Спортсмен с мировым именем представил публике свою мечту на тему велосипедной эволюции. За внешней простотой у этой мечты скрывается куча привлекательных идей и высокотехнологичных элементов. По мнению автора байка, именно на таких аппаратах будут ездить обычные велосипедисты через пару десятков лет.
Британский велогонщик Крис Бордмен (Chris Boardman) совместно со специалистами ресурса SkySports разработал проект повседневного велосипеда будущего. У него нет какого-то особенного имени: просто "Everyday Bike of the Future".
А видится "фьюче" Крису таким: сверхлёгкая рама из углеволокна, большие колёса без спиц и ступиц, спрятанный внутри рамы вал, приводящий заднее колесо, ассистирующий электромотор, аккумуляторы, подзаряжающиеся от солнечного света, многофункциональный бортовой компьютер и ещё ряд любопытных деталей, о которых мы скажем ниже.
Ныне Крису 40, и он практически покинул профессиональный велоспорт (хотя иногда выступает в отдельных гонках). Зато Бордмен много времени уделяет сотрудничеству с промышленными компаниями и даже создал собственные бренды Boardman Bikes и Boardman Elite. Под первым он серийно выпускает и продаёт "народные" велосипеды различного типа и аксессуары к ним, под вторым - ведёт передовые исследования и изготавливает штучные изделия для профи велоспорта. Эргономика, оптимизация узлов велосипеда - в этих областях Бордмен считается экспертом мирового уровня.
Вернёмся же к новому аппарату. Его бесполезно будет красть. "Bike of the Future" останется неподвижным куском пластика, пока владелец не приложит свой палец к бортовому компьютеру. Сканер отпечатков уже куда только не ставили, но на велосипедах эта технология ещё вроде бы не встречалась.
Съёмный компьютер с контактным экраном, который британский спортсмен расположил на верхней части рамы, будет показывать седоку не только скорость или пройденное расстояние, но и частоту сердечных сокращений, и сожжённые калории, и давление в шинах, и температуру окружающего воздуха. Ещё там же будут отображаться показания спутниковой навигационной системы. Ну и заставить такой комп проигрывать заодно музыку - труда не составит.
Шины велосипеда будущего будут содержать капсулы с жидкостью, затягивающей проколы, а ещё - они сами смогут подкачиваться на ходу за счёт встроенных в покрышки микроскопических компрессоров. Электромотор, расположенный внутри педального узла, поможет велосипедисту на трудных участках, а его небольшие и лёгкие батареи смогут подзаряжаться от солнца и домашней розетки. Высота седла "Bike of the Future" будет регулироваться одним нажатием кнопки. А светодиодные огни на нём - зажигаться автоматически с наступлением темноты.
В этом наборе привлекательных особенностей нет ничего фантастического. Разве что некоторые сомнения вызывает способность велосипеда заряжаться от света. Помнится, создателю первого в мире велосипеда, способного двигаться исключительно за счёт одной энергии солнечных лучей, пришлось покрыть фотоэлектрическими панелями полностью сплошные колёса (смирившись с их огромной парусностью). Может, авторам "Bike of the Future" стоит подумать о дополнительной гибкой солнечной панели, которую можно возить в рюкзаке, а раскладывать на стоянке?
В остальном проект вопросов не вызывает. По частям всё уже придумано до Бордмена. Велосипеды со вспомогательным электромотором? Выбирайте на вкус: двухколёсный друг с самой быстрой зарядкой, с рамой из углеродного композита и складной или велик с удвоенной помощью.
Кстати, японский аппарат с батареей, электромоторчиком и (что важно) рамой из углеволокна стоит примерно $6,7 тысячи, что даёт представление, в какую сумму может вылиться реализация идеи Бордмена, - прибавьте сюда колёса без спиц, фотоэлектрическое покрытие велосипеда, автоматическое седло, шины с автонакачкой и универсальный борткомпьютер в стиле iPod.
О высокой "цене мечты" говорит и сам Крис. По его словам, такой велосипед не будет экономически конкурентоспособен в течение 20 лет - слишком космическим окажется ценник на "космические" технологии. Но при этом нет никаких технических препятствий, чтобы такой аппарат появился хоть завтра.
"Его можно построить, было бы желание, - говорит Крис. - Все эти технологии уже существуют, но просто никто ещё не сводил их все вместе в одном изделии". Том Богданович (Tom Bogdanowicz), менеджер лондонской организации велосипедистов (London Cycling Campaign), крупнейшего объединения такого рода в мире, добавляет: "Идеи, включённые в этот проект, несомненно, это то, что велосипедисты хотят видеть, но они (идеи) должны быть доступными".
Вот с доступностью пока проблема. Хотя все элементы "Bike of the Future" по отдельности есть. Помимо прочего шины, не боящиеся проколов, давно освоены в автомобильной промышленности. И даже шины самонакачивающиеся, то есть не требующие ни внешних насосов, ни подачи сжатого воздуха от компрессора, стоящего на борту авто, - уже изобретены. Колёса без ступиц и привод со скрытым внутри рамы валом - это тоже давно реальность. Про навигатор или сканер отпечатка и говорить нечего. И велосипеды с углеволоконными рамами продаются.
Просто пока это игрушки не для всех. Но разве нельзя помечтать? "Мне доставило огромное удовольствие работать вместе со SkySports над этим проектом и видеть, как мои мысли претворяются в жизнь в этом изображении", - подвёл итог Крис.