Будущий замечательный инженер и профессор родился в семье рабочего, токаря по металлу Путиловского завода. В 1916 году семья Федоровых перебралась на Урал и поселилась в 100 км от Перми, в маленькой Лысьве, которая и городом-то стала только десять лет спустя.
Борису исполнилось 8 лет, когда отец умер от туберкулеза, и около трех лет мальчишке пришлось жить в детском доме, пока его не забрала в семью старшая сестра. Однако, способный подросток оказался от природы с характером: закончил Лысьвенскую девятилетку с отличием, получил .квалификацию учителя и школьную характеристику "имеет склонность к физико-математическим наукам и данные для педагогической работы".
"Уралмаш" был флагманом советской индустриализации, первым заводом тяжелого машиностроения в стране, по Максиму Горькому, "- отцом заводов и фабрик": доменное, прокатное, агломерационное, кузнечно-прессовое оборудование, экскаваторы, дробилки, мельницы, машины непрерывного литья заготовок, буровые установки...
Завод-гигант не только взрастил сотни предприятий в бывшем СССР и по всему миру, он и людей "ковал" под стать себе. Большинство из них могли бы сказать о себе словами Федорова - очень просто и точно" Для нас работа - это жизнь".
На "Уралмаше" Федоров проработал 22 года, пройдя путь от старшего механика термического цеха до заместителя главного технолога. Здесь, без отрыва от производства, он в 1937 году закончил Уральский политехнический институт, здесь зарекомендовал себя, как написал в характеристике Федорова замдиректора завода: " квалифицированным и способным инженером, склонным проявлять инициативу и настойчивость" в работе". А в тяжкие военные годы " Уралмаш" стал его фронтом.
В 1942 году Федоров, как и 200 его коллег-уралмашевцев, подал заявление в добровольческий танковый корпус, который формировали заводы Перми, Свердловска и Челябинска. В клятве добровольцев так и говорилось: " Клянемся хранить и умножать вековую славу Урала, славу русского оружия, ... громить и уничтожать немецких захватчиков, до полного изгнания из пределов нашей социалистической отчизны. Смерть немецким врагам! "
Работали сутками... В апреле 1942 года на Уралмаше началось изготовление бронекорпусов и башен танка Т-34, с июля - производство уже всего танка, серийный выпуск - с сентября: Борис Федорович потом хранил комбинезон, в котором работал на сборке и испытании первого Т-34. А С августа 1943 предприятие стало еще и основным по выпуску САУ на базе Т-34.
Многие годы спустя на "Уралмаше" в память тех событий сделали пластмассовые модели Т-34 - с вращающейся башней, совсем как настоящие. Такую модель Федоров потом привез в Ижевск. Более полувека она хранилась в семье Федоровых, а теперь " поселилась" в Челябинске, у одного из правнуков Бориса Федоровича.
После войны "Уралмаш" переходил на выпуск мирной продукции - буровые установки , шагающие экскаваторы, мощные гидравлические прессы. Уже в 1946 году Федорова по заданию правительства командируют в Баку и Грозный налаживать производство буровых установок, которые потом поставлялись даже в США.
5 июля1954 года он впервые приехал вгород, встретился с ректором Остроумовым и по его собственным словам " обрадовался, что институт совсем новый, а через некоторое время появится возможность возглавить кафедру технологии машиностроения" Многое в институте и ему было вновь, и пригодились, конечно, не только профессиональный опыт, но и знание, и понимание людей.
Федоров привлекал в вуз заводчан для чтения лекций, для ведения курсовых проектов, "уговорил" даже главного конструктора Ижмаша А. А. Модзелевского. На вновь созданной кафедре курс теоретической механики вел доцент А. А. Юркин, работали преподаватели С. А. Нагорных, А. Н. Додаев, на вечернем отделении начался курс " Металлорежущие станки" , который читал пришедший с завода станочник П.П. Широбоко.
В "механе" Борис Федорович стал организатором целых трех кафедр: "ТММ и теоретическая механика", " Металлорежущие станки и инструменты", " Технология машиностроения". Сам он вспоминал об этом так: "В момент организации кафедры технологии машиностроения было всего два человека: ассистент Александрова Л. И. и я, завкафедрой "Пройдет десять лет, и на кафедре будет" 20 человек:- профессор, 3 кандидата технических наук, шесть старших преподавателей, два ассистента, а также - лаборатории: технологическая, автоматизации технологических процессов, технических измерений, технологическая. Кроме того: кабинет, лаборатория прогрессивных методов сборки машин, лаборатория основ автоматики, кабинет для дипломного проектирования."Еще через 10 лет: "нагрузка нашей кафедры - почти 20 тысяч часов, всеми видами учебы кафедра охватывает до 5 тыс. человек, это накладывает отпечаток на нашу работу : надо везде успеть и все сделать".
В 1960 году Федоров станет профессором, и , что бывает не так уж часто в науке, 10 его учеников (из 27 кандидатов наук!) в свое время тоже станут профессорами, в том числе, - будущий ректор ИМИ и первый доктор среди питомцев кафедры - Иван Васильевич Абрамов.
Впрочем, многие и многие ученики Федорова говорят о нем - "божьей милостью настоящий преподаватель!". В университетской газете " Механик" есть одно воспоминание работников ижевского Буммаша В. Олейник и Е. Мальцевой: "Добрый и общительный Б. Ф. был нашим кумиром, который в течении всех лет пытался убедить нас, что на земле и нет главнее специальности, чем инженер."
В 1966 году кафедра, благодаря Федорову, стала инициатором несколько неожиданной для коллег интенсификации учебного процесса. Опыт его богатой производственной практики легко убеждал: условия и организация труда- залог интенсивности и производительности труда.
Профессор выступил перед коллегами-преподавателями с докладом о, казалось бы, мелких, бытовых проблемах высшей школы: сколько от драгоценного времени лекции уходит на вычерчивание схем и чертежей на доске, хорош ли мел, мокра ли тряпка, каково само состояние аудиторий - вентиляция, освещенность, есть ли в них новая целесообразная мебель, есть специализированное оформление каждой аудитории, да, в конце концов, где у нас маленький микрофон на лацкане лектора, как давно уже у тех же японцев? Федоров считал, что это не пустяки. Нельзя сказать, что эта горячая, но продуманная речь, раз и навсегда изменила всю организацию учебного процесса в вузе. Но, кажется все, что сделано впоследствии в этом направлении, началось с того памятного доклада ...
Кстати, именно профессор Федоров первый в ИМИ устроил на лекции показ слайдов. Без сложных чертежей в курсе технологии машиностроения никак не обойтись, но сколько времени нужно для их вычерчивания на доске - и он решил попробовать. Сделал слайды с помощью А. Шкляева, им даже удалось достать позитивную пленку, состоялась премьера и - без этой "мелочи" лекции уже не обходились. Сначала слайды на лекциях показывал учебный мастер, потом завели указку, которая сама выключала свет в аудитории и переводила кадры... Кстати, фотографией и видеотехникой Федоров и сам увлекался долгие годы: хорошо снимал, была у него и своя кинокамера.
Научно-литературная деятельность молодого института также начиналась с первых его профессоров - Азбелева, Воробьева и, конечно, Федорова. В 1956 году вышли две его книги" Механизация слесарно-сборочных работ" и " Технология изготовления буровых установок", и он тогда же организует выпуск сборника статей ученых института в Урало-Сибирском отделении издательства " Машгиз" в Свердловске. 17 лет он оставался бессменным научным руководителем при Уралосибирском отделении "Машгиза" при издательстве " Машиностроение" г. Москва, 10 лет - членом ученого совета Пермского политеха по присуждению степени кандидата техн. наук.
У самого Федорова, по подсчетам коллег, в России вышло 160 научных работ (26 книг), в том числе, изданные в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Китае; он автор 11 изобретений связанных с совершенствованием сборочных работ...В 70-х, когда страна уже не была такой безоговорочно закрытой для учёного люда, Федоров побывал на международном симпозиуме "Модернизация технологии сборки машин" в Будапеште . От СССР на симпозиум тогда попало всего четыре человека(на 400 делегатов из 8 стран!) ; а доклад Федорова чрезвычайно заинтересовал представителей фирмы ШКОДА.
Борис Федорович (или как звали его на кафедре " БФ-1") был человеком очень демократичным, по словам студентов и близких " без всякой злопамятности или мстительности, вспыльчивым, но необыкновенно отходчивым" .Однако, и требовательности профессору было не занимать (заводская выучка!) в особенности, когда речь шла о делах профессиональных.
Рассказывают, что однажды он приехал в Лысьву, взглянуть на проходивших здесь практику группу студентов Курганского машиностроительного института. До окончания практики оставалось еще два дня, а студенты уже разъехались. Разносов по этому поводу профессор не устраивал, зато всю группу заставил практику проходить повторно на Ижевском редукторном и - уже без отрыва от учебы.
Так случилось, что жизнь Бориса Федоровича была поровну отдана и заводам, и науке: 27 лет - заводской стаж, 28 лет.- в Ижевском механическом... В 1984 году Федоров вышел на пенсию, но остался в родном ИМИ профессором-консультантом.
Не стало Бориса Федоровича Федорова в 2001 году. Но дела инженера и ученого Федорова и и сейчас служат людям по всей огромной стране: прокатные станы Амурстали, Кузнецка, Н. Тагила и Магнитки, горно-обогатительное оборудование Балхаша, цементные печи в Новороссийске, оборудование "Североникеля", опоры Крымского моста в г. Москве, тюбинги многих станций столичного метро, затворы шлюзов на Волге, работали и работают тысячи его учеников, с достоинством называющих себя российскими инженерами.
* Вместе с курганским журналистом Леонидом Петровичем Бендиком Федоров написал небольшую книгу :" Не сожалею о былом" или " Восемь диалогов о жизненном пути", которая вышла в издательстве Удмуртия в начале 90-х гг. Пожалуй, пока это самая полная биография Б.Ф. Федорова.