А. И. Зайцев. Влюбленный в свою профессию (профессор ИжГТУ В. И. Добровольский).
Последнее десятилетия ХХ века оказалось для России и россиян периодом ситуаций поистине чрезвычайных. До 90-го года россияне жили в стране именуемой СССР, а к началу следующего века его сменила " Российская Федерация", при этом территория прежнего государства значительно поубавилось и в целом переход от Союза к Федерации очень напоминал хирургическую операцию без наркоза по ампутации нескольких конечностей живого организма. Сам процесс перевоплощения на самом деле не обошелся ни без крови, ни без сильных болевых ощущений, " резали по-живому".
Значительные потери численности населения, территорий и национального богатства усугубились начатой в обновленной стране перестройкой экономики - переходом от плановой системы к рыночной. Как нередко случалось и ранее, этот переход осуществлялся бессистемно, стихийно, с массой недостатков и ошибок. Одной из них была и кадровая политика. На первом переходном этапе ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, способных вписаться в рыночную экономику и ее продвигать. Возникший у многих бизнесменов того периода ажиотажный спрос на некоторые профессии внес неразбериху и хаос, а большинство высших, средних и специальных учебных заведений спешно взялись за подготовку кадров, прежде никогда не считавшихся дефицитными или престижными.
Кафедры и факультеты многих вузов из сугубо технических стали на глазах превращаться в школы подготовки экономистов, юристов, менеджеров, бухгалтеров. Лишь немногим вузам удалось не поддаться увлечению скороспелой " выпечкой" специалистов-гуманитариев. В ИжГТУ ( тогда - Ижевском механическом институте) в числе кафедр, отстоявших свое место под солнцем была и кафедра " Сопротивление материалов" Возглавлял ее в течение многих лет подряд ( 1987-2008) один из наиболее авторитетных профессоров вуза - Владимир Иванович Добровольский.
Без пояснений понятно: защитить тогда свой "суверинитет", не позволить изменить профиль, первоначальное признание кафедры со стороны ее заведующего было делом весьма нелегким. Требовались не только лояльные отношения к кафедре со стороны ректората вуза, но и принципиальная стойкость, аргументированность в спорах, если хотите - талант дипломата. Видимо, такими способностями завкафедрой в достаточной мере обладал.
Биографию Владимира Ивановича Добровольского можно в известной мере считать типичной для поколений 3-40 гг. Мужчины, родившиеся в годах двадцатых почти полностью полегли на фронтах Великой Отечественной. Жуткое лицо войны шестилетнему Володе довелось увидеть своим глазами в первый же ее день- 22 июня.
Ранним утром этого дня Володя с братом Васей сидели, сжавшись от страха в погребе и смотрели в крохотное оконце. Там, на бреющем полете ( для устрашения) проносились в сторону Киева (до него всего 80 км) самолеты с четными крестами на крыльях. Как пели потом: " Киев бомбили, нам объявили, что началася война..."
"Под немцами" семья Добровольских жила до ноября 1943 года. В том же году мальчик пошел в первый класс. До пятого класса он, по его собственному признанию, учился плохо. В табеле за четыре класса были одни " тройки", включая " тройку" по поведению.
Во время сборов сынишки в пятый класс мать сказала: " Неужто, и ты хочешь быть в семье неучем? Мы с отцом - малограмотные и что с того? От непосильных трудов на земле оба не нажили богатства, а только грыжу. И ты себе этого же хочешь?"
Разговор - подействовал. С пятого класса мальчик стал стараться, хотя первых его успехов учителя даже не заметили. Обнаружилось все вдруг: Володя Добровольский- в числе ударников учебы. Особенно легко ему давались точные науки. В 1953 году Володя стал победителем школьной и районной олимпиад по математике. В том же году поступил на механический факультет Киевского автодорожного института. Заметим: окончил институт в 1958 году с отличием, получив диплом по специальности инженер-механик по эксплуатации автомобильного транспорта.
Для молодого инженера с такой "универсальной" квалификацией были открыты любые двери. Однако Владимир, даже имея красный диплом не мог пуститься в " свободное плавание". В те годы выпускники вызов (а также - техникумов) обязаны были отправляться на работу не куда "душа пожелает", а куда направят. Добровольский был распределен в Удмуртию вместе со своими однокурсником.
- Не знаю, право, куда лучше направить вас, - озадаченно сказал здешний кадровик, знакомясь с друзьями.- То ли на село, то ли в Ижевске вас оставить... Работа для вас и тут найдется.
- А это зависит от того, сколько времени вы согласны здесь нас видеть, - нашелся Владимир, не лишенный чувства юмора, - Если хотите, чтобы мы поскорее отправились обратно на " ридну Украину", - отправляйте к здешним селянам. Если нет - можем и в городе помаяться.
Добровольский был распределен в Ижевск приказом начальника Удмуртского автотранспортного управления Владимира назначили начальником авторемонтный мастерских Ижевской автоконторы N 2, лучшей тогда в городе.
-Скажите, Владимир Иванович, спрашиваю я профессора, - что такое сопротивление материалов с точки зрения науки? Многие рядовые граждане считают, что сопромат, как, скажем, и математика, "сушит мозги", делает человека абсолютно чуждым эмоций, строгим, неспособным к проявлению и восприятию любой лирики. Что привлекает лично вас в предмете, которому вы по сути посвятили жизнь?
- Во-первых, к точным наукам абсолютно незаслуженно прикрепили ярлыки наук-"сухарей". Это совсем не так. Чтобы внести в эти науки что-то свое, новое, надо не только обладать хорошей памятью, но и воображением, умением предвидеть и фантазировать.
Во- вторых, случись такое, математики всю жизнь оставались бы холостяками, у них бы не было детей. Словом, сплошной кошмар. Даже Альберт Энштейн имел жену и утверждают - не одну....
Еще один плюс в пользу точных наук. Они почти не подвержены пересмотрам и перетасовкам. Смотрите, что сегодня происходит - историю переписывают все, кому не лень, включая в фактическую базу этой науки нелепые, порою выдуманные события и факты. В литературе - даже у нас в России может выйти из печати адаптированный Лев Толстой - всю эпопею " Войны и маара" втискивают в одну брошюру. Это что? Научный подход, научная объективность, добросовестность исследователя?
-Ваши доводы приняты. И все же, занятия точными науками отнимают у человека наверное, больше энергии и требуют в большей мере отдыха мозгов. У вас есть какое-то хобби?
-Четко выраженного, пожалуй, нет. Я не охотник, не кулинар, даже не рыбак-подледник. Наверное надо бы ответить " Мое хобби - моя работа!" Это будет и объективно и честно. И "отключиться" от рабочих проблем даже при желании не всегда удается. Например, ложусь спать без каких-либо мыслей о сопромате - и вдруг среди ночи что-то подтолкнет, какая-то мысль пришла! Все! Встаю, беру тихонько нужные книги, сажусь к столу. Да, да... почти как с таблицей Менделеева...
-Ну а сад-огород?
-Есть огород. Но, увы, я там не ползаю по грядкам, пропалывая морковку, и соответственно - не аплодирую первой весенней редиске. Просто дышу свежим воздухом, птичьим пеньем наслаждаюсь. А чтобы каждый день туда мчаться - этого нет. Бывает примерно так: приехали, скажем, в сад на выходные. Жена мне: пока стол накрываю, возьми лопату, перекопай вот эту грядку
- Что ж, я не против, все равно физическая разминка требуется
Спустя какое-то время:
- Ну, что, вскопал?
-Да, команду выполнил!
-Прекрасно! И у меня стол готов. А ты цветочки там, в центре грядки не повредил?
-Нет там никаких цветочков. Какие-то корешки были, я их выкинул. По всему - сорняки.
-Господи, что ты наделал! Лучшие мои флоксы! Вот такой я садовод-огородник.
В своих отношениях с кафедрой "Сопротивление материалов" Владимир Иванович всегда был законченным, абсолютным однолюбом. Став в начале 1982 года на первую ступеньку служебной лестницы, он не только ни разу не покинул ее, - даже не оступился! С момента прихода был навсегда обречен на должность "оруженосца" науки. Подтверждение тому - впечатляющий перечень должностей и званий, скопированный из трудовой книжки:
"Февраль 1962-ноябрь 1962- ассистент кафедры " Сопротивление материалов" ИМИ, ноябрь 1962- май 1972 года - старший преподаватель той же кафедры (в 1965 году Добровольский В.И. поступил в аспирантуру на кафедру “Динамика машин” ИМИ к научному руководителю заслуженному деятелю науки и техники УАССР д. т. н., профессору В. А. Карпунину), май 1972- июнь 1974 года - и. о. доцента, доцент кафедры; июнь 1974-сентябрь1986- и. о. профессора; сентябрь 1986 года - сентябрь 1987года - и. о. завкафедрой, сентябрь 1987-июль 1988 года - профессор кафедры "Сопротивление материалов". Начиная с сентября 1987 до 2009 года- Владимир Иванович бессменный руководитель кафедры. Должности и звания все эти годы были разными, но кафедра-то - одна! Вот в чем фокус! Всем бы такую преданность и любовь к избранной профессии.
Между прочим, профессор Добровольский считает, что объем изучаемых в технических вузах РФ математических дисциплин (включая сопромат) значительно отстает от требуемого жизнью. "Необходимо, чтобы студент ощущал изучаемую дисциплину не только по конспекту лекций, но и " собственной холкой"- образно говорит он. Ведь математика по сути своей - безгранична". И сам профессор стремится дать студентам не только информацию о состоянии дел в науке на данный момент, но и говорить с ними на темы перспектив развития науки. Кстати, что касается качества читаемых профессором Добровольским лекций - их можно без малейшей натяжки назвать образцовыми, - сказывается и опыт многих лет работы и собственная увлеченность наукой, которая обычно убеждает студентов в необходимости добросовестно выучить тот или иной курс куда успешнее, чем строгость или требовательность лектора.
Образовательная деятельность Владимира Ивановича щедро дополнена научными (обычно- хоздоговорными) разработками, прямо касающимися практических нужд промышленных предприятий Удмуртии. На кафедре разработан ряд документов, ставших руководящими материалами, действующими для сотрудников кафедры и по сей день как всеобъемлющие инструкции в повседневной деятельности.
Вообще, профессор умеет убеждать. Один пример: Единственный сын профессора, Сергей 1965 года рождения заканчивал десятый класс знаменитой ижевской " тридцатки" ( школа с математическим уклоном) и перед самыми выпускными экзаменами " заболел небом". Заявил родителям, что твердо решил стать летчиком. Из разговоров по душам в частности выяснилось - парню очень нравилась ладная летная форма. Отец даже в сердцах пообещал " Да ладно! Куплю я тебе эту форму, пощеголяй в ней. Но обещай, что еще раз обо всем подумаешь!"
А перед самой подачей документов в вуз отец посадил сына рядом и полночи рассказывал ему о своей любимой работе. На следующий день Сергей сдал документы не в авиационный ( как собирался накануне, а в Ижевский механический институт). Сергей окончил школу с медалью, получил вузовский диплом с отличием и в 2001 году в возрасте 36 лет стал профессором кафедры " Сопротивление материалов" ИжГТУ, поддержав, таким образом, всеми одобряемую семейную династию.
Уже мимоходом упоминалось: Владимиру Ивановичу не чуждо чувство юмора, качество для интеллигентного человека очень важное. Он обладает им в полной мере и умеет ценить юмор других. В разговоре мы вспомнили с ним старую студенческую мудрость " сдал сопромат - можешь жениться!", Добровольский заметил: " неточно цитируете!" Сейчас это звучит так: "сдал "начерталку"- можешь влюбиться, сдал сопромат- можешь жениться" и хитровато улыбнувшись добавил: " в первый раз!"
Время от времени профессора тянуло на его " малую родину"- в Житомирщину., и он регулярно приезжал сюда во время отпусков. Его там знали, искренне уважали и пытались сманить. Обещано было на самом высоком (обкомовском уровне) все абсолютно: кафедра и сразу по приезду - жилье, работа для жены и сына. В семье заговорили о возможном переезде. И тут выяснилось, что мнения по этой проблеме у членов семьи не совпадают. Даже преданная подруга, жена профессора Галина Михайловна долго думала, чтобы сказать свое "да" Не был сторонником переезда и сын. Вопрос, как говорят " завис". Но тут внезапно " рвануло" в Чернобыле и спорить стало не о чем: от места страшной катастрофы до Житомира- всего ничего километров.
...На столе в кабинете Владимира Ивановича лежит прекрасно изданная, солидная по размерам книга "Оценка прочности, жесткости и устойчивости элементов конструкций"- плод труда десятилетий. Авторов у книги два: Владимир Иванович и Сергей Владимирович Добровольские.
А всего на счету только у Владимира Ивановича 8 книг, более 200 научных статей и учебно-методических разработок. Венцом признаний заслуг уважаемого профессора* стало присвоение ему в 2005 году звания "Почетный профессор ИжГТУ".
*Добровольский В.И. является известным ученым в области прочности, автором 7 изобретений и более 160 научных трудов, опубликованных в журналах “Проблемы прочности”, “Вестник машиностроения”, “Физико-химическая механика материалов”, “Заводская лаборатория”, “Порошковая металлургия”, “Вопросы оборонной техники”, трудах международных, всесоюзных, всероссийских и вузовских конференций. Автор двух книг, 15 учебных пособий. Впервые в Удмуртии более 35 лет назад он провел исследования малоцикловой прочности применительно к материалам и изделиям новой техники. Создал Лабораторию малоцикловой термо-механической прочности, включающую 5 уникальных машин, защищенных 7 авторскими свидетельствами на изобретения. Организовал перспективное направление “Прочность материалов и элементов конструкций при малоцикловом термомеханическом нагружении”. Его научные исследования посвящены выявлению и обоснованию закономерностей подобия малоциклового разрушения модельного образца и натурного элемента конструкции, имеют мировой приоритет, большое фундаментальное и прикладное значение. Им разработана теория подобия малоциклового разрушения модельного образца и натурного элемента конструкции.
Добровольским В.И. выполнено более 30 научно-исследовательских работ для предприятий страны, в том числе для АО “Ижсталь”, “Ижтяжбуммаш”, “Ижмаш”.