А. И. Зайцев. Сделай себя сам (профессор ИжГТУ А. Е. Калинников).
В течение всех лет существования Ижевского механического института (ИМИ, затем - ИжГТУ) здесь велась и ведется постоянная каждодневная работа, направленная на повышение квалификации профессорско-преподавательских кадров. А особенность полувековой кадровой политики института заключалась в том, что личная судьба большинства претендентов на должности преподавателей, доцентов и профессоров ИМИ была связана с вузом задолго до начала профессиональной карьеры. Молодыми педагогами ИМИ прежде всего становились вчерашние студенты, ассистенты и лаборанты кафедр, которых не нужно было представлять коллективу и с которыми никому не нужно было знакомиться заново. Не был исключением в этом славном ряду и Анатолий Ефимович Калинников.
Вот краткие анкетные данные заслуженного профессора: Калинников Анатолий Ефимович родился 10 октября1936 года в селе Абаимово Горьковской области в рабочей семье. В 1941 году семья переехала в Ижевск. Не завершив среднего образования, Анатолий поступил в Ижевский индустриальный техникум, который закончил в 1955 году, затем - в Ижевский механический институт, который закончил в 1960 году и был принят на должность ассистента кафедры " Проектирование машин и механизмов". Ассистент быстро обнаружил склонность к научной работе и интерес к самостоятельным исследованиям и по направлению института в 1961 году поступил в аспирантуру МВТУ им. Баумана. Работоспособный аспирант в положенные сроки подготовил диссертацию, успешно защитил ее в "Бауманке" и в 1965 году стал кандидатом технических наук. В мае 1974 года Анатолий Ефимович защищает в МВТУ им. Баумана уже докторскую диссертацию. Став доктором наук, Калиников вернулся в ИМИ, в коллектив сотрудников, которых уже давно и хорошо знал, а в 1976 аттестатом ВАК N -000393 от 11.06.76 года ему присвоено звание профессора по кафедре "Аппаратостроение"
Надо сказать, что уровень подготовки институтских преподавателей регулярно проверялся не только на заседаниях Ученого совета, где решались вопросы продления контрактов на очередной срок работы. Правда, вынесение на совете жестких решений типа "занимаемой должности не соответствует" было редким исключением и не всегда отражало реальное положение дел.
В самом начале 1992 года в ИМИ состоялась выборочная, необязательная (последнее, - важно!) проверка качества преподавания некоторых дисциплин с помощью анкет " Преподаватель глазами студента". При этом требовалось обязательное согласие проверяемого преподавателя на такой демократичный эксперимент. Анкета содержала 18 вопросов, а подсчет очков велся по десятибалльной системе. Не уклонился от этой процедуры и профессор Калинников. Вопрос: " преподаватель излагает материал ясно, доступно?". Получена средняя оценка- 8, 68 балла... Вопрос: " умеет ли преподаватель вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету?", - оценка: 7, 9 баллов. Требовательность- 7, 34 балла, умение следить за реакцией студента, - 7, 26 баллов. В целом средний балл по всем 18 пунктам этого опроса лектора Калиникова составил тогда 8, 1 балл.
В июне 1965 года, когда молодой кандидат наук Калинников начал свою педагогическую деятельность на кафедре ИМИ "Аппаратостоение", во многом тематику научной работы кафедры определяли события мирового масштаба. Что это были за времена? Сравнительно недавно, всего 20 лет назад закончилась самая ужасная из всех войн, которые знала история, - вторая мировая. Но мир по-прежнему бурлил: в ходу термин "холодная война", сменивший войну "горячую", вчерашние союзники лихорадочно куют оружие против друг друга; и меняются не только названия, но и сами средства ведения войны.
Если до второй мировой основной ударной силой на море были линкоры, а в воздухе- бомбардировщики, - то в холодной войне эти средства заменили: на море- авианосцы, в воздушном океане- ракеты... Ракеты, - один из известных еще в древности видов техники, к ХХ веку превратились в сплошные, высокоточные, крупногабаритные устройства, способные преодолевать тысячекилометровые расстояния и поражать любые цели с высокой точностью. В сочетании с таким оружием, как ядерное, ракеты могли стать угрозой самому существованию человечества. Военные соперничающих стран стремились как можно скорее и в максимально возможных количествах заполучить новое сверхмощное оружие. Гонка ракетно-ядерного вооружения подстегивалась и амбициозным желанием политиков закрепить и умножить достижения в космическом пространстве, где уже побывал человек.
Все это происходило в обстановке чрезвычайной секретности, в которую вовлекались все новые специалисты и предприятия. Не обошли эти тенденции и Удмуртию,- старинный и мощный российский арсенал.
Опыта ракетостроения в УР в те годы не было, хотя "Ижмаш" и производил некоторое количество ракет М-100 и ММЗ-06 для метеорологических служб страны. Ракеты были сравнительно несложными и с небольшой дальностью (высотой) полета: всего 60 и 100 км соответственно (что и видно из их названий). Однако, несмотря на простоту и малую дальность, производство этих ракет тоже было секретным.
А в конце 50-х годов одно из подмосковных КБ разработало новую конструкцию ракеты для военных - 8К14, она же " Скад", она же - P-300 (неофициально - "керосинка" - советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета на долгохранимых компонентах топлива, входящая в ракетный комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 "Эльбрус"; Ракета, принятая на вооружение в1962 году, после укомплектования ею ракетных бригад сухопутных войск СССР, армий стран-участниц Варшавского договора и других соцстран, активно поставлялась на экспорт в безъядерном варианте (в Китай ракета не поставлялась в связи с ухудшением советско-китайских отношений). Экспортная Р-17 (Р-17Э или Р-300) и её модификации неоднократно применялись в региональных конфликтах. С 1988 года производство ракет 8К14 (8К14-1) на Воткинском заводе прекращено). Несмотря на скромные характеристики (дальность полета - 300 км), производство и этой ракеты происходило в обстановке чрезвычайной секретности.
Изделие было поручено Воткинскому машзаводу, для отработки технологии привлечен целый ижевский технологический институт- ИНИТИ, а для отработки технологии отдельных элементов - Ижевский механический институт. В этой работе и принял участие кандидат технических наук, преподаватель кафедры "Аппаратостроение". А. Е. Калиников. Кстати, обе диссертации (и кандидатская, и докторская) профессора, связанны именно с ракетостроением и не в соответствии с правилами секретности не получили конкретных названий: сообщалось лишь, что они выполнены по "спецтемам". Возможно, и сегодня с некоторых работ профессора еще не снят гриф секретности.
Кроме того, Анатолий Ефимович - автор 10изобретений и часть из них относятся также к "специальной" тематике. О значимости подобных работ можно судить лишь по аналогии - так, известно, что за отдельные авторские свидетельства ( а не за диссертации), присваивались и ученые степени (например, степень доктора технических наук известному сподвижнику конструктора-оружейника М. Т. Калашникова Геннадию Николаевичу Никонову)
В 1966-1971 гг. Анатолий Ефимович как раз читал лекции и вел практические занятия курсов " Строительная механика", " Прикладная теория колебаний", " Спецтехника", " Термическое состояние аппаратов". Заметим, что работа по спецтематике создавала для преподавателей и ученых ИМИ серьезные дополнительные трудности. Открытые публикации результатов такой работы были невозможны, проблемы ракетостроения освещались как в отечественной, так и в зарубежной технической литературе очень скупо, Даже материал для лекций спецкурсов приходилось буквально собирать по крупицам из большой массы источников. Часть наработок тех лет вошли сегодня в научный труд А.Е. Калиникова (в соавторстве) "Испытание ракет и ракетных двигателей на твердом топливе".
Несомненно в научной специализации и в целом в судьбе ученого Калиникова громную роль сыграл МВТУ - один из самых авторитетных технических вузов страны, где оборонной тематике уделялось огромное внимание. Можно сказать, что, если для Калиникова ИМИ- альма матер, то МВТУ - мать крестная. Например, цикл лекций по ракетостроению здесь читал всемирно известный академик Сергей Павлович Королев; окончили МВТУ и несколько советских космонавтов, побывавших в космосе. Именно здесь Калиникова "окрестили" учеными званиями кандидата, а затем и доктора наук , именно в МВТУ он познакомился со многими крупными специалистами - ракетчиками ( с некоторыми из знаменитых коллег он поддерживал отношения в течение десятилетий).
* * *
Журналисты нередко спрашивают героя своих очерков или интервью о его увлечениях,- это и понятно, натура человеческая естественно проявляется в своих любимых занятиях... Не обошлось без этого вопроса и в нашем конкретном случае.
-Знаете, за свою жизнь мне довелось испытать множество увлечений, - оживился профессор, - в разные годы я испытывал тягу к занятиям друг на друга малопохожим или совсем непохожим!
Еще школьником участвовал в самых различных кружках. Чем только не увлекался: музыкой, фотографией, самодеятельными спектаклями, техническим творчеством! Через все это прошел, хотя никто из взрослых меня к этому не принуждал. В музыкальном кружке выучил нотную грамоту, довольно быстро заиграл на мандолине и гитаре, потом их сменили духовые инструменты... В МВТУ, уже будучи аспирантом, играл в составе вузовского оркестра на всех институтских вечерах, и, - не скрою, еще и подрабатывал исполнительством. Аспирантская стипендия, конечно, была повыше студенческой, но почему-то ее тоже всегда не хватало на жизнь. Зато каникулы у аспирантов были, как и у студентов - два месяца. И я приезжал в Ижевск, играл на танцплощадках: последними инструментами в моем списке были саксофон и кларнет.
Подрабатывать, кстати, мне приходилось и на иных поприщах, когда была такая возможность. Например, мой разговорный английский, может быть, и не соответствует высоким требованиям, предъявляемым к переводчику - синхронисту, но зато в письменных переводах я точен. В те годы у нас был более популярен немецкий, английский как бы оставался на втором плане и был не так востребован. Но по приглашению некоторых издательства я работал у них переводчиком с английского.
Одним словом, в молодости довелось перепробовать многое. Хотя, пожалуй, настоящим увлечением была все-таки музыка. Была и осталась на всю жизнь.
- А какие-то принятые у мужчин традиционные занятия признаете?, - не унимался корреспондент,-рыбалка, охота, грибы, наконец..
Ответ последовал неожиданный:
-Сразу скажу, рыбалка и охота - не для меня. А грибы? Собирание грибов считаю бездельем. Только время на них терять!
- Но как же красота природы? Один только вид осеннего лесного наряда у любого человека вызывает восторг!
- Не спорю, красиво! Но осенними красками я могу восхищаться и в своем саду, а заодно и птичье пение прослушать там же, - усмехается профессор.
В ходе нашей беседы я выслушал и еще одно неожиданное признание:
- Спрашиваете о моем здоровье? Что ж, полагаю, моим 72 годам оно вполне соответствует. В больницы мы не ходим, лечимся на дому!
- Это как же, "на дому"?
Оказалось, что супруга профессора Зинаида Андреевна, окончившая в свое время Ижевский медицинский институт,- опытный врач и бдительно несет вахту за состоянием здоровья членов двух семей (своей и сына)
- Но, позвольте, профессор, как-то считается принятым, что врачи стараются не лечить родных и близких.
-Не скажите, смотря, какой врач! Хирург, действительно, не станет оперировать близкого родственника: вдруг от волнения руки дрогнут? А моя Зинаида Андреевна - терапевт, причем, высшего класса, много лет отработала в военном госпитале. И ей мы свое драгоценное здоровье доверяем без оглядки.
Принято считать, что человека формируют жизненные обстоятельства и, порой, мы забываем, что иногда он сам и есть - главный творец и созидатель этих пресловутых обстоятельств, которые в свою очередь будут влиять на его характер и судьбу.
- Мое воспитание, - вспоминает профессор, - началось еще в дошкольный период. Мама тогда работала в школе завхозом, и семья жила прямо в школьном здании. Я целыми днями крутился в школе, все учителя меня знали и были всегда добры и приветливы со мной. От них я очень рано перенял много полезного и, пожалуй, самое главное- отвращение к безделью. Именно поэтому я начал посещать кружки (и это тоже шло на пользу)"
Между прочим, уже в первые школьные годы будущий профессор без всякой взрослой подсказки, тем более, - без всякого понукания, самостоятельно засел за изучение английского и добился в нем немалых успехов. И серьезное увлечение музыкой, которое как известно, не только удовольствие, но и изрядный труд, воспитывало в мальчишке трудолюбие и завидную настойчивость...
Уже будучи аспирантом и, работая над весьма далекой от математики темой, Анатолий Ефимович вдруг начал посещать в МГУ лекции по математике (благо, вход был свободный), что потом очень пригодилось при подготовке докторской диссертации. Неизбежно приходишь к выводу: " человек сделал себя сам, сам создавал себя сегодняшнего", и что замечательно - до сих пор не останавливается в своем движении к развитию и совершенствованию.
Например, в 2003 году (в 66 лет!) профессор Калинников без всяких сомнений сел за парту в институте прикладной механики УрО РАН ( г. Ижевск), чтобы пройти курс обучения по близкой ему теме "Механика прессованных и полимерных композитов".
Не секрет, что люди старшего поколения, даже технари, побаиваются современной техники и обходят компьютер стороной. Анатолий Ефремович - опытный пользователь ПК и увлеченно "шарит" по Интернету, не особо доверяясь современной печатной периодике...Сам водит машину, ударно трудится в саду, на повестке дня - отделка новой квартиры (только сам!), в которую семья старших Калиниковых переехала совсем недавно.
- Бить баклуши - это растрачивать жизнь впустую....Нынешние так называемые предприниматели на удивление медлительные, инертные люди, - с горечью говорит профессор, - вместо того, чтобы рискнуть, вложить деньги в явно полезное, выгодное дело предпочитают закупаться иномарками и яхтами. Предлагаешь им полностью готовое решение, - нет, предпочитают ждать, "как бы чего не вышло". Да ведь с таким подходом в рынке делать нечего - непременно прогоришь!".
Трудовой стаж Анатолия Ефимовича - более 40 лет, и все они отданы системе образования. За этот срок профессор Калинников подготовил вместе с коллегами не одну сотню молодых специалистов, усилиями и знаниями которых отечественная промышленность удерживала достойные темпы развития. Многие выпускники, получившие дипломы инженеров и ставшие кандидатами наук остались и в родном вузе, продолжая традиции старшего поколения ученых. К началу ХХI столетия на счету профессора А. Е. Калиникова имелось около 200 опубликованных научных работ, семь его аспирантов-учеников успешно защитились по довольно редкой и очень нужной стране специальности.
Большие заслуги ученого ИМИ-ИжГТУ отмечены множеством федеральных и республиканских наград: В их числе: медаль "За трудовую доблесть" (1981 г.), почетное звание " Заслуженный деятель науки УP" (1992 г.), знак "Почетный работник высшего профессионального образования"( 2001 г.), диплом лауреата премии комсомола Удмуртии (1985 г.), Почетная грамота Президента УР (2006 г ).