Инноваторы "вымирают" ещё в вузах
Впрочем, стимулировать инновационное предпринимательство среди молодёжи - далеко не достаточно, дал понять присутствовавшим глава подкомитета Госдумы по технологическому развитию Илья Пономарёв. "Власть на всех уровнях, как правило, старается стимулировать предложение инноваций вместо того, чтобы стимулировать спрос на них, - заявил молодой депутат, и тут же перевёл стрелки с власти на бизнес. - Если бизнес как таковой заинтересован в новых продуктах и технологиях, инновационный сектор сам обеспечит его предложением, так он по определению очень мобилен и быстро реагирует на запросы рынка".
В очередной раз об инфраструктуре поддержки малого бизнеса на примере столицы рассказал министр правительства Москвы и глава департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев. Он отметил, что в этом году откроется ещё один бизнес-инкубатор, вдобавок к двум уже работающим - в Зеленограде и Строгино, площадью в шесть тысяч квадратных метров. "В этих инкубаторах инновационный бизнес получает помещения на льготных условиях, причём для молодёжного предпринимательства есть отдельные квоты на размещение", - подчеркнул г-н Вышегородцев. А ещё, по его словам, начал строиться отдельный "инкубатор для молодых" на улице Миклухо-Маклая в Юго-Западном округе. Однако на вопрос, на каких условиях в нём будут предоставлять льготы начинающим предпринимательским коллективам, чиновник не ответил. "Будет ясно, как построят", - заявил г-н Вышегородцев. Почему в правительстве Москвы этот вопрос не решён уже сейчас, чиновник скромно умолчал. Зато смело раскритиковал деятельность частно-государственных фондов, созданных с участием Российской венчурной компании, и горячо поддержал "наезд" прокуратуры на РВК. По словам г-на Вышегородцева, вместо инвестиций в инновационные проекты, управляющие компании этих фондов "спокойненько разместили временно свободные средства на депозитах в банках под 13-15 процентов, и живут, не думая о финансировании реального сектора экономики". Лишить их этого права - "и будут бегать, как угорелые, искать, куда инвестировать деньги", убеждён чиновник мэрии. После чего, надо полагать, сразу посыплется на молодёжные стартапы золотой дождь инвестиций...
Цена "комсомольских" научных инициатив
Затронули и проблемы молодых исследователей. Президент НАИРИТ г-жа Ускова обратила внимание на то, что в России только три процента молодых учёных обращаются за государственными научными грантами, притом что в США аналогичный показатель достигает 84 процентов. По мнению Ольги Усковой, эта цифра лишний раз подтверждает: молодые учёные не верят в честное распределение денег, и что условия для развития науки в России вообще не созданы.
У председателя совета Российского союза молодых учёных Александра Щеглова несколько иной взгляд на проблему. Он посетовал, что в регионах молодым специалистам, работающим в учреждениях науки, никто не оказывает "методическую помощь в написании заявок на государственные и негосударственные гранты" на реализацию инновационных проектов. "Во многих регионах люди боятся подавать заявки. Одни не знают, как её написать, другие думают, что ничего из этого не получится, третьи - что не справятся. И вот вам реальный стопор инновационного развития", - с грустью отметил г-н Щеглов. (Почему Российский союз молодых учёных не может оказать методическую поддержку своими силами, его председатель почему-то не уточнил.)
Кроме того, по его словам, "беспомощной" молодёжи в науке непременно "необходимы инновационные менеджеры, к которым начинающий карьеру инженер или учёный может обратиться за консультацией, куда направить свою разработку, где искать инвестиции".
Выступившая из зала председатель Совета молодых учёных Института общей генетики РАН Вера Мысина фактически подтвердила слова Александра Щеглова. "Сейчас у меня с собой есть проект лекарства для борьбы с раковыми опухолями. По этому проекту молодыми учёными института уже ведутся эксперименты в лабораториях. Но его никто не поддерживает", - возмутилась г-жа Мысина. Молодой учёной ответил руководитель Экспертного клуба Минпромторга Георгий Афанасьев: "Встречается достаточно много "комсомольских заявок", которые не опираются на знание проблемы. Да, у вас есть лекарство от рака. Но есть ли понимание масштаба того, сколько стоит разработать и выпустить в продажу это лекарство, и сколько времени займёт реализация этого проекта? Как известно, создать и довести до аптеки препарат стоит порядка пятисот миллионов долларов. Может быть, вам стоит учитывать эти параметры, обращаясь к инвесторам?".
И как забыть про кризис?..
В программе круглого стола тема кризиса не была заявлена, но как же о нём забыть? Исходя, видимо, из того предположения, что он вносит некие коррективы в проблемы молодёжного инновационного сектора, решить конкретно их, по мнению г-жи Усковой, поможет создание на базе НАИРИТ молодёжного же "антикризисного комитета". Комитет должен разработать и "продвинуть в правительство" программу "конкретных предложений" о том, как помогать в условиях кризиса молодым учёным и инновационным предпринимателям. "Мы хотим выделить наиболее активную часть молодых людей и оплатить их работу как экспертов. Найдём для этого финансирование. Часть средств уже есть в НАИРИТ, за недостающими обратимся в правительство. Причём мы настаиваем на том, что возрастной ценз для участия в работе комитета должен составлять от 14 до 30 лет", - разъяснила предложение ассоциации её президент, чем немало удивила собравшихся.
С резким возражением относительно ценза экспертов выступил Александр Щеглов. "У меня есть предположение, что дети 14 лет не совсем знают, что такое кризис, как он происходит, и какова его природа. Уж тем более они не смогут предложить антикризисные решения. Поэтому возраст стоит поднять", - заявил г-н Щеглов. Предпочтительную высоту нижней возрастной планки "главный молодой учёный" не уточнил, но отметил, что "настоящие инноваторы" появляются только среди выпускников вузов и учащихся аспирантуры. А со школьниками и студентами государству "заигрывать на тему инноваций" не стоит. И уж совсем не стоит включать в антикризисный комитет девятиклассников. На это Ольга Ускова парировала так: "Главная функция антикризисного комитета - дать "незамыленный", свежий взгляд на ситуацию. А экспертных структур и комиссий, состоящих из чиновников (как правило, немолодых), уже достаточно, и будет ещё очень много".
С предложением о создании молодёжного антикризисного комитета Ольга Ускова намерена обратиться к премьер-министру Владимиру Путину. Видимо, вопрос о нижней планке возрастного ценза "незамылившихся" экспертов будет окончательно решён уже в правительстве.