из 400 кандидатов - то есть меньше 10 процентов. Сейчас эта цифра увеличилась - уже не 10, а 30 процентов. Упал средний возраст кандидатов наук. Но насколько? На 1 - 1,5 года. Если раньше средний возраст кандидата наук в техническом университете был 50 лет, то сейчас 47,5. Это тревожная цифра. Если средний возраст имевших ученую степень доктора наук несколько лет назад был 60 лет, то сейчас 57 лет. То есть положительная тенденция есть, но с каким трудом это реализуется, за счет внутренних ресурсов университета.

Владимир Кутергин: Сколько разных проблем мы видим даже в такой, казалось бы, частной программе, которая связана с подготовкой научно-образовательных кадров: проблемы капитального строительства, заработной платы, социальные вопросы... Но я хочу сказать, что есть одна общая базовая проблема, которая касается каждой из этих структур - она связана с формированием стратегии развития Удмуртской Республики. Сегодня регионы рассматриваются в контексте своей стратегии, тех планов, которые регион ставит перед собой, причем в долгосрочной перспективе, заглядывая до 2025 года. В этом контексте я бы хотел обратить внимание на то, что сегодня стратегия развития Удмуртии разрабатывается, и мы можем многое поправить, определить свои позиции в российском распределении труда. Определить свое место, в конце концов.

Борис Якимович: А сейчас выслушаем присутствующих здесь молодых ученых, которых мы пригласили.

Светлана Груздь, магистрант ИжГТУ: Одна из самых главных проблем, почему у нас молодые не идут в науку (и это все прекрасно понимают), упирается в деньги. У нас, особенно старшекурсников, начинают ругать за то, что мы начинаем работать. Мы прекрасно понимаем преподавателей: когда человек идет работать на полную ставку, у него уже не хватает времени на науку, не хватает и сил. Но, с другой стороны, мы уже взрослые люди, нам по 22, по 23 года, у многих уже есть свои семьи, и деньги на содержание семьи надо зарабатывать. Меня, например, пригласили работать на кафедру. Думаю, что проблему можно решать таким способом. Преподаватели уже пожилые, им можно давать ассистентов из числа магистрантов, студентов старших курсов, которые могли бы вести лабораторные работы и решать свои финансовые проблемы. Студент не будет уходить из вуза куда-то на завод, а будет работать в ИжГТУ.

Владимир Глушков, кандидат технических наук, ИжГТУ: Я бы хотел дополнить, как человек, защитивший первую ступень - кандидатскую диссертацию. Финансирование, безусловно, важно при подготовке магистров, кандидатов наук, докторов. Но я бы посмотрел на это с другой позиции - какой конечный продукт получается в результате научной деятельности того или иного кандидата или докторанта. Очень важным, на мой взгляд, является дальнейшее продолжение внедрения и защита данного интеллектуального продукта в качестве интеллектуальной собственности.

Почему многие магистранты, докторанты, кандидаты не продолжают работу далее? Они просто сами не видят конечного результата. Они защитили совокупность теоретических положений, разработали устройство, технологию и так далее, но для них еще не ясно, как они будут взаимодействовать с бизнесом по внедрению этих технологий.

Якимович: Подведем итоги нашего круглого стола. Сегодня мы обозначили круг вопросов и задач, которые необходимы для того, чтобы мы активно и эффективно участвовали в этой программе.

Поэтому есть первое предложение: создать координационный совет УР по подготовке проектов в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России".

При этом в программе должны быть и элементы разрабатываемой сейчас стратегии инновационного развития Удмуртской Республики до 2020-2030 года.

Второй момент - нам надо разработать конкретный план мероприятий по участию в этой Программе. Есть предложение обратиться и к Президенту УР, и к Правительству УР: рассмотреть вопрос о социальной поддержке научных и научно-педагогических кадров.

Речь не идет о строительстве одного общежития. Скорее, студенческого городка в целом. Или о предоставлении на льготных условиях земельных участков для строительства индивидуальных строений для молодых ученых. На сегодняшний день жилье - самый главный, самый актуальный вопрос для молодого ученого. Это важно включить в республиканскую Программу социально-экономического развития на 2010-2014 годы.
 
 
 

Другие видеоролики ИжГТУ смотрите на нашем видеоканале
Обновлено 11.09.2008 15:24
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаЭкспертизаЭкспертизаОбразование, наука, высокие технологии - консолидация усилий
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»