А. И. Зайцев. Почетный профессор ИжГТУ Л. А. Галаган.
Начиналось всё как у всех, обычно. Просто появилась на свет в мае страшного сорок первого в городе Ижевске девочка, которую родители без долгих раздумий окрестили обычным в то время именем Лариса.
Удмуртская семья Митрюковых, как и большинство тогдашних советских семей, была простой, крепкой, трудовой ячейкой общества. Отец - Андриан Степанович (1906 г. рожд.) - уроженец деревни Чемашур Завьяловского района, большую часть своего трудового стажа заработал на Ижевском машзаводе. В последние годы работы трудился начальником смены в одном из цехов этого прославленного предприятия. Мать Митрюкова Юлия Александровна (1911 г.) родилась и провела свои детство и юность в деревне Огрулино Онежского района Архангельской области. После переезда семьи в Ижевск работала рентгенологом в одной из детских больниц города. Младшая сестра Ларисы - Ольга с 1964 года трудилась на Ижевском мотозаводе.
После окончания десятилетки Лариса принимает очень важное для себя решение: пойти не на производство, а в науку, - благо, девушка в условиях сельской жизни привыкшая к труду не боялась неожиданностей на этом нелегком пути. В одной из ее ранних деловых характеристик есть такие строчки: "отличается большой настойчивостью, трудолюбием, которые сочетаются с высокой научной добросовестностью и принципиальностью".
Дальнейшие этапы трудовой и научной деятельности Ларисы Андриановны были традиционными для всех пришедших в науку вчерашних выпускников ВУЗов.
В 1965 году девушка становится ассистентом кафедры "Сопротивление материалов" Ижевского механического института (ИМИ), в 1968 году поступает в аспирантуру. С 1971 года она в этом же ВУЗе - ассистент кафедры ПММ ("Проектирование машин и механизмов") .В феврале 1974 года успешно защищает кандидатскую диссертацию, а с мая того же года она - старший преподаватель кафедры ПММ, кандидат технических наук.
Начиная с 1973 года Лариса Галаган (у нее уже новая фамилия и новое семейное положение: она теперь замужняя дама) начинает консультировать студентов- дипломников. Она - руководитель их дипломных проектов. Таких "подопечных" у нее в каждом году не менее трех.А за все время работы в ИМИ-ИжГТУ число ее выпускников давно перебралось за сотню.
В личном деле Ларисы Андриановны - более двухсот страниц. И почти на каждой - записи о перемещениях по службе, поощрениях. Любопытно, что около трети записей - отметки о вынесенных благодарностях за конкретные успехи в работе. Когда довелось впервые полистать личное дело Ларисы Андриановны, - обилие благодарностей приятно удивило. И уже до личного знакомства с обладателем такой трудовой книжки, испещренной благодарностями, возникло представление о ценном сотруднике, умеющем и любящем трудиться.
Читатель возможно подумает: "А велик ли прок от всех этих благодарностей? Лучше бы премию дали. Оно - и полезнее, и приятнее. Есть, есть в личном деле и записи о премиях. В них, наряду с благодарностями, значится: "и выдать денежную премию в размере ... рублей". Размеры, прямо скажем, небогатые. Одна из записей, в частности, гласит о премии в размере 22 рублей. Не будем, однако, иронически улыбаться и хихикать. Да, размер подобной премии не впечатляет. Однако, чтобы оценить ее реальное значение для премируемого,- напомним, что масштабы тогдашних и нынешних (2008 года) цен и зарплат абсолютно несравнимы.
Чтобы сделать их сопоставимыми,- надо заработки советских времен увеличить, по меньшей мере во сто (!) раз. И тогда осмеянные 22 рубля превратятся в две тысячи двести нынешних. Или для ассистента кафедры - четверть его месячного оклада. А это уже - кое-что.
Отметим и такую деталь. В феврале 2001 г. Лариса Андриановна получила поздравительное письмо от министра образования РФ В. Филиппова в связи с присвоением ей почетного звания "Заслуженный работник высшей школы РФ". Письмо сопровождалось разъяснением: поздравление министра приравнивается к Государственной награде.
В одной из характеристик начала 80-х отмечено, что Л.А. Галаган "проводит большую педагогическую работу. Ею освоен ряд учебных курсов, созданы новые методические разработки по применению ЭВМ в решении специальных задач". Словечко "специальный" было в те годы в большом ходу. Когда хотели что-то спрятать, утаить,- вспоминали о нем. И появлялись тогда в ВУЗах "спецкафедры", "спецпредметы" и пр. Поэтому и названия кафедр и названия курсов, которые ведет ст. преподаватель Л.А. Галаган говорят о ее истинной специальности невнятно, полунамеками. А то - и вовсе неправду. Курсы, которые она читала тогда студентам, тоже назывались безлико, расплывчато: "Динамика", "Механика". В одной из характеристик значится, что она - "руководитель научно-исследовательской темы, имеющей важное значение для народного хозяйства страны".
В начале 90-х кафедра, на которой трудится Лариса Андриановна, становится "кафедрой проектирования автоматических машин (ПАМ)". Лишь годы спустя, когда немного приоткроется завеса секретности, с неохотой будут произнесены другие, более четкие, истинные названия кафедр и дисциплин. И лишь тогда профессор Л.А. Галаган опубликует статью "Эффективность использования штатного дульного тормоза к автомату АК-74" (Журнал "Оборонная техника" NN 8-9 за 1994 г.) и сделает в апреле 1999 г. на научной конференции Иж ГТУ доклад "О создании и освоении автомата Калашникова". И названия читаемых ею курсов также сменятся, ничуть не изменив при этом своего содержания.
И станет тогда известным, что профессор Л.А. Галаган читает курсы:
- проектирование двигателей автоматического стрелкового оружия;
- механика жидкости и газа;
- боевая эффективность стрелкового оружия.
В июле 1995 г. доцента Л.А. Галаган избирают профессором кафедры ПАМ. Тогда же она становится и доктором технических наук. Наука забирает у нее все больше времени и усилий. Тем не менее, она не отказывается от дополнительных поручений и нагрузок. Полученная в годы юности трудовая закалка помогает ей успешно справляться и с такими работами.С 1992 г. профессор Л.А. Галаган - секретарь ученого совета, а с ноября 1994 г. - зав. Докторантурой института.
Творческая работа по чрезмерно уплотненному графику была бы немыслима без надежного, крепкого семейного "тыла". Лариса Андриановна - мать двух дочерей. Обе они получили высшее образование. Старшая - Лариса окончила Московский институт электронной техники. Младшая - Надежда успешно завершила учебу в Иж ГТУ. Она не повторила материнский выбор профессии и поучила диплом по специальности "Менеджмент и маркетинг". А вот местом работы Надежда избрала родной институт. И уже проявила наследственные наклонности и способности, защитив в 24 года кандидатскую диссертацию.
Первым и главным помощником в воспитании дочерей был многие годы их отец Владислав Леонидович. Именно его постоянные забота и помощь дали Ларисе Андриановне возможность посвятить себя науке, зная, что все домашние проблемы будут решены без ее участия. Но и при постоянной поддержке мужа личная жизнь доктора технических наук не была слишком "комфортной".
- Нашей бригаде специалистов,- вспоминает она,- приходилось часто выезжать на полигоны для участия в испытаниях оружия. При этом личные обстоятельства в расчет не принимались. Однажды мне позвонили и сообщили: уже на следующий день назначен выезд бригады на полигон под Ленинградом, новую пушку испытывать. На улице - зима, мороз - за двадцать. Пришлось валенки и полушубок одевать. А у меня своя беда: седьмой месяц беременности. На полигон приехали, начали стрелять. Выстрелы один за другим грохочут. И с каждым выстрелом у меня ребенок внутри толкается. Перепугалась я тогда: нормальным ли родится?! Слава Богу, обошлось!
В шестидесятых годах в стране продолжались проходившие непрерывно поиски путей поддержания перенапряженной экономики. Судорожные, некомпетентные решения не приносили народному хозяйству ничего, кроме вреда. Их разрушительное влияние испытали на себе и отрасли, игравшие главную роль в обеспечении безопасности страны, а именно - оборонные отрасли.
Первым сигналом к их ухудшению стало публичное заявление "стратега" Н. Хрущева о том, что Советскому Союзу теперь не нужны обычные вооружения. А свою оборонную мощь мы, дескать, будем поддерживать за счет ракет, которые якобы сходят с конвейеров наших заводов одна за другой "как колбаски на мясокомбинате". Это заявление было не просто проявлением глупости и лжи, но заявлением самоубийственным. Ибо за ним последовали действия.
Сразу ослабели деловые связи оружейных кафедр ИМИ с другими институтами оборонного профиля в Москве, Туле, Подольске, резко уменьшилось финансирования поисковых работ.
Кафедре Л.А. Галаган пришлось искать себе новых заказчиков на предприятиях, выпускающих пневмотрамбовки, перфораторы и т.п. аналогичные виды гражданской продукции.
Трудности возникали ежедневно и не внушали оптимизма на перспективу. Однако кадровый костяк удалось сохранить. Тем не менее, часть ценных специалистов оказалась не у дел, хотя все они имели высшее образование. Чтобы помочь им трудоустроиться, было решено создать в И ГТУ факультет послевузовского образования. На нем бывшие сотрудники оружейных кафедр могли приобрести вторую специальность. Желая помочь коллегам, Лариса Андриановна активно помогала созданию такого факультета и было готова работать в его составе. Это благородное стремление было замечено и ученый совет Иж ГТУ своим решением от 2 июля 1999 г. избрал ее деканом нового факультета.
Каждый очередной год в трудовой деятельности Ларисы Андриановны в институте, ставшем для нее "родным домом", добавлял к ее биографии новые знания, звания и авторитет.
В 1975-76 гг. она становится по результатам конкурса и.о. доцента, а в 1978 г. - аннулирует буквы "и.о.", как ненужные. К началу 90-х кафедра, на которой она трудится, называется уже сравнительно откровенно: "кафедра проектирования автоматических машин (ПАМ)". Правда, при этом не расшифровывается, что автором одной из таких машин является очень известный специалист М.Т. Калашников. В июле 1995 г. доцента Л.А. Галаган избирают на заседании ученого совета института на должность профессора кафедры ПАМ. И в том же году она становится доктором технических наук.
Упомянутое благодарственное письмо министра В. Филиппова было в биографии Ларисы Андриановны не единственным знаком внимания со стороны высшего московского руководства. Восемь лет спустя, в январе 2008 года уже другой федеральный министр - В.Б. Христенко официальным письмом уведомил профессора Галаган о награждении ее нагрудным знаком "Конструктор стрелкового оружия М.Т. Калашников".
В обширной и разнообразной коллекции ее наград и званий есть и немало "нетрадиционных". Так, она награждена довольно редким у нас знаком "Изобретатель СССР" (1989 г.); она же - победитель конкурса среди женщин-ученых, объявленного мэрией г. Ижевска (1998 г.); удостоена званий "Заслуженный деятель науки УР" (1996 г.) и "Почетный профессор Иж ГТУ" (2006 год).
Учебные нагрузки Ларисы Андриановны в 90-х годах по прежнему высоки. Тем не менее, она не отказывается от нужных ВУЗу поручений и работ. С 1992 г. она - секретарь ученого совета, а с ноября 1994 г. - зав. Докторантурой института.
Когда наша недолгая беседа вышла "на финишную прямую",- Лариса Андриановна сказала: - Понимаю, Вы напишете очерк так, как он напишется. Подсказывать ничего не буду. Однако, одно существенное для меня пожелание выскажу: пожалуйста, не называйте меня оружейником. Очень прошу!
А у меня, автора честно признаюсь, еще до встречи была сделана заготовка, в которой профессор именно так и была названа. Я собирался обыграть давно сложившийся у многих представление, что оружие создают только представители сильного пола. Что и увековечено в названиях созданных ими оружейных систем. В самом деле: Маузер и Кольт, Наган и Макаров, Мосин и Драгунов. Наконец,- Калашников. Ну, нет там ни одной женской фамилии! Никак нельзя обойтись без этой выигрышной темы.
- Нет, нет! - усиленно запротестовала профессор. - Мало ли других примеров?! Говоря, например, о медиках мы ведь не уточняем обычно: он (или она) хирург или стоматолог? Просто говорим: "врач". И всем все понятно! Хотя характер выполняемых врачами разного профиля операций совершенно различен. Так что давайте обойдемся без "оружейников".
- Но как же тогда величать Вас и Вашу специальность?
- А вот лучше прочитайте-ка выдержку из моей служебной характеристики последних лет. Видите, что там написано? - "Лариса Андриановна Галаган, доктор технических наук, профессор - ученый в области газодинамики ствольный систем, специалист по динамическим испытаниям стрелково-пушечного вооружения".
Вот так! И не надо никаких иных придумок!
А вы говорите: одни лишь мужчины оружие создают!
Л. А. Галаган опубликовано более 130 научных работ, 14 учебно-методических разработок, она - соавтор учебника по специальности. Инициатор и руководитель разработки и внедрения в учебный процесс новых эффективных образовательных технологий. Награждена знаком "Изобретатель СССР". Лауреат премии им. М.Т.Калашникова.