Одним из важнейших социальных факторов, оказывающим влияние на поведение студента первого курса, на его взаимоотношения с другими учащимися и преподавателями вуза является произошедшая смена социальной ситуации, необходимость привыкания к новым условиям обучения, освоения новой социальной роли - учащегося высшего учебного заведения.
Задача вуза в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.
Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.
Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними.
Существует много определений феномена адаптации. Например, В.А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды (1).
В.А. Якунин выделяет три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил. Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу, ТСО и др.
В результате реализации личностного адаптационного потенциала достигается определенное состояние личности - адаптированность.
Достижение определенного уровня адаптированности зависит от тог, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.
Психологи называют следующие стратегии адаптивного поведения:
1. активное изменение среды;
2. активное изменение себя;
3. уход из среды и поиск новой;
4. уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир;
5. пассивная репрезентация себя;
6. пассивное подчинение условиям среды;
7. пассивное выжидание внешних изменений;
8. пассивное ожидание внутренних изменений (2).
Существуют исследования, показывающие, что наибольший адаптивный эффект, отражающий высокий уровень адаптированности, дает сочетание стратегий, направленных на активное и одновременное изменение себя и окружающей среды. К умеренному результату адаптации приводит внешнее приспособление субъекта обучения к образовательной среде, не вызывающее внутриличностных изменений, а также две альтернативные модели поведения: уход из среды или же выжидание внешних и внутриличностных изменений. Низкий уровень адаптированности, связанный с выраженным негативным эффектом в адаптации, проявляется в отказе субъекта от взаимодействия с внешним окружением и в погружение в свой внутренний мир. Исследователи констатируют наличие многофакторной детерминированности процесса адаптации и то, что на разных этапах обучения он определяется структурной перестройкой психологических факторов, его обуславливающих.
Представляется интересным привести здесь один из выводов исследования, посвященного изучению динамики психологической адаптации курсантов первых курсов военного вуза: адаптированность курсантов во многом обеспечивается благодаря освоению и принятию институциальных норм и расширению коммуникативного опыта и, конечно, личностному развитию в целом (3).
Наличие у студентов первых курсов трудностей, связанных с их адаптацией к вузовским условиям обучения, осознание этих проблем всеми участниками образовательного процесса, несомненно, повышает актуальность задачи возрождения и укрепления института кураторов в современной системе высшего профессионального образования, как важнейшего инструмента воспитания личности будущего специалиста.
В нашем университете институт кураторов существует второй год и уже можно говорить о некоторых результатах. Так, сотрудниками социально-психологического центра УОВР ИжГТУ в разные годы становления института кураторов были проведены исследования, направленные на изучение особенностей адаптационного периода и выявление роли кураторов в этом процессе.
По результатам анкетирования в 2004-2005 учебном году, в котором принимали участие студенты первых курсов 7 факультетов, в количестве 174 человек показали, что 41% опрошенных помогают адаптироваться к новым условиям в первую очередь собственные черты характера и способности, такие, например, как общительность, доброжелательность, чувство юмора. Одна треть студентов считают, что освоиться в новых условиях им помогают товарищи по группе. Только в единичных анкетах были отмечены преподаватели, как фактор, способствующий адаптации студента к вузу.
При этом отметим, что по данным того же анкетирования, самыми значительными проблемами первых месяцев обучения в вузе наряду с большим объемом учебной нагрузки и сложностью новых предметов стоит проблема взаимоотношений преподавателей и студентов.
На вопрос об актуальности психологической помощи в вузе, только 30% из всех опрошенных первокурсников категорически отрицают ее необходимость. Еще 30% учащихся затруднились с ответом. Остальные 40% первокурсников считают, что психологическая помощь им нужна в первую очередь при решении следующих проблем:
преодоление стресса перед первой сессией;
вхождение в новый коллектив;
сплочение учебной группы;
решение личностных проблем.
Анкетирование, проведенное в 2005-2006 учебном году, когда институту кураторов в университете исполнился год, было направлено на выявление представлений студентов о необходимости института кураторов и их основных функциях. Результаты показали, что более 90% студентов уверены в необходимости кураторов для студентов первого года обучения в вузе.
По мнению опрошенных, работая с первокурсниками, куратор в первую очередь должен осуществлять информационную функцию: рассказывать об университете, его истории и традициях, помогать сориентироваться в расположении корпусов и аудиторий, знакомить с правами и обязанностями, сообщать о различных событиях и мероприятиях, проводимых в университете.
Во-вторых, куратор должен помогать в решении самых разнообразных проблем связанных с учебой и заниматься различными организационными вопросами.
В-третьих, студенты считают, что в функции куратора входит оказание психологической помощи в период адаптации к вузу, работа по сплочению учебной группы.
Значительное число студентов, около 80%, думают, что куратор необходим не только на первом и втором, но и на старших курсах.
В функции куратора на старших курсах помимо помощи в решении различных организационных и учебных вопросов, информирования и психологической поддержки, по мнению студентов, входит помощь в трудоустройстве, профориентация, поддержка в поиске и реализации различных научно-исследовательских программ и проектов.
Практически все студенты уверены, что кураторами должны быть те, кто занимается преподавательской деятельностью и при этом относится к ней ответственно и заинтересованно.
По результатам опроса для большинства студентов является желательным, чтобы куратор проявлял интерес к научно исследовательской работе. Хотя при этом куратор может и не иметь научного звания.
Для студентов важно, чтобы куратор серьезно и ответственно относился к своим кураторским обязанностям, понимал студенческие проблемы, был открыт для их обсуждения и заинтересован в их разрешении.
Значительная часть студентов, участвовавших в анкетировании, хотела бы поддерживать со своими кураторами доброжелательные дружеские отношения и вне занятий, хотела бы видеть в кураторе искреннего и понимающего человека, которому можно довериться. При этом отмечается важность такого личностного качества у куратора как жизнерадостность и чувство юмора.
Для раскрытия воспитательного потенциала кураторства, превращения его в актуальный инновационный ресурс высшего профессионального образования необходимо создание соответствующей системы организационно - методического обеспечения и психолого - педагогической поддержки деятельности кураторов. Ориентация соответствующей системы поддержки кураторства в целом на повышение качества подготовки специалистов в условиях современного вуза, способна повысить эффективность решения и ряда локальных сопутствующих педагогических задач, в том числе и задач, связанных с процессом адаптации студентов к новым условиям обучения.
В нашем университете в рамках разработки системы поддержки деятельности кураторов специальностей и академических групп проводятся ежемесячные организационно-методические семинары для кураторов, ежегодная Школа молодого преподавателя и куратора. Для кураторов разработано методическое пособие по проведению кураторского часа с группой студентов первого курса, предоставляется возможность проведения открытых занятий со студенческими группами специалистами социально-психологического центра, проводится индивидуальное консультирование по проблемам профессионального и личного характера.
Так, сравнение результатов такого анкетирования в 2004-2005 учебном году, когда кураторы только приступили к выполнению своей работы, с результатами анкетирования в 2005-2006 учебном году, когда деятельность кураторов начала приобретать плановый и более системный характер, и охватила практически все академические группы первого курса университета, подтверждают значимость института кураторов на процессы адаптации.
Например, процент первокурсников, ощущающих в конце учебного года готовность с удовольствием продолжать учебу и чувствующих уверенность в своих силах, увеличился с 49% по результатам первого анкетирования до 60% по результатам второго анкетирования. Соответственно, количество тех, кого беспокоят пробелы в знаниях и в связи с этим они расстроены и не уверены, что следующая сессия будет успешной, снизился с 51% до 40%.
Отмечены изменения и в ответах на вопрос о том, кого видят студенты своими первыми помощниками в преодолении трудностей, связанных с обучением в вузе. Число ответов, где первокурсники называют своим главным помощником самих себя осталось на прежнем уровне: немногим более 60%. Увеличилось число студентов, надеющихся на помощь товарищей по группе в преодолении трудностей, связанных с обучением в вузе: с 38 до 48%. Наибольшие изменения в количественных данных произошли по показателю, отражающему отношения студентов к кураторам. Их по результатам второго анкетирования назвали своими первыми помощниками 12% опрошенных, по сравнению с 2,5% по результатам анкетирования 2004-2205 учебного года.
По данным анкетирования зафиксированы позитивные изменения в оценке студентами их взаимоотношений с преподавателями.
Работа по возрождению и развитию кураторства в нашем вузе приносит определенные положительные результаты. Все чаще слово "куратор" используется в речи студентов и преподавателей, отражая тем самым все более крепнущие позиции института кураторства в реальном воспитательном процессе.
Кандидатуры на должность куратора специальности или учебной группы выдвигаются деканами факультетов и заведующими кафедрами. Несомненно, что нынешние кураторы стараются достойно выполнять возложенные на них обязанности, являются людьми ответственными и, в подавляющем большинстве, неравнодушными к самым разнообразным проблемам студентов.
Проводимые УОВР исследования позволяют деканатам факультетов более взвешенно подходить к вопросам назначения кураторов академических групп и специальностей, учесть мнение студентов и выбирать на должность куратора людей заинтересованных в воспитании подрастающего поколения, обладающих необходимыми для этой деятельности качествами и способностями, старающихся идти в ногу со временем, увлеченных своей работой, неравнодушных к жизни современных студентов и открытых для общения с ними.
Признавая ключевую роль кураторов учебных групп в работе по адаптации первокурсников к вузу, мы четко осознаем необходимость параллельной и скоординированной работы с основными субъектами педагогического процесса: студентами, преподавателями и сотрудниками университета, развитие системы организационно-методической психолого-педагогической поддержки кураторства, что позволит более эффективно и грамотно преодолевать трудности адаптационного периода, повышать качество образовательного процесса.
Л.А. Черенцова,
к.п.н., доцент кафедры "Профессиональная педагогика"
Ижевского государственного технического университета
Литература:
Якунин В.А. Педагогическая психология:Учеб.пособие/2-е изд.-СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 2000.-349с.
Мельникова Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации:Автореф.дис....канд.психол.наук.-СПб., 1999.-22с.