В 1929 году, как раз 17 сентября тоже был праздник. В этот день самый ижевский мотоцикл выехал из ворот завода. Это был "Иж-1" - трехсоткилограммовый красавец со штампованной рамой, с прогрессивной по тем временам карданной передачей.. Наиболее важную для завода 1200-кубовую машину обозначили Иж-1, вторую модифицированную модель с принудительным охлаждением двигателя и приводом колеса коляски - Иж-2, а самый первый мотоцикл с мотором Wаndеrеr - Иж-3.
Усадьба Можаровых - помещиков, владельцев мельницы, спиртовых заводов, магазинов в Петрограде и даже собственного паровоза, была в 6 км от села Саюкино под Тамбовом (ныне Рассказовский р-н). Всяческой транспортной механикой Пётр Можаров заинтересовался еще в раннем детстве, может быть, сама фамилия "подсказала" ("можара, маджара" - большая татарская или азиатская арба). Техническое образование Петр Можаров получил в Германии, и уже тогда ездил на занятия в Лейпцигский университет только на мотоциклах, регулярно меняя один на другой.
Вернувшись в Россию накануне Первой мировой войны, молодой инженер долгое время не мог найти работу на родине. Первые военные годы Петр Владимирович провел в своем поместье, занимаясь конструкторской деятельностью ради удовольствия. В числе прочего, он построил глиссер и двухместный самолет, до сих пор оставшиеся неизвестными историкам.*
Свое первое авторское свидетельство инженер-изобретатель Можаров получил, будучи главным механиком Тамбовского порохового завода - на "котельную топку для сжигания угля, состоящего из смеси крупных кусков с мелочью". А в 1922 году там же, собранием рабочих талантливый инженер был назван Героем Труда.
Накануне принятия грандиозного плана первой пятилетки, Можарова отправили на стажировку в Германию (к концу 20-х гг. там насчитывалось 118 заводов, выпускающих в год 400 тысяч мотоциклов и 240 заводов, изготавливающих мотоциклетные детали).
Страна Советов еще только готовилась к выпуску отечественного мотоцикла, и Петр Владимирович осенью 1927 года посещает несколько предприятий, в том числе и "Байроме-Моторенборн", впоследствии всем известную фирму БМВ. Кстати, там предложенные Можаровым усовершенствования мотоцикла и две разработанные им модели колясок используются до сих пор...
В 1924 году, коллектив Тамбовского завода проводил своего любимца на "Ижстальзавод", где Можаров занимался котлами и турбинами (даже рационализировал тогда заводской гудок, сам изготовил паровую сирену).
Но страстью его были именно "железные кони" - в Ижевске долго помнили, как Можаров каждый день с оглушительным треском мчался из инженерного барака N 22 на работу и обратно на единственном тогда в Ижевске немецком мотоцикле." Однако, эта особенная любовь к мотоциклам не только передалась ижевчанам, но и до 70-80 х годов была такой яркой особенностью ижевского менталитета и образа жизни, которые и не снились байкерам последующих времен...
В 1932 году при Наркомате тяжелой промышленности создается специальная комиссия по мотоциклостроению. По ее решению на базе опытных мастерских Ижстальзавода, где были собраны первые ИЖ-1 и ИЖ-2, теперь организуется Ижевский мотоциклетный завод. И уже в 1933 году здесь начинают выпускать мотоцикл ИЖ-7, доработанный и улучшенный Можаровым вариант Л-300 - некоторые экземпляры его дожили до наших дней. Потом были у Можарова и поездки за границу, и работа над отечественными мотоциклами в Ленинграде и Москве... Так отправились в долгий путь отечественные мотоциклы (остановить их надолго не смогла даже Великая Отечественная: выпуск мотоциклов в Ижевске возобновился уже в 1946 г).
Сохранилось ходатайство о награждении Петра Владимировича орденом Красного Знамени, который он так никогда и не получил. За многие годы работы талантливого инженера подписан был один-единственный наградной лист о вручении ему Почетной Грамоты и значка активиста Автодора за работу в области конструирования советских мотоциклов. Кстати, фирма-прародительница БМВ за оказанные ей услуги по консультированию в честь своего юбилея подарила Можарову именной мотоцикл ручной сборки, на рулевой колонке которого красовалась дарственная надпись, а на многих деталях - инициалы Можарова ...
В февраля 1934 г. завершилось изготовление еще одного промышленного образца, которому дали новое название: ПМЗ-А-75 и сразу направили в Кремль. Мотоцикл произвел впечатление на первых лиц государства, а конструктора премировали путевкой в санаторий ЦК ВКП(б).
В Сочи, 11 марта при загадочных обстоятельствах Пётр Владимирович скончался. Могила его на местном кладбище со временем затерялась... Сегодня только улица его имени в районе ижевской Зареки, музей " Ижмаша", да разъезжающие по дорогам мира мотоциклы с маркой "Иж" хранят память о человеке и инженере, благодаря которому наш город стал колыбелью отечественного мотоциклостроения.
Зарубежные журналы писали о нем как о Мастере гравировки непревзойденного уровня. Его работы - победители российских и международных оружейных выставок, хранятся в фондах музеев и частных коллекций по всему миру, были и остаются наградным фондом Минобороны и МВД РФ.
Трудовая биография 12- летнего ижевского мальчишки началась на заводе мотоцепей в 1942 году. В 1943 году он поступил учиться в ремесленное училище на слесаря-авторемонтника, но так сильно любил рисовать, что перешел-таки в училище в группу альфрейщиков-живописцев (настенная живопись по мокрой штукатурке). В 1950 году молодой художник-оформитель устроился работать на ижевский механический завод, а с 1956 го стал учеником знаменитого Леонарда Михайловича Васева в заводской школе ружейного мастерства.
От учителя он унаследовал и прекрасное владение техникой работы со сплавами благородных металлов, и единственный, кто использует уникальную технику "мороз", разработанную Л. М. Васевым. Говорят, стиль Белобородова очень индивидуален, его легко отличает даже неопытный зритель: стилизованный, но удивительно точно передающий натуру растительный орнамент (коллеги рассказывают, что неспроста он носил на работу рябиновые ветки, цветы и травы), легкая зернь и завитки, невероятная тщательность проработки невысокого рельефа, которая создает ощущение непринужденности и изящества; и - никакой статичности - все его птицы и звери будто бы движутся...
Говорят, однажды персидский шах - большой знаток оружия и ценитель искусства, увидев на ВДНХ (Всесоюзная выставка достижений народного хозяйства) работу Белобородова, был поражен способностью художника передать на гравюре стремительность взлета птичьей стаи, вспугнутой охотником. Шах тогда добился своего - уговорил продать ему ружье прямо с выставки...
Среди шедевров Белобородова - ружье Иж-12, которое вместе с "монреальским" ружьем Васева в 1967 г. экспонировалось на Всемирной выставке в Монреале. Ружья его работы хранятся в заводском музее, в Музее изобразительных искусств Удмуртской Республики; неоднократно экспонировались на российских и международных выставках.
В 2005 году гравер-художник ФГУП "Ижевский механический завод" Валентин Белобородов награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Рис. 1. Основные детали декоративного ансамбля ружья на примере ИЖ-26: 1 - вырез на казенном срезе ствола под крылышко; 2 - щиток коробки; 3- рычаг запирания стволов ("ключ"); 4 - кнопка предохранителя; 5 - ось шарнира; 6 - прилив; 7 - боковая плоскость коробки; 8 - крылышко; 9 - яблочко; 10 - торец боковой плоскости коробки; 11 -спусковая (предохранительная) скоба; 12-лепесток ложи; 13 - хвостовик скобы; 14 - "слезка". |
* Куракин О.В. П.В. Можаров - конструктор отечественных мотоциклов. - М., 2004.
По материалам электронных и печатных СМИ