С середины 90-х прошлого века в ИжГТУ робко, но с постепенным нарастанием начали подготовку по отдельным направлениям бакалавров и магистров. В сентябре 2003 года Россия присоединяется к Болонским соглашениям, а с весны прошлого года в вузах России, в том числе и у нас, обучение магистрантов становится массовым явлением.
Переход на двухступенчатую систему высшего образования сегодня рассматривается как выполнение важного условия развития экономики России, как условие повышения эффективности инновационной работы. Основной задел в решении этой проблемы возлагается на магистров.
Сегодня проводятся масштабные исследования по разработке моделей специалиста в рамках двухступенчатой системы высшего профессионального образования. Одна из возможных моделей специалиста представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза и какова должна быть степень его подготовленности к выполнению конкретных функций. Уровень подготовки магистра поднимается за счет освоения дополнительных компетенций, таких как: проектно-конструкторская; проектно-технологическая и научно-исследовательская. Существенную роль научно-исследовательской составляющей в подготовке магистра играет подготовка и защита магистерской диссертации (МД).
Согласно государственным образовательным стандартам, в этом вопросе имеются формулировки двух типов:
Формулировка первого типа
"Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, настоящего государственного образовательного стандарта по направлению: ... и методических рекомендаций УМО".
Формулировка первого типа используется, например, в стандартах по направлениям "Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств"; "Энергомашиностроение"; "Электротехника, электромеханика и электротехнологии" и др. Но для определенных направлений имеются дополнения. Но в целом, требования к содержанию должны быть определены вузом и изложены в виде Положения о подготовке магистерской диссертации.
Формулировка второго типа
"Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности".
Такая формулировка мало чем способна помочь руководителю направления и будущему магистру в выполнении названных требований к выпускной квалификационной работе, поскольку трактовать ее можно по-разному.
Неплохое дополнение, конкретизирующее форму МД, приведено в стандарте по направлению "Механика, прикладная математика", где говорится, что "Выпускная работа может быть реализована в одной из следующих форм:
В качестве замечаний можно лишь сказать, что самостоятельность в исследовании должна присутствовать при любой форме выполнения работы.
Понятно, что при подготовке работы возникает масса вопросов, связанных с "технологией" написания диссертации:
Магистра необходимо подготовить к работе в среде науки и научить его отличать научные исследования от ненаучных. А для этого необходима методология подготовки магистерской диссертации. В нашей стране она еще только формируется, а Западная методология для наших магистрантов не подходит хотя бы потому, что в России ученый защищает две диссертации, а в большинстве стран Европы - одну. Спрос на методологию МД от магистров и их руководителей с одной стороны и отсутствие официального предложения с другой, восполняется различного рода учебными пособиями, не считая массы предложений в Интернете "помочь" подготовить диссертацию. К хорошим методическим пособиям, несмотря на "почтенный возраст", можно отнести работу профессора Ф.А. Кузина "Магистерская диссертация". А вообще, этот пробел необходимо срочно восполнять. И понятно, что методология подготовки МД должна выстраиваться с прицелом на критерии кандидатской диссертации.
Чтобы магистрант мог написать хорошую магистерскую диссертацию, он должен знать и уметь:
А также уметь обосновывать 4 главных критерия научной работы: Актуальность, Новизну, Достоверность, Практическую полезность.
В качестве методического пособия по некоторым вопросам методологии науки и подготовки диссертации будущие магистранты могут использовать сайт автора: http://aspirant.istu.ru/, написанный для соискателей научной степени, но вполне читабельный и в аудитории магистрантов.