В 11 лет Володя Шухов поступил в Петербургскую гимназию, потом закончил Московское Императорское Техническое училище, где учебные программы составлялись на основе учебных и практических курсов Петербургского Института Корпуса Инженеров Путей сообщения - самого передового учебного заведения Европы.
Успехи В. Шухова оценили по достоинству преподаватели Училища: доцент по кафедре аналитической механики Н. Е. Жуковский, профессор по кафедре математики А. В. Летников, академик П. Л. Чебышев.
Способного учащегося даже освободили от защиты дипломного проекта, и в порядке поощрения командировали в составе научной делегации на годовую стажировку в Америку, на Всемирную выставку в Филадельфии, посвященную столетию независимости США. Там молодой инженер познакомился с Александром Бари, который жил в Америке и заведовал всеми "металлическими работами" выставки, за что и получил Гран-При и золотую медаль.
Вернувшись из Америки в 1877 году, В. Г. Шухов поступил на работу в чертежное бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги в Петербурге и под влиянием друга семьи хирурга Н. И. Пирогова, - вольнослушателем в Военно-медицинскую академию. От ученой карьеры инженер отказался, несмотря на настойчивые предложения и советы Н. Е. Жуковского и П. Л. Чебышева: более всего его привлекала практическая работа. За свою жизнь Шухов сделал сотни изобретений, но запатентовал только 15, написал лишь 20 научных работ, потому что работал и работал на практику.
Когда в 1880 году Бари с семьей вернулся в Россию и стал главным инженером Товарищества братьев Нобель, Шухов принял должность главного инженера скромной технической "Строительной конторы" А. В. Бари, - позже стараниями Шухова она приобрела всероссийскую известность как Стальмост.
В 1880 году В. Г. Шухов впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки, позволявшей эффективно сжигать и мазут, считавшийся прежде отходом нефтепереработки. Молодой инженер руководил строительством первого в России нефтепровода Людвига Нобеля с подогревом от буровых до перерабатывающего завода. Американские поставщики нефти и керосина этого удара не выдержали - их товар исчез с российского рынка.
В 1891 году В. Г. Шуховым разработана и запатентована промышленная установка для перегонки нефти с разложением на фракции под воздействием высоких температур и давлений; установка впервые предусматривала осуществление крекинга в жидкой фазе, "формулу Шухова" для расчета движения нефти по трубам, и сейчас используют инженеры всего мира
Одним из замечательных достижений инженера заслуженно считаются павильоны и башня Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Более четырех гектаров площади зданий и павильонов выставки было покрыто и застроено его конструкциями, превращавшими каждый павильон в новое достижение российской науки и техники.
В общей сложности В. Г. Шухов запроектировал восемь выставочных павильонов: четыре павильона были с висячими покрытиями, столько же перекрыты сетчатыми оболочками. Эти конструкции В. Г. Шухова опередили свое время как минимум на 50 лет, например, висячая кровля элеватора в Олбани (США) появилась только в 1932 году...
В результате исследований В. Г. Шухова и коллег (Е. К. Кнорре и К. Э. Лембке) была создана универсальная методика расчета водопроводов (фирма Бари осуществила строительство водопроводов в Тамбове, Харькове, Воронеже и других городах России).
Пожалуй, нет ни одной области строительного дела и машиностроения, в которую Шухов не внес бы усовершенствований или новшеств. Сама российская промышленность 20-30-ых годов поднималась из разрухи во многом благодаря изобретениям и инженерным разработкам замечательного инженера. Все крупные стройки первых пятилеток связаны с именем В. Г. Шухова: Магнитка и Кузнецкстрой, Челябинский тракторный и завод "Динамо", первые магистральные трубопроводы, и многое другое. Вообще, по системе Шухова были созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения нефти, керосина, бензина, спирта, кислот и пр., насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, ботопорты, мины и т.д.
В 1928 году Владимир Григорьевич стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 - ее почетным членом, тогда же он одним из первых получил звание заслуженного деятеля науки и техники, лауреата премии имени В.И. Ленина. Неоднозначно относясь к новой власти, блестяще владея тремя иностранными языками, Шухов никуда не эмигрировал и презирал эту мысль.
Связано имя Шухова и с Удмуртией. Особенным оказался в жизни молодого инженера 1885 год. Именно тогда он встретил свою первую большую любовь - будущую "великую артистку земли русской". Ольгу Леонардовну Книппер (Чехову), дочь глазовского инженера. В то время восемнадцатилетняя Ольга дружила со своими ровесницами - Ольгой и Сашей Шуховыми.
Именно поиски ореховой древесины для прикладов на Кавказе привели братьев в Баку и они загорелись идеей нефтяного бизнеса. Людвиг поддержал бизнес брата и привлек к работе Дмитрия Менделеева, К. И. Лисенко, А. А. Летнего и прекрасных инженеров О. К. Ленца и В. Г. Шухова. Год спустя строится первый в мире нефтепровод Балаханы - Черный город.
Участник строительства почти всех основных металлургических заводов России конца XIX - начала XX века, в 30-е гг., Владимир Григорьевич непосредственно руководил проектированием мартеновских цехов "Азовстали", Таганрогского, Верхисетского, Пермского металлургического и нашего завода Ижсталь.
А в мае 2008 года в гербовом зале Нижегородской ярмарки на 10-летии кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета награждались участники международного проекта "Сохранение сооружений инженера В. Г. Шухова на Нижегородской земле". В области сохранились прокатный цех с покрытием двоякой кривизны, гиперболоидная водонапорная башня металлургического завода в Выксе, а так же две гиперболоидные сетчатые башни: опора ЛЭП НИГРЭС в Дзержинске и пожарная вышка в Сормовском районе Нижнего Новгорода.