А. И. Зайцев. Оставить свой след...(профессор ИжГТУ В. И. Черезов).
Герой этого очерка - один из представителей авторитетной профессуры ИжГТУ. Весь творческий и, в значительной мере, жизненный путь Виктора Ивановича Черезова был связан с этим высшим учебным заведением.
Виктор Иванович от рождения и всю свою жизнь оставался коренным ижевчанином, влюбленным в свой город и его обитателей. Ну, а центром его "ижевской вселенной" конечно, всегда был ИМИ-ИжГТУ, альма матер и вуз в котором он проработал всю жизнь. Именно "Механ" вылепил из обычного, росшего в простой рабочей семье паренька, видного ученого, окруженного большим уважением коллег и учеников.
Наконец, в самом ИжГТУ неизменно самым дорогим и близким для него стал машиностроительный факультет, где В. И. Черезов более 20 лет был деканом.
Путь в науку начался для Вити Черезова почти сразу после окончания ижевской "тридцатки", известной в Ижевске школы, где педагоги были особенно требовательны к усвоению точных наук. Любопытный штрих - деловая репутация "тридцатки" многие десятилетия была так высока, что руководство школы почти не заботилось о показателях "среднего балла успеваемости" - жупела средней школы, и, вообще, не завышала своим учащимся итоговых оценок. Число окончивших эту "тридцадку" с золотой медалью всегда было относительно невелико, но это было "другое" золото по равнению с медальным блеском иных средних образовательных учреждений. Виктор Черезов окончил школу с золотой медалью и был в своем выпуске единственным (!) медалистом (более того, за два года до его выпуска и два последующих - медалистов в тридцатке не было вообще!)
Более года (с1959 года) после окончания школы Виктор работал фрезеровщиком в цехе N 77 "Ижмашзавода", где и приобрел первый рабочий жизненный опыт, надолго запомнил и шорох стружки, и запах машинного масла.
Исторически случилось так, что в Ижевске большинство промышленных предприятий ковали для страны самое разное оружие. Любому заводчанину трудно было миновать специальности, связанной с производством " оборонки". А для Виктора это и было интересно: он чувствовал в себе и желание, и способности не просто встать к станку, а познавать все тонкости оружейного дела путем серьезного их изучения. Он без колебаний подает заявление в единственный тогда технический вуз города, где предметы, которые его интересовали, были профилирующими, а преподавали их опытные педагоги, достаточно известные в своей непубличной области - главным образом, в сфере производства стрелкового оружия.
В 1959-64 гг. Виктор Черезов - прилежный студент ИМИ. Учеба давалась парню легко, возможно, потому, что будущая специальность студенту явно нравилась. Последнее обстоятельство было замечено, и новоиспеченному специалисту предлагают остаться в институте. В самом начале 1965 года недавний студент назначается на должность ассистента кафедры "Сопротивление материалов", хотя, пока что и должность, и кафедра не совсем соответствуют его юношеским мечтаниям - это пока только " пристрелка". Через некоторое время способный ассистент становится специалистом научно-исследовательской лаборатории при кафедре "Проектирование машин и механизмов" - и такая перемена гораздо ближе к реализации его желаний: предмет "проектирование машин" в военно-механическом вузе означает отнюдь не сельскохозяйственные машины.
Забегая вперед, заметим, что спустя несколько лет кафедра "Проектирование машин" была преобразована в кафедру "Стрелковое оружие". Виктор понимал: надо двигаться дальше, не останавливаясь, ибо остановиться- значит отстать! Молодой ученый с увлечением и очень серьезно занялся поистине мужской наукой - баллистикой, которая истала его настоящей "научной" любовью.
В ноябре 1968 года руководящий "треугольник" института подписывает его характеристику с рекомендацией для поступления в аспирантуру. Характеристику, безусловно, положительную и что важно - в собственную аспирантуру ИМИ. Иначе говоря, можно готовить диссертацию в "родных стенах", в окружении друзей, помощников, уважаемых и знакомых учителей.
График работы ассистента Черезова был тогда достаточно напряженным: регулярные занятия со студентами в ходе лекций и семинаров, постоянная работа на должности инженера в созданной при кафедре научно-исследовательской лаборатории. Времени на подготовку самой диссертации практически не оставалось, а, кроме того, к защите полагается иметь печатные труды по выбранной диссертационной теме. Напомню: в конце 60-х годов минувшего столетия еще не отгремели грозные раскаты "холодной войны" между СССР и Западом. Поэтому публикация даже результатов серьезных исследований была делом весьма проблематичным, секреты оборонки оберегались тогда особенно тщательно. Тем не менее, за десятилетие работы над диссертацией (1968-1978 гг.) молодому аспиранту удалось опубликовать 14 материалов по тематике кафедры, в том числе, некоторые - в специализированном всесоюзном журнале "Оборонная техника".
В ноябре 1978 года состоялась и долгожданная защита, аспирант В. И. Черезов становится кандидатом технических наук. Этому серьезному событию предшествовала долгая работа на должности старшего преподавателя кафедры, руководство курсовыми и дипломными работами студентов. В период 1970-1990 гг. Виктор Иванович неоднократно участвовал в конкурсах на замещение вакантных должностей и всегда получал положительные результаты. В марте 1980 года он рекомендован, а потом и утвержден большинством голосов членов Ученого совета ИМИ доцентом кафедры МиМ("Машины и механизмы")
Теперь перед ученым открывались широкие возможности более интенсивных ученых изысканий, тем более, что в начале 80-х годов наметились некие послабления (с точки зрения секретности) для публикаций специалистов в области "оборонки". Неслучайно именно в этот период (1980-1985 гг.) у Черезова выходит срезу четырнадцать публикаций- столько же, сколько за предыдущее десятилетие. Знаний, планов и исследовательского азарта для важных исследований у теперь уже профессора В. И. Черезова было предостаточно, вопрос лишь в том, сколько времени отпущено судьбой...
Собственно, Виктора Ивановича вряд ли следует считать оружейником в широком смысле слова - обычно это название подразумевает конструкторов оружия. Но прямое отношение к производству оружия, профессор, безусловно, имел. В 2000 году В. И. Черезов подготовил две серьезных научных работы: учебное пособие "Дульные газовые устройства автоматического оружия" и подобное же пособие " Проектирование пистолетов" ( в соавторстве с М.Е. Драгуновым, сыном создателя известной у нас "СДВ"- снайперской винтовки Е. Ф. Драгунова - старшего). Многим читателям, особенно тем, кто так или иначе связан с машиностроением, доводилось, наверное, слышать выражение "Конструктор- отец оружия, мать его- технолог". Надо сказать, выражение справедливое. Очень часто образец нового изделия , созданного вручную по конструкторским чертежам, требует серьезной доработки для серийного выпуска в условиях поточно-конвейерного производства. Машиностроительные предприятия Ижевска как раз и выпускали много лет подряд именно такую, сугубо массовую продукцию и в полной мере испытали на собственном опыте сложность ми масштабы возникающих при этом проблем. Технологическая проработка любого нового изделия - процесс не просто желательный, но объективно неизбежный, хотя объективно конструктору нередко кажется, что улучшить его детище невозможно- можно лишь загубить шедевр. Самоуверенность автора всегда можно понять, - и все же, все же, все же....
Со своей супругой Ниной Никифоровной Виктор Иванович познакомился в годы учебы в ИМИ: будущая чета училась в одной студенческой группе, и оба были оставлены в институте после диплома для научно-педагогической деятельности (правда, тут судьба из разъединила: супруг большую часть своего времени отдавал деятельности кафедры "Проектирование машин и механизмов", а Нина Никифоровна трудилась на кафедре "Инженерная графика").
"Механ" закончил и единственный сын Черезовых- Сергей. По способностям он вполне мог бы поддержать своей карьерой "семейную династию", но предпочел бизнес, свое дело в Москве, правде, мМосковское многолюдство и суета так в конце концов надоели молодому бизнесмену, что он покинул этот человеческий муравейник с намерением никогда туда не возвращаться. Кстати,вернувшись в родной город, Сергей не в пример нынешней молодежи, полюбил землю, охотно помогал родителям устраивать садовый участок. Результаты совместных усилий семейства - налицо: на участок Черезовых выезжала даже бригада местных СМИ, чтобы продемонстрировать зрителям, что можно создать на пресловутых шести сотках...
Герой нашего очерка - Виктор Иванович Черезов прожил до обидного мало - всего 64 года. Виктор Иванович Черезов скончался 11 сентября 2005 года и был похоронен в Ижевске.
Некоторые коллеги до сих пор полагают, что одной из причин его ранней кончины была необыкновенная, исключительная научная и человеческая добросовестность. Темой его диссертации были "особенности конструирования дульные тормозов артиллерийских орудий"- и именно поэтому таким длительной оказалась работа его над диссертацией- Когда первый ее вариант был уже закончен, Виктор Иванович неожиданно для всех счел некоторые принципиальные положения уже готовой работы ошибочными и требующими дополнительной болен глубокой и тщательной доработки. Итогом этих раздумий и сомнений стало решение готовить новый (!) вариант диссертации - поступок, скажем честно, почти уникальный в научной среде.
Чтобы осуществить это намерение, требовались проведения испытаний для проверки дульных тормозов орудий, и в этот промежуток своей жизни профессор, что называется "дневал и ночевал" в тире, где проводились испытания. Сам тир был не так уж хорошо оборудован, не имел ни обогрева, ни вентиляции. Люди, в нем работающие постоянно, буквально задыхались в пороховом дыму - обстановка для любого живого организма губительная. Возможно, и она сказалась на здоровье Виктора Ивановича.
Еще одна показательная история. В советском законодательстве в течение нескольких лет был период, когда в армию призывались и студенты младших курсов ВУЗ-ов. Близкие Виктора Ивановича знают, как профессор сидел изо дня в день до полуночи за письменным столом, отвечая на письма из армии своих бывших студентов. Он всерьез считал, что ни одно их этих писем не может остаться без ответа.
Отслужив "срочную", недоучившиеся студенты возвращались в "альма матер" завешать образование, причем, каждый по правилам мог идти на любой факультет по желанию. И выявилась любопытнейшая ситуация: на факультет Черезова пришло из армии на 120 студентов больше, чем было призвано ребят с этого факультета.
Добросовестность и интеллигентность Черезова были прекрасно известны и коллегам. Когда в кулуарах и на заседаниях Ученого совета начинались обсуждения кандидатур преподавателей ИжГТУ для поощрения или присуждения почетных званий и знаков - Виктор Иванович называл фамилии коллег, заявляя при этом, что сам пока что не совсем заслуживает особых почестей. Дело в том, что в искренности таких заявлений никто и не сомневался! Вспоминая Виктора Ивановича, коллеги и ученики непременно упоминают не только его бесценные знания и богатый опыт, но и прекрасное чувство юмора и естественную доброту к людям, - не так уж часто эти качества действительно мы видим у окружающих
Старожилы М-факультета помнят и знаменитую факультетскую стенную газету "Оружейник", которую декан создавал вместе со студентами и преподавателями, был ее бессменным редактором и вдохновителем, печатался в ней сам.
Дадим слово ученику: Сергей Селетков, профессор, д.т.н., выпускник машиностроительного факультета 1974 года (газета "Удмуртская правда", декабрь 2011 года)
"Имя Черезова вписано в историю нашего вуза золотыми буквами. Виктор Иванович в науке занимался дульными тормозами для систем самых различных калибров и ударными волнами. А в жизни - преподаванием всех наук, связанных со стрельбой.
В те годы в восточном крыле 2-го институтского корпуса собралась редкостная по силе духа и творческой настроенности на результат команда. После открытия диссертационного совета в 1976 году из его гнезда буквально посыпались кандидаты, а потом и доктора наук....
Наш "реактор" калибра 23,9 мм стоял в левой кабине подземной части лаборатории автоматических машин и частенько содрогал наземные сооружения, включая корпус университета, общежитие машиностроителей и "Вечного студента" с неделимым атомом в руке, устремленной к неземному и светлому. Если экспериментировать из такого реактора в одиночку, то можно при картузном заряжании "СЭБУ" с настройкой всех "нептунов" и съема кривой с осциллографа С-9 на лучшую камеру того времени "Зенит-М" за рабочую смену сделать два полноценных "опыта". Считалось удачей, если в первые секунды после "опыта" все оставалось на своих местах, затвор установки, если и вылетел, то застрял в бронированной двери трассы, а тензодатчик, катапультировавшись, не утонул в бетонном потолке, обитом дырявым картоном. Если кривая была поймана на экране после недельной за ней охоты, сначала без установки фотоаппарата, а потом с установкой и съемкой ее при длительной задержке затвора. Если при этом молодой экспериментатор не забыл вставить в фотоаппарат пленку и не спутал проявитель с закрепителем при проявке, а потом на фоне тусклой подвальной лампы и неосевшей после "опыта" пыли увидел на необсохшей от закрепителя черной ленте пойманную кривую в виде неравнобокого горба с "бородой".
...Это были уникальные экспериментальные исследования коэффициентов расхода газа через боковые отверстия при сверхзвуковых скоростях движения основного потока. Позже эти данные использовались везде, где такие течения встречаются, как в военной технике, так и в гражданской.
Мало того, мы и теорию придумали, как и от чего эти коэффициенты зависят и почему, например, при увеличении угла наклона отверстия более прямого угла расход вдруг некоторое время увеличивается.
За девять лет подвальных экспериментов было добыто экспериментального материала на две докторские диссертации - это как минимум. А защищена только одна. Виктор Иванович по этому поводу как-то сказал, что он, скорее, педагог и учитель для таких, как он, подающих надежды, и пусть они защищаются, если хватит здоровья и амбиций. Поэтому и остался Виктор Иванович Черезов на редко благодарном, но бесконечно благородном пути наставничества, оставив полжизни в деканате, на кафедре, в ректорате и свое сердце всем нам, его ученикам".
Оружейнику Черезову не довелось оставить свое имя какому-нибудь конкретному оружию, зато он воспитал не одно поколение хороших людей и настоящих профессионалов своего дела, оставил добрую память о себе в делах десятков своих студентов, ставших инженерами и конструкторами.