08.08.2008 20:44 пресс-центр ИжГТУ
Печать PDF
Image "Человек - фабрика", российский Эдисон, первый инженер Российской империи - так называли его при жизни. И никакого преувеличения в этом нет.

Владимир Григорьевич Шухов
Владимир Григорьевич Шухов
Владимир Григорьевич Шухов - потомок рода, где на протяжении многих поколений мужчины были офицерами русской армии, родился 28 августа 1853 года в провинциальном городке Гайворон (Курская губерния)

В 11 лет Володя Шухов поступил в Петербургскую гимназию, потом закончил Московское Императорское Техническое училище, где учебные программы составлялись на основе учебных и практических курсов Петербургского Института Корпуса Инженеров Путей сообщения - самого передового учебного заведения Европы.

Успехи В. Шухова оценили по достоинству преподаватели Училища: доцент по кафедре аналитической механики Н. Е. Жуковский, профессор по кафедре математики А. В. Летников, академик П. Л. Чебышев.

Способного учащегося даже освободили от защиты дипломного проекта, и в порядке поощрения командировали в составе научной делегации на годовую стажировку в Америку, на Всемирную выставку в Филадельфии, посвященную столетию независимости США. Там молодой инженер познакомился с Александром Бари, который жил в Америке и заведовал всеми "металлическими работами" выставки, за что и получил Гран-При и золотую медаль.

Вернувшись из Америки в 1877 году, В. Г. Шухов поступил на работу в чертежное бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги в Петербурге и под влиянием друга семьи хирурга Н. И. Пирогова, - вольнослушателем в Военно-медицинскую академию. От ученой карьеры инженер отказался, несмотря на настойчивые предложения и советы Н. Е. Жуковского и П. Л. Чебышева: более всего его привлекала практическая работа. За свою жизнь Шухов сделал сотни изобретений, но запатентовал только 15, написал лишь 20 научных работ, потому что работал и работал на практику.

Когда в 1880 году Бари с семьей вернулся в Россию и стал главным инженером Товарищества братьев Нобель, Шухов принял должность главного инженера скромной технической "Строительной конторы" А. В. Бари, - позже стараниями Шухова она приобрела всероссийскую известность как Стальмост.

В 1880 году В. Г. Шухов впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки, позволявшей эффективно сжигать и мазут, считавшийся прежде отходом нефтепереработки. Молодой инженер руководил строительством первого в России нефтепровода Людвига Нобеля с подогревом от буровых до перерабатывающего завода. Американские поставщики нефти и керосина этого удара не выдержали - их товар исчез с российского рынка.

В 1891 году В. Г. Шуховым разработана и запатентована промышленная установка для перегонки нефти с разложением на фракции под воздействием высоких температур и давлений; установка впервые предусматривала осуществление крекинга в жидкой фазе, "формулу Шухова" для расчета движения нефти по трубам, и сейчас используют инженеры всего мира

За 15 лет работы в "Строительной конторе" (1880-1895) Шухов получил 9 привилегий (патентов), имеющих значение по сегодняшний день: горизонтальный и вертикальный паровые котлы, нефтеналивная баржа, стальной цилиндрический резервуар, висячее сетчатое покрытие для зданий, арочное покрытие, нефтепровод, промышленная крекинг-установка.

Одним из замечательных достижений инженера заслуженно считаются павильоны и башня Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Более четырех гектаров площади зданий и павильонов выставки было покрыто и застроено его конструкциями, превращавшими каждый павильон в новое достижение российской науки и техники.

В общей сложности В. Г. Шухов запроектировал восемь выставочных павильонов: четыре павильона были с висячими покрытиями, столько же перекрыты сетчатыми оболочками. Эти конструкции В. Г. Шухова опередили свое время как минимум на 50 лет, например, висячая кровля элеватора в Олбани (США) появилась только в 1932 году...

Но главной достопримечательностью ярмарки стала водонапорная башня В. Г. Шухова (высотой 32 м). - конструкция красивой криволинейной формы собирается в основном из прямолинейных стержней, легко перевозимых и обрабатываемых. В течение 15 лет шуховские башни появились более чем в 30 городах России. Общепризнанно, что башни В. Г. Шухова при всей своей надежности и практичности были необыкновенно красивыми. Сам Владимир Григорьевич говорил: "Что красиво смотрится, то - прочно". Дебаркадеры Киевского (Брянского) и Казанского вокзалов в Москве, светопрозрачные перекрытия ГУМа, музея изящных искусств, Петровского пассажа, Главпочтамта, стеклянный купол Метрополя - эти висячие и арочные сетчатые пространственные покрытия Шухова положили начало целому новому направлению в строительном искусстве.

В результате исследований В. Г. Шухова и коллег (Е. К. Кнорре и К. Э. Лембке) была создана универсальная методика расчета водопроводов (фирма Бари осуществила строительство водопроводов в Тамбове, Харькове, Воронеже и других городах России).

По проектам В. Г. Шухова сооружено в нашей стране и за рубежом около 200 башен оригинальной конструкции, в том числе знаменитая Шаболовская радиобашня в Москве. Кстати, получив в 1919 году заказ от Совнаркома, Владимир Григорьевич предложил проект радиомачты высотой около 350 метров (Эйфелева башня - 305 метров, но Шуховская получалась в три раза легче), однако острая нехватка металла в разоренной стране не позволила реализовать этот проект. Построенная башня из шести гиперболоидных секций высотой 152 метра была возведена с помощью изобретенного Шуховым уникального метода "телескопического монтажа".

Пожалуй, нет ни одной области строительного дела и машиностроения, в которую Шухов не внес бы усовершенствований или новшеств. Сама российская промышленность 20-30-ых годов поднималась из разрухи во многом благодаря изобретениям и инженерным разработкам замечательного инженера. Все крупные стройки первых пятилеток связаны с именем В. Г. Шухова: Магнитка и Кузнецкстрой, Челябинский тракторный и завод "Динамо", первые магистральные трубопроводы, и многое другое. Вообще, по системе Шухова были созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения нефти, керосина, бензина, спирта, кислот и пр., насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, ботопорты, мины и т.д.

В 1928 году Владимир Григорьевич стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 - ее почетным членом, тогда же он одним из первых получил звание заслуженного деятеля науки и техники, лауреата премии имени В.И. Ленина. Неоднозначно относясь к новой власти, блестяще владея тремя иностранными языками, Шухов никуда не эмигрировал и презирал эту мысль.

Связано имя Шухова и с Удмуртией. Особенным оказался в жизни молодого инженера 1885 год. Именно тогда он встретил свою первую большую любовь - будущую "великую артистку земли русской". Ольгу Леонардовну Книппер (Чехову), дочь глазовского инженера. В то время восемнадцатилетняя Ольга дружила со своими ровесницами - Ольгой и Сашей Шуховыми.

Жизнь и деятельность Шухова так или иначе во многом оказалась связана и с судьбой Ижевского завода. Как известно, в 1870 году Людвиг и Роберт Нобели в компании со своим другом полковником артиллерийской службы Петром Александровичем Бильдерлингом взяли в аренду оружейный завод в Ижевске, обязавшись за семь лет поставить русской армии 200 тысяч ружей. Обязательства они перевыполнили, а Людвиг был награжден орденом Святой Анны 2-й степени "за заслуги, содействие и особые труды по устройству в Ижевском оружейном заводе технической части".

Именно поиски ореховой древесины для прикладов на Кавказе привели братьев в Баку и они загорелись идеей нефтяного бизнеса. Людвиг поддержал бизнес брата и привлек к работе Дмитрия Менделеева, К. И. Лисенко, А. А. Летнего и прекрасных инженеров О. К. Ленца и В. Г. Шухова. Год спустя строится первый в мире нефтепровод Балаханы - Черный город.

Участник строительства почти всех основных металлургических заводов России конца XIX - начала XX века, в 30-е гг., Владимир Григорьевич непосредственно руководил проектированием мартеновских цехов "Азовстали", Таганрогского, Верхисетского, Пермского металлургического и нашего завода Ижсталь.

Памятник Владимиру Шухову
Памятник Владимиру Шухову
Имя Шухова сейчас носит Белгородский государственный технологический университет (БГТУ), который приходится почти ровесником ИжГТУ, есть на площади вуза и памятник выдающемуся российскому инженеру.

А в мае 2008 года в гербовом зале Нижегородской ярмарки на 10-летии кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета награждались участники международного проекта "Сохранение сооружений инженера В. Г. Шухова на Нижегородской земле". В области сохранились прокатный цех с покрытием двоякой кривизны, гиперболоидная водонапорная башня металлургического завода в Выксе, а так же две гиперболоидные сетчатые башни: опора ЛЭП НИГРЭС в Дзержинске и пожарная вышка в Сормовском районе Нижнего Новгорода.

Подробнее о жизни и деятельности Шухова: shukhov.bstu.ru
Обновлено 08.08.2008 21:48
You are here:   ГлавнаяРазделы сайтаИстория наукиИстория наукиРоссийский Эдисон
| + -

Наши партнеры

Ижевский государственный технический университет Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Нанотехнологии в Удмуртской Республике Факультет  информатики Кубанского государственного аграрного университета Мир инноваций ВЫПУСКНИКИ ИМИ-ИжГТУ Джаз-оркестр ИМИ-ИжГТУ Спортлагерь ИМИ-ИжГТУ «Галево» Литературное объединение (ЛИТО) ИжГТУ «Прикосновение»