А. И. Зайцев. Педагогики верный рыцарь (профессор ИжГТУ В. С. Черепанов).
Вячеслав Сергеевич Черепанов родился в Ижевске 12. сентября 1939года. Родители Вячеслава Сергеевича - простые труженики, которых при заполнении анкет обычно называли служащими. Именно удмуртский край был их " малой родиной". Отец Вячеслава - уроженец села Кигдаево Сарапульского района, участник войны, инвалид. В последние годы перед пенсией он работал бухгалтером Воткинской школы-интерната. Мать - родом из д. Игрово Киясовского района, бухгалтер отдела мелиорации в г. Воткинске. Близких родственников, занятых научной деятельностью у семьи Черепановых не было. Как говорится "ничто не предвещало".
Детские и школьные годы Вячеслава пролетели как у большинства ребятишек того времени, правда, еще в школе год от года в мальчишке зрела уверенность в своей мечте - он мечтал стать педагогом. Закономерно, что юный выпускник подал документы в УГПИ, в педагогический институт.
Студенческие годы будущего профессора (1956-1961 гг. ) тоже не слишком отличались от образа жизни большинства советских студентов его времени: жилье - часть комнаты в общежитии, мебель - койка и угол стола для занятий, питание - без лишних калорий и вовсе не на зависть другим. Из института Вячеслав вышел с дипломом, где значилось: "специальность - учитель физики и основ производства". Два последующих года, до 1963-го, молодой учитель работал методистом Удмуртского института усовершенствования учителей, а затем вернулся в УГПИ, на кафедру физики, чтобы в следующий этапный период (до 1970 года) приобрести не только новые знания и опыт, но и свой второй диплом. На сей раз - кандидата наук. Диссертационная работа Черепанова в области физики твердого тела была защищена в 1969 году. Первый шаг в науку был сделан.
А в 1970 году Ижевский механический институт объявил конкурс на замещение вакантной должности доцента кафедры "Физика". В. С. Черепанов, будучи уже кандидатом наук, участвует в конкурсе, выигрывает его и оформляется на должность доцента ИМИ на кафедру "Проектирование аппаратуры". Здесь он читает курсы "Радиоматериалы" и " Основы электротехники", участвует в проведении научно-исследовательских работ в области электромагнитных методов контроля качества ферромагнитных изделий ,
В этот период раскрывается еще одна черта творческого потенциала В. С. Черепанова- способность к изобретательству. Он практически одновременно получает два авторских свидетельства на изобретения: "Способ контроля ферромагнтных изделий" (авторское свидетельство N 476 479) и "Устройство для контроля ферромагнитных изделий" ( N 476497). Обратим внимание на порядковые номера свидетельств, которые говорят о глубокой проработке темы: автор, теоретически обосновывая сущность темы, одновременно разрабатывает и дает схему реализации ее на практике)
Отметим еще одно интригующее совпадение: при словах "Черепанов" и "изобретатель" невольно хочется спросить: а знаменитые Черепановы- изобретатели первого российского паровоза - не родственники ли нашему изобретателю из удмуртского края? К сожалению, генеологических изысканий никто не проводил, и точного ответа нет. Можно добавить только, что на счету тагильских Ефима и Мирона Черепановых не только паровозы, но и целый ряд идей и конкретных разработок в области токарных, винторезных, строгальных, сверлильных, гвоздильных и других станков, а по росcийским меркам от Удмуртии до Тагила не столь уж далеко (исторически город-завод Ижевск входит в ареал горнозаводской цивилизации Урала, а ижаки первого поколения набирались не только среди местного населения, а также были привезены с Гороблагодатских заводов известны такие фамилии первожителей Ижзавода как Бадьин, Вершинин, Воробьев, Журавлев, Казанцев, Коновалов, Коптев, Никифоров, Опалев, Чепелев).
В ИМИ Вячеслав Сергеевич трудился с 1970 по 1982 год на ряде кафедр приборостроительного факультета В течение трех лет он - зам декана этого факультета, семь лет возглавлял кафедру "Высшая математика"- За это время на кафедре были созданы лаборатории вычислительной техники, классы программированного контроля, классы учебного телевидения, защищены ряд кандидатских диссертаций. Вячеслав Сергеевич руководил лабораторией по проблемам высшей школы, возглавлял в ИМИ комиссию по применению ЭВМ в учебном процессе, руководил тремя бюджетными НИР( за одну из таких работ он удостоен медали ВДНХ СССР). За время работы в механическом институте В. С. Черепанов получил несколько благодарностей руководства "За активную учебно-воспитательную работу".
Год 1982-й оказался для В. С.Черепанова годом серьезных решений и перемен. Международная обстановка в начале 80-х была накалена, - тогда советских солдат можно было встретить и на улочках Праги и в раскаленных песках Афганистана. Верховная власть требовала от советского народа отмечать каждый рабочий день все новыми успехами в труде. Роль компартии на местах все ощутимее проявлялась в усилении, как идеологического влияния, так и в кадровой политике. Именно в этот период местными партийными органами было признано необходимым укрепить руководство одного из старейших гуманитарных вузов республики - Глазовского государственного педагогического института (ГГПИ).
Кандидатуру коммуниста, ученого В. С. Черепанова сочли для этого вполне подходящей. Отказаться от подобного лестного партийного поручения рядовому коммунисту просто не было причин. И Вячеслав Сергеевич становится ректором ГГПИ - на целых десять лет!
Несколько слов об этом вузе и городе Глазове. За годы советской власти уездный городок Вятской губернии и особенно - после второй мировой войны превратился в абсолютно закрытый город, продукция предприятий которого имела отношение к атомной промышленности. Город находился не только в зоне повышенной секретности, но и на особом снабжении: т. н. "колбасные" электрички (наподобие подмосковных той поры) регулярно курсировали между Ижевском и Глазовом. Жители Глазова не без гордости говорили знакомым: "мы живем уже при коммунизме", и основания так говорить у них были, дефицита ни по каким товарам в городе не знали.
Что касается ГГПИ, то "прародителем" этого института стал действовавший еще до революционного Октября 1917 года Глазовский учительский институт. Учреждение стало советским институтом в 1952 году, и в первые годы своего существования имел всего два факультета: физико-математический и филологический.
В общем, если длительную "командировку" Вячеслава Сергеевича считать "ссылкой", то в любом случае, - ссылкой почетной. Это было серьезное служебное повышение с соответствующими изменениями в масштабе полномочий и заработка. Климат- тот же, привыкать не надо, бытовые условия, пожалуй, лучше ижевских, а главное - возможность заниматься именно педагогикой - любимым делом всей жизни Вячеслава Сергеевича.
В эти годы Вячеслав Сергеевич удостоен нескольких наград и поощрений разного уровня В 1974 году его фотография была помещена на Доску Почета УР, он награжден Почетной грамотой правления удмуртской организации общества " Знание", в 1989 году стал "Заслуженным деятелем науки УАССР".
Помимо педагогической деятельности в вузе Вячеслав Сергеевич постоянно вел в г. Глазове большую работу по общественной и партийной линии: уже ректором ГГПИ четыре раза избирался (1985-1989 гг.) депутатом Глазовского горкома партии, в период 1986-91 гг. состоял членом Горкома КПСС.
У кого-то, может быть и вызовет недоумение сочетание, казалось, бы разных специальностей и статусов нашего героя: кандидат физико-математических наук и одновременно - доктор педагогических наук. В стенах сугубо технического университета для педагогики было не так уж много места. Но этот "ларчик" открывается просто. Помогли внешние обстоятельства.
Начало 90-х годов века минувшего, которое часто называют "началом перестройки" сильно отразилось на учреждениях высшего образования. Для них резко уменьшились объемы бюджетного финансирования, сократилось число договорных НИР, проводимых на предприятиях. Вопреки первым надеждам, что "все образуется" на смену пришли тревожные предчувствия " а выживем ли?". Существенно изменились и приоритеты рынка труда и вызовы экономики...
Если ИМИ до 90-х годов был сугубо техническим вузом, то теперь экономике страны понадобились не столько инженеры-технари, сколько гуманитарии. Ежемесячно - только в Ижевске рождались десятки, а то и сотни разнообразных ОАО, ИЧП, фирм и фирмочек и в любую из них с первых дней требовались юристы, бухгалтера, экономисты.
Если до перестройки профессия бухгалтера была одной из самых "малопрестижных" и, соответственно, самых низкооплачиваемых, то в любой коммерческой структуре бухгалтер являлся вторым после директора лицом по уровню полномочий и заработка.
Вузы начали срочно перестраиваться. Процесс начался почти стихийно, был хаотичен и неуправляем. ИМИ также не осталось в стороне от этих вынужденных преобразований, - это было жизненной необходимостью. За сравнительно короткое время в механическом институте появились новые направления подготовки и факультеты : "экономика, право и гуманитарные науки", "менеджмент и маркетинг", "реклама и дизайн" и еще ряд аналогичных. В числе вновь создаваемых кафедр и факультетов нашлось подобающее место и для любимой Вячеславом Сергеевичем науки - педагогики. Появился в ИМИ инженерно-педагогический факультет, где ведущей кафедрой стала кафедра "Профессиональная педагогика"
Масштабы и многосторонний профиль обучения потребовали и некоторых преобразований в самой структуре и статусе ИМИ. Возник вопрос о превращении его в университет, где нашли бы место как технические, так и гуманитарные специальности. В итоге, 22 декабря 1993 года было принято официальное решение о новом статусе вуза и ИМИ превратился в ИжГТУ. Таким образом, Ижевскому техническому университету идет второй десяток лет - возраст не то, чтобы значительный, но вызывающий уважение , как альма матер уже нескольких выпусков молодых специалистов.
С созданием в ИМИ новых гуманитарных факультетов и кафедр перед Вячеславом Сергеевичем открылось новое и широкое поле деятельности. В эти годы В. С. Черепанов - научный руководитель Ижевского филиала исследовательского центра проблем качества по подготовке специалистов федерального агентства по образованию, с 2000 года- директор филиала Уральского отделения Российской Академии образования, член редколлегии ряда всероссийских научно- технических журналов "Вопросы тестирования в образовании", "Педагогическая диагностика", "Педагогические измерения",
член диссертационного совета при УдГУ.
Именно Вячеслав Сергеевич и был одним из инициаторов создания нового факультета: инженерно-педагогического (1992-2005), а с 2005 года именно он возглавлял выпускающую ведущую кафедру этого факультета ("Профессиональная педагогика").
В. С. Черепанов - основатель целой научной школы по квалиметрии образования и тестологии в Удмуртской республике, автор 10 монографий и учебных пособий, более 150 публикаций по педагогике высшей школы и квалиметрии образования, в том числе программных работ: "Экспертные оценки в педагогических исследованиях". М.: Педагогика, 1989. С 152.; "Теоретические основы педагогической экспертизы". М., 1991; "Введение в экспериментальную педагогику". Ижевск: ИжГТУ, 2005. С. 77, "Проблемы квалиметрии образования и дидактической тестологии". Ижевск: ИжГТУ, 2003. С.124.
Говорят, кстати, что профессор Черепанов любит напоминать своим ученикам древнюю мудрость: "Немногие знают, как много нужно знать, чтобы знать, как мало мы знаем!". А учеников у профессора необыкновенно много.
Только в ИжГТУ профессором Черепановым подготовлено 6 докторов и 25 (!) кандидатов педагогических наук. Работая в Ижевской сельхозакадемии, он и там подготовил восемь кандидатов педагогических наук, а в институте усовершенствования учителей - тринадцать кандидатов! Только этих учеников, вполне хватило бы, чтобы укомплектовать квалифицированными кадрами целый вновь открытый специализированный вуз! И закономерно, что Указом Президента РФ от 21 января 2011 года Почетному профессору ИжГТУ(2008 г. ) Вячеславу Сергеевичу Черепановуприсвоено почетное звание "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации".
Общий стаж работы Вячеслава Сергеевича в вузах нашей республики - более 45 лет! Полвека - долгий срок даже для истории, за эти десятилетия изменились не только люди или их взаимоотношения, - целая страна переменилась до неузнаваемости. И все же, для профессора. С. Черепанова все эти годы неизменным оставалось только одно: его ученики и служение своему призванию, неизменная влюбленность ученого в науку педагогику, в прекрасную даму, верным рыцарем которой, он был всегда.