Ей довелось, а точнее повезло, учиться в творческой школе профессора Лукьяненко. Целеустремленная студентка всецело использовала редкую возможность получить хорошие знания по специальности.
В 2004 году на VII Всероссийском конкурсе в городе Златоусте в номинации "История искусств" Эльвира представила работу "Кованый металл в архитектурном наследии Вятской губернии XIX века". Этот проект занял первое место по технологии художественной обработки материалов.
Участие в этом, ежегодно проводимом конкурсе и в дальнейшем приносило Эльвире только призовые места. (Стоит заметить, что у будущих дизайнеров специальности "Технология художественной обработки материалов" это основной конкурс). В 2005 году Эльвира снова участвовала в этом, уже VIII конкурсе (он проходил в Москве) и заняла 2-е место в номинации "Композиция и дизайн".
Затем в наградах была пауза. Но небольшая. Следующая победа уже в новой номинации - "Научно-исследовательские работы студентов" (Иркутск), где за работу "Исследование эстетических свойств материалов при лазерной обработке" она получила диплом 3-й степени.
- Кроме того, что одаренная, она очень работоспособная и при этом исключительно скромная, - рассказывает об Эльвире ее научный руководитель Михаил Михайлович Черных. Он помнит все достижения своей студентки (теперь уже аспирантки). - Смотрите, какой диапазон, какое разнообразие: она сказала свое слово и в истории, и в дизайне, и в исследовательской работе. В апреле мы еще узнаем результаты Всероссийского конкурса по естественным, техническим и гуманитарным наукам, в котором Эльвира Яппарова принимала участие.
Даже для Европы это новое направление
Сейчас аспирантка с головой ушла в свою кандидатскую, ставшую продолжением дипломной работы. Тема ее - "Разработка лазерных технологий для декоративной обработки древесины". Благо, лазерное оборудование для научных исследований в университете имеется.
Лазерные технологии - это достаточно новое в декорировании материалов, в оформлении орнаментов, изображений. Они помогают повысить эстетические свойства изделия. Уже есть такое направление, как сквозная резьба древесины. Например, лазером вырезают наличники. Но это уже в большей степени изучено. А у нашей аспирантки - гравирование. Это несколько другое направление. Надо признать, что пока еще нет научных рекомендаций о возможностях такой обработки: для каких изображений, для каких изделий (из какого рода древесины) какой режим целесообразнее выбрать.
Два-три года назад специалисты механического завода, ежегодно участвующие в международной ярмарке оружия, заметили, что немцы используют лазер для обработки изделий из древесины. Даже в Европе это направление новое. Не говоря уже о гравировании каких-то изображений. Так что это направление достаточно перспективное.
Широкие возможности лазерного гравирования
- На сегодняшний день древесина является одним из наиболее востребованных материалов при проектировании художественных изделий, поскольку сочетает в себе красоту и экологичность, - рассказывает аспирантка. - Лазерная технология позволяет имитировать на древесине резьбу, а также наносить долговечные, устойчивые к стиранию изображения. На данный момент лазерное гравирование широко применяется при изготовлении различных табличек, медалей, памятных досок, гравюр. Широкие возможности применения у лазерной технологии есть и в изготовлении сувенирной и офисной продукции. Это делает изучение данного процесса особенно актуальным, поскольку лазерная обработка позволяет получать не просто уникальные изделия, непосильные резчикам, но и выпускать такие изделия серийно.
Исследовать процесс взаимодействия лазерного луча с древесиной очень интересно. Древесина - это природный материал, обладающий неоднородной структурой. Структурные элементы, обуславливающие ее текстуру, отличаются по своим свойствам, и, как следствие, по-разному взаимодействуют с лазерным излучением. Например, при гравировании древесины на определенную глубину рельеф получается неравномерным, поскольку ранняя и поздняя древесина годичного слоя обладают разной плотностью и гравируются на разную глубину. Рельеф образуется за счет разрушения древесины лучом лазера - термоокислительной деструкции. Исследование данного процесса позволит разработать наиболее рациональные режимы обработки различных пород древесины. Сегодня эти режимы недостаточно отработаны, и, возможно, поэтому встречаются изделия, выполненные при неподходящем для данной породы режиме. Такие изделия имеют низкие эстетические свойства. Причиной тому могут быть либо низкая мощность излучения, либо слишком высокая скорость гравирования. В результате рисунок может быть нечетким или, напротив, обугленным из-за высокой мощности излучения.
Эстетическая оценка исследуемых образцов методом экспертной оценки показала, что продукты горения за пределами контура изображения существенно ухудшают эстетические показатели художественных изделий. Исследование процесса обработки и разработка практических рекомендаций по обработке позволят повысить эстетические показатели изделий, а также более рационально использовать материал.
Любая технология художественной обработки материала должна быть хорошо изучена для получения оптимального результата. Ведь важна не только концепция изделия и разработка орнамента, но также его подача, качество выполненного изделия.
... Она знает, чего хочет. А хочет она заниматься тем, что нравится. Заниматься любимым делом.
Галина Мышкина