17.02.2012 09:37 Администратор
Печать PDF

Почти полвека стоит памятник "Слава науке!" у второго корпуса ИжГТУ.

Не существует монумента
Прекрасней "Вечного студента"

За это время монумент обрел свое второе имя - "Вечный студент", солидный трудовой стаж и симпатию ижевчан, - в общем, вполне состоялся как любимый городской памятник, без которого многие поколения "механиков" просто не представляют родного вуза.

По рассказам ветеранов ИжГТУ некоторые факты биографии "Вечного студента", хорошо известны*. Но, увы, не все. Во время последней реконструкции памятника никаких чертежей или "метрик" "Студента" в архиве вуза не обнаружено. Автор памятника, известный в Ижевске скульптор, в книгах по истории университета, текстах "Механика" ХХ века и других источниках известен только как "Б. К. Волков"… Даже всезнающая Сеть до поры до времени не выдавала нам ни одной подсказки…

И вдруг, накануне юбилея ИжГТУ….

Зимнее утро, улица Студенческая. Прохожий солидных лет, но с заметной армейской выправкой, спрашивает, как пройти к "Вечному студенту". Подробных объяснений незнакомцу не потребовалось: " Спасибо, как дальше идти - я помню", - сказал прохожий. "Вы, наверное, здесь учились? Выпускник ИМИ?" "Ну, да! Я как раз "Вечного Студента" помогал устанавливать!".

Кажется, в таких случаях говорят: "звезды сошлись"…

Учитель и ученики

Знакомьтесь с нашим первым героем: Владимир Николаевич Мичков. Ижевчанин, родители всю жизнь проработали на Ижмаше (отец - один из разработчиков реконструкции затворов Ижевского пруда). После 9 класса Владимир тоже пошел на завод, окончил техучилище, стал токарем, занимался морским пятиборьем ( потом, в институте он стал одним из инициаторов создания в вузе Морского клуба) . Поступил в ИМИ в 1964 году на кафедру станки и инструменты механико-технологического факультета. Учился он еще в корпусе на улице Горького, а в городок Металлургов, где тогда был только новый корпус с военной кафедрой, первокурсника отправили на традиционную отработку:

- Мы в основном работали на стройке стадиона, но, однажды утром нас с другом отрядили на помощь скульптору… Оказалось, перед корпусом будет статуя ("Вечным студентом" ее еще тогда не называли). Скульптор - имени я его уже не помню, плотный мускулистый мужчина, строгий такой, но справедливый.

Использовал он нас, конечно, как грубую физическую силу: блоки, из которых составлялась фигура, были с полметра высотой, но тяжеленные, одному человеку не поднять, а поднимать надо было все выше. Были выстроены специальные леса с небольшим помостом, скульптур подтесывал блоки топором и нам показывал, где надо подработать. Мы тоже подгоняли эти блоки, ставили, составляли, примеряли. Чем блоки скреплялись, я уже не помню… "Студента" мы собрали за несколько дней, швы и щели на статуе уже замазывали без нас. Кажется, это был сентябрь- октябрь, - как раз я начал получать заводскую стипендию, тогда это было событие знаменательное: жили-то победнее, хотя, может быть и повеселее…

Товарищ, который был со мной на этой "художественной практике"- Лева Лучихин из Кеза. После первого курса он ушел в армию, мне на третьем курсе предложили другое направление подготовки - военное и наши пути надолго разошлись. Знаю только, что служил он в ракетных войсках в Сибири, а потом работал в Ижевске на заводе…

Рассказ участника и очевидца события - всегда удача. Но смущала в рассказе дата: наши первокурсники "отрабатывали" в помощниках скульптора в 1964 году, а принято считать, что "Студента" установили двумя года ми раньше, в год сдачи первого учебно-лабораторного корпуса (теперь корпус № 2) , который и стал форпостом будущей территории студенческого городка ИМИ. В одном архитектурном ансамбле здание 2 корпуса и скульптура перед ним были задуманы еще в проекте, видимо, отсюда и утвердившееся представление, что они появились на свет вместе.

Второй корпус "Механа" строили очень долго – восемь лет, сдали в строй 1962 году. Архивисты ИжГТУ разрешили нам взглянуть на проектную документацию корпуса. У карточки регистрации проектного задания на учебно-лабораторный корпус механического института есть дата составления - 21 июля 1954 года. Увы, уточнить год рождения Студента карточка не поможет.

Известно лишь, что образцом для нашего проекта послужил проект 5 корпуса Саратовского государственного университета**, построенного в 1952 году (это указано в документации), но у саратовцев никакого памятника перед корпусом не планировалось.

Судя по прилагаемому чертежу нашего проекта, архитектор Борис Евгеньевич Чичкин обозначил перед будущим корпусом небольшой сквер и в центре его - скульптуру. Правда, объект под № 18 на этом чертеже никак не назван и в списке условных обозначений не расшифрован.

А вот второй документ, где, кстати, проставлена цена памятника ("Сводная смета "Совнархоза западно-уральского района проектного института "Удмуртпроект" на окончание строительства 1й очереди ИМИ") датирован 1964 годом…

Как говорил Остап Бендер: "сначала - деньги, а потом - стулья…". Косвенно, это свидетельство в пользу поздней даты - 1964 год. Конечно, лучше всего о годе рождения "Студента" спросить у автора… Но где искать нашего скульптора, загадочного "Б. К. Волкова"?

Звоним в УдГУ, в Институт искусств и дизайна. И - снова удача! Трубку берет завкафедрой дизайна Ворончихин Николай Сергеевич :

- Как же, как же! Это Волков Борис Кузьмич! Я работал с ним в студенческие годы, был у него форматором в 1955-67 годах. Настоящий учитель: в меру добрый, и в меру требовательный. Мне, по крайней мере, работать с ним нравилось, и удовлетворение от сделанной работы я получал.

Потом Борис Кузьмич уехал из Удмуртии на родину, на Украину, а в Ижевске остались памятники его работы – самый известный вы знаете, - монумент у Вечного огня, и, конечно, - благодарные ученики… Можете расспросить о нем профессора кафедры рисунка Петра Садофьевича Семенова или скульптора Анатолия Егоровича Аникина.

Как выяснилось, А. Е. Аникин (горожане хорошо знают его памятник Кузебаю Герду у Национального музея), в одном из интервью давно признался, что "под взыскательным и требовательным взглядом Бориса Кузьмича прошел весь "курс молодого бойца", … прочувствовал всю работу изнутри. Это был бесценный опыт".

И профессор УдГУ А П. С. Семенов обстоятельнорассказал нам о коллеге: "Волков Борис Кузьмич родился в 1932 году, в 1960 году закончил Харьковский художественный институт, член Союза художников с 1962 года. До приезда в Ижевск, еще не будучи членом Союза художников участвовал в художественных выставках в Днепропетровске, республиканской выставке "Радянска Украина". В 1960 году приехал в Удмуртию, преподавал скульптуру в УдГУ . Он был избран первым деканом "худграфа" и проработал в этой должности два года. Как преподаватель и как администратор отличался ответственностью, творческим отношением к педагогике и воспитал у многих учеников интерес к профессии скульптора – А. Аникин, Д. Постников, Г. Ажимов и другие. Параллельно с педагогической деятельностью работал и творчески - как скульптор. Главным его произведением для Удмуртии явился Монумента боевой и трудовой славы (Вечный огонь) в Ижевске (выполнен в соавторстве с Р. К. Тахировым, Р Мифтаховым, Г. Пономаревым, открыт 6 ноября 1967 года)

Он же - автор станковых скульптур на тему мира и войны, которые участвуют на региональных выставках "Большая Волга" (гг. Куйбышев, Волгоград, Ульяновск), на российских выставках "Молодые художники России"(1962 г.) произведений художников автономных республик РСФСР , участник всех республиканских выставок с 1961 по 1970 гг. Человек требовательный и очень принципиальный. А уехал он в 1971 году, в Днепропетровск…"

Значит, надо искать создателя нашего Вечного студента в Днепропетровске. И мы нашли! Удивительное дело: опять, и в первую очередь, - благодаря его ученикам!

Первый же уточненный запрос в Интернете "выдал" нам замечательную фотографию Анны Парфеновой, выпускницы Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры, ученицы Б. К. Волкова. С Анной удалось связаться, она любезно разрешила нам опубликовать этот портрет и подтвердила, что профессора Волкова, заслуженного скульптора и художника, отличника народного образования Украины надо искать на кафедре основ архитектуры ПГАСиА.

Между прочим, на форуме студентов Академии – самые лестные отзывы о "нашем" профессоре: "Отличный специалист, не соскучишься, требует порядком, студенты с ним на ты", "Знание предметов – "5"; Отношение к взяткам -"2"; Отношение к студентам-"5", и, наконец: "Обожаю его)))….. он классный!)))"

А пока мы пытались дозвониться до Днепропетровска и писали письма на кафедру ПГАСиА , в пресс-службу ИжГТУ пришло письмо от другого ученика профессора – художника, члена Национального союза архитекторов Украины ассистента ПГАСА Владимира Ивановича Кривого:

"Днепропетровский скульптор Борис Кузьмич Волков, профессор Приднепровской академии архитектуры и строительства недавно получил известие о том, что его разыскивают. По его просьбе хочу обрадовать Вас: 80-летний Кузьмич жив-здоров и еще преподает. Знаю Бориса Кузьмича 35 лет, был у него студентом, потом мы вместе преподавали.

Двенадцать лет я работал в США, а когда вернулся - вновь пришел к Кузьмичу… Для Вас сделал несколько снимков….Борис Кузьмич обязательно ответит на Ваши вопросы…"

 

Несгибаемый Кузьмич

-Я очень люблю Удмуртию, ее сосново-березовые просторы холмов и боров, где извиваются серебристые змейки реки Чепцы и ширь великой Камы; людей ее - простых и гордых, - этот народ сказал свое слово чести в Великой войне, что и легло в основу моего творчества в Удмуртии.

Да, именно там, у вас в Удмуртии я состоялся, как художник. И - как начинающий педагог, еще с мальчишескими "прибамбасами" и всеми недостатками начинающего специалиста. Особенно благодарен бывшему секретарю горкома партии Зыкину, который дал мне возможность создать в столице Удмуртии Монумент боевой и трудовой славы в Великой Отечественной войне - в 1967 году, - это было лучшее, что я сделал в Удмуртии.

А памятник науки для механического института, скульптуру студента я лепил (будучи молодым и спортивным) прямо во дворе института, на улице, в гордом одиночестве. Сдавал экзамен сам себе: помочь мне в то время никто не мог, поскольку специалистов-скульпторов с высшим образованием в Удмуртии не было.

Пришлось самому сделать каркас и бросать тонны глины, придавать определенную форму и пластику, - спасибо за науку моему учителю, лауреату Сталинской премии, заслуженному художнику Украины Л. Л. Рябинину. Так меня поверяла жизнь, как начинающего творца.

Честно говоря, к трудностям, да и ко многому я привык еще с войны, как и все люди того времени: отец мой служил на границе, я в детстве знал и голод, и убитых видел, и кровь…

Отливать скульптуру пришлось сначала в гипсе, а затем переводил в цемент с формовщиками, которые мне помогали (из них хорошо помню Мазеина), а устанавливал уже один, с рабочими. Была прохладная осень, цемент никак не схватывался, как надо, и я просто разжигал костер внутри фигуры. Пьедестал проектировал с простыми строителями (у нас, между прочим, было ведро спирта для покраски, - так и срок изготовления нам показался короток!).

В это время в Ижевске ждали Н. С. Хрущева, но он так и не приехал

Руководство мехинститута мне всячески помогало, окружили заботой и вниманием, особенно мне помогала женщина - кажется, она работала комендантом корпуса …

Я вообще горжусь людьми того периода, они верили во все хорошее. Их трудовые подвиги были не для большой выгоды, денег или славы. Было в них вдохновение, желание создавать для всех, и для Родины, - которая у нас одна.

С 1961 по 1971 я выполнил в Удмуртии много памятников - в Сарапуле, Нылге, Глазове… Делал бюсты героев, в том числе Зое Космодемьянской, - его устанавливали перед ижевской школой № 25.( в соавторстве с Р. Х Яковлевой, заслуженным архитектором УР, председателем Союза архитекторов Удмуртии с 1980 года._
Я потом получил письмо от матери Зои, она благодарила за сходство памятника с дочерью,- я храню это письмо до сих пор. Тогда же я лепил и бюст композитора Корепанова- Камского, мы были с ним хорошо знакомы.

В Днепропетровске я поставил четыре памятника из металла и гранита, еще несколько - в районах, принимал участие в выставках всякого ранга, преподавал в Академии с 1971 года: начал с ассистента и прошел весь путь до профессора, стал дипломантом конкурса за учебник "Навчальна скульптура для архитектора", являюсь Членом Международной ассоциации союзов архитекторов.

 

О вечных смыслах

Можно, конечно, говорить, что наш "Студент" - не "Давид", но искренен он, спокоен и уверен в своей правоте и победе - ничуть не менее. Каноны сурового стиля социалистического реализма не лишили нашего студента ни обаяния молодости, ни стати, а сильный духом он- по определению. Да, в белом мраморе или бронзе он выглядел бы благороднее, но послевоенной стране было просто не до них. Зато на этом серьезном лице легко представить открытую и добрую улыбку – и, может быть, это одна из главных удач скульптора. Этот цементный парень верит в труд, в науку, и в то, что человек может все! - Как бы не раздражала эта уверенность наших искушенных современников, а он - верит, и как всякий памятник, - измениться не может, останется таким, как есть. И это- хорошо!

Мы привычно говорим: наш вуз выпустил за время своего существования более 50 тысяч молодых специалистов. Значит, на всю жизнь в памяти тысяч людей этот юношеский силуэт остался одной из милых примет студенческого счастливого времени, города, где начиналась их взрослая жизнь, родного ИМИ-ИжГТУ…

Скорее всего, сегодняшние студенты, плохо себе представляют далекий 1964 год, когда в студгородке молодого "Механа" появился Вечный студент. Он был очень разный, этот год! Но, как это и бывает, многие его события имеют для нас непреходящее значение и полвека спустя…

Для неленивых и любопытных напомним: в этом году началась война во Вьетнаме, а в США принят Закон о гражданских правах, запрещающий расовую сегрегацию. В Токио прошли XVIII Олимпийские игры, и открывал их японский студент, который не отличался никакими особыми успехами в учебе или других областях. Просто он родился 6 августа 1945 года, в день атомной бомбардировки Хиросимы. Провёл первое испытание ядерного оружия Китай, а в социалистическом лагере начал действовать крупнейший в мире нефтепровод "Дружба"….

Во Франции шли "Шербурские зонтики" с Катрин Денёв, "Битлз" сняли свой первый фильм, а "Роллинг Стоунз" выпустили первый альбом. Лидером американского хит-парада стал великий Луи Армстронг с песней "Hello, Dolly", а в Вашингтоне, между прочим, открыли памятник Тарасу Шевченко.

IBM как раз объявило о рождении легендарной System/360. (в СССР и у нас в ИМИ были известны под маркой ЕС ЭВМ), в этом же году был придуман пульт дистанционного управления телевизором и получены первые фотографии Луны с близкого расстояния

В СССР у руля страны Н. С. Хрущева сменил Л. И. Брежнев; - может быть, оттого и обошлось открытие нашего "Вечного студента" без визита главного лица государства. В этом году были реабилитированы немцы Поволжья, - в Ижевске таких было много….

Студенты 64-го сбегали с лекций в кино на новые фильмы, которым суждено было стать классикой: "Я шагаю по Москве", "Морозко", "Председатель", "Ко мне, Мухтар!", а на телеэкранах появилась передача "Спокойной ночи, малыши!". В Москве (к великой радости джазменов ИМИ), открылась фирма граммофонных пластинок "Мелодия".

В Ижевске открылся Центральный автовокзал, а в "Механе" - студенческий стадион "Буревестник". Ректором механического института стал д.т.н., профессор Николай Васильевич Талантов и состоялся дебют будущей блестящей команды КВН ИМИ…

Между прочим, сам образ "Вечного студента" - не изобретение "механиков". Старинные предания о Вечном Студенте сводятся, в основном, к двум сакральным историям.

По одной из версий, некий студент рассмеялся над учителем, который не смог ответить на его вопрос. Учитель от студента отказался, и непочтительный бродяга пустился странствовать , постепенно превращаясь в призрак, идею вечной погони за знаниями.

У вагантов была популярна другая легенда. Студент, пируя с друзьями, посмеялся над дьяволом и заявил, что когда бы он смог также долго жить среди людей, то наверняка бы знал, как можно склонить всё человечество на свою сторону, а заодно и как сотворить мир по-своему. Тут же, откуда ни возьмись, явился Дьявол, друзья студента разбежались, но дерзкий школяр не испугался. Герой предложил черту пари: он добудет такие знания, которые дьяволу не по зубам, а он, студент, получит за это вечную жизнь. С тех пор Вечный студент и странствует по свету.

Справедливости ради, заметим, что поиск знаний, действительно, труд дерзновенный и бесконечный. Учились в средние века дольше, чем теперь, а экзамены весьма напоминали адские пытки. Например, курс богословского факультета Парижского университета длился 10 лет, а защита (последний экзамен) представляла собой диспут с 20 оппонентами, которые сменялись каждые полчаса. Дискутировать полагалось с 6 часов утра до 6 часов вечера. Без отдыха, еды и питья.

Владимир Иванович Кривой записал на видео беседы с Борисом Кузьмичом Волковым о проблемах профессиональной подготовки будущих специалистов, о своей работе в Ижевске, о жизни и искусстве. Их можно увидеть здесь:

http://www.youtube.com/watch?v=YuOthSInNao ;

http://www.youtube.com/watch?v=detE_7Qzu7g&feature=plcp&context=C39e0982UDOEgsToPDskJEBkABshmq8SoA4Vz4qJrs ;

http://www.youtube.com/watch?v=LiE0XcHtp5U&feature=related



* Согласно преданию, прототипами "Вечного студента" стали студенты ИМИ А. Губин , председатель студенческого профкома (фигура) и Виктор Косенко, комсомольский лидер ( лицо).

На выбор символа, который держит Вечный студент, повлияли соображения секретности: хотели дать ракету, да нельзя было обнаруживать специализацию вуза оборонщиков. Остановились на модели атома. Первое время вокруг него "вращались" электроны, но они так часто покидали свои орбиты и становились сувенирами, что решили обойтись без них.

Тем не менее, "механики" всегда относились внимательно к своему памятнику, и он пережил множество мелких реконструкций : его чистили, мыли и драили, заделывали трещины и перекрашивали, а также с удовольствием привлекали в качестве действующего лица в знаменательные дни студенческой жизни.

Вечный студент повидал на своем веку и праздники, и старты легкоатлетических пробегов, свидания, очереди на экзамен, веселые гулянья выпускников, старты стройотрядовской "Целины" и поцелуи молодоженов. Его самого одевали в штаны и штормовку, дарили шарики, цветы, газеты, тетради конспектов, конфеты, бублики и бутылки вина и т. д. и т. п. В 2008 году "Вечный студент" удивительно преобразился и похорошел, благодаря реконструкции и стараниям Ассоциации выпускников ИМИ-ИжГТУ: стал неуязвимым для снега и дождя и взошел на пьедестал, отделанный уральской яшмой.

Это ему, "Вечному студенту" посвятили члены вузовской команды КВН 60-х замечательные строки: "… Он – идеал! Чего же боле/ Желать мы можем в высшей школе?/И для команды КВН/ Он с давних пор Почетный член!"

** Благодарим пресс-службу Саратовского государственного университета за помощь и фотографии 5 корпуса СГУ.

Галерея работ скульптора Б.К. Волкова


You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаИстория наукиИстория наукиTerra Incognita. Разговор о Вечном
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»