Всегда актуальные инновации
- Идею работать над этой темой мне подала мой научный руководитель Ольга Михайловна Перминова, когда я еще училась в магистратуре, - рассказывает девушка. - Сейчас очень актуально все, что связано с инновациями и оборонно-промышленным комплексом, существует несколько целевых программ по развитию и поддержке ОПК. К тому же у нас в ИжГТУ уже второй год проходит Всероссийское совещание по проблемам подготовки кадров для оборонного комплекса, и материалы этих совещаний я использую в своей работе. Суть моего исследования - разработка модели формирования инновационного потенциала, связанная с персоналом, с подготовкой кадров. И это управление нужно начинать с того момента, когда эти кадры еще учатся. Есть несколько распространенных моделей подхода к этому процессу. Например, человек приходит на предприятие и оно начинает готовить его, "затачивая" под свою специфику. Или, напротив, предприятие берет уже готового специалиста из вуза. Есть и совмещенный вариант - целевая подготовка: человек еще учится и не работает на предприятии, но оно уже начинает готовить его для себя. Мы рассматриваем основные модели, благодаря которым формируется инновационный потенциал.
- И все же, Галина, какие проблемы поднимаются в вашей работе? Прозвучат ли ответы на вопросы, почему этот инновационный потенциал недостаточно хорошо формируется либо плохо используется в производственной сфере?
- Конечно, этим проблемам уделяется много места. Есть внутренние и внешние обстоятельства, благодаря которым складывается такая ситуация. Из внешних - это недостаточная поддержка со стороны государства, хотя сейчас уже разрабатываются определенные меры, есть стратегия по поддержке научных кадров ОПК, где предусматривается и выплата стипендий, и поддержка молодых семей, работающих в этой отрасли. У нас же, в связи с тем, что в ОПК был упадок после распада СССР, внутренняя мотивационная составляющая работников оборонного комплекса не совсем сформирована. Сами знаете, в каком состоянии сейчас находятся "Ижмаш", "Купол", Воткинский машиностроительный завод... В рамках исследования мы планируем собрать данные прежде всего о предприятиях Удмуртской Республики, провести определенный мониторинг состояния оборонной отрасли нашей республики. И хотелось бы, чтобы наши модели и разработки затем изучили и использовали на предприятиях. Мы просчитаем эффективность той или модели, чтобы предприятия выбрали траекторию, по которой они могли бы готовить и развивать свой инновационный потенциал. Пока эта работа ведется несколько беспорядочно, тогда как формировать кадровый и инновационный потенциал нужно целенаправленно. Такой системный подход влияет и на общеэкономическое состояние нашей республики и региона, на их инвестиционную привлекательность.
- Есть ли какие-то положительные примеры других государств?
- Зарубежный опыт я уже рассматривала в магистерской диссертации - например, как это происходит в США. Там создают учебные центры, где крупнейшие технические вузы и промышленные предприятия совместно готовят специалистов. И специалисты предприятий непосредственно участвуют в разработке учебных планов и учебном процессе, преподают студентам. У нас же такое, к сожалению, пока редкость - гораздо больше теоретиков, нежели преподавателей-практиков. И нет такого тесного взаимодействия предприятий и вузов. Но учебные центры уже существуют - в частности, в ИжГТУ создан такой центр, и здесь есть определенная преемственность - наш Институт непрерывного профессионального образования начинает готовить технические кадры, уже начиная со школы. Так что мы стремимся к положительным сдвигам.
Магистратура - не для лентяев
- И все же - почему вас заинтересовала наука? Хотя сегодня уже и сделаны определенные шаги, чтобы она стала привлекательной для молодежи, но процесс этот довольно медленный...
- Просто так повелось, что я хорошо училась. А наука часто соседствует с хорошей учебой. И мой преподаватель Наталья Николаевна Пушина, можно сказать, подвигла к этому. В 2005 году нас отправили на научную конференцию в Томск, где я познакомилась с интересными ребятами. У всех были разнообразные темы докладов и научных работ, объединенные своей актуальностью. Когда я приехала из Томска, меня с двумя другими девушками сразу же послали на Всероссийскую олимпиаду по экономике предприятия в Уфу, где мы заняли пятое место. Вы знаете - большие глаза от восторга, большой интерес!.. Через год мы вновь поехали в Уфу, где уже заняли второе место. И все это плавно перетекло в магистратуру, куда мне предложили пойти. А уже на первом курсе магистратуры я познакомилась с Ольгой Михайловной Перминовой, которая, в свою очередь, нацелила меня уже на аспирантуру.
- Когда в ИжГТУ появилась "массовая" магистратура, далеко не все восприняли ее положительно - было непонятно, кто же такой будущий магистр. А лично у вас не было сожаления о своем выборе? Вы могли бы выбрать специалитет и пойти в аспирантуру, не теряя лишний год.
- Конечно, я не жалею, и считаю, что все сложилось удачно. Знаю, что есть негативные отзывы среди тех, кто учится на технических специальностях. Многим не нравится, что значительная часть времени отводится самостоятельному обучению. У нас, например, было не больше пяти пар в неделю - а это очень мало. Но при этом требовали достаточно строго: и госэкзамены, и диплом были полноценными. Не хочу никого обидеть, но, может быть, лентяям это не нравится? Возможно, кто-то не умеет самостоятельно работать с литературой - этому тоже надо учиться.
- Что лично вам дала магистратура?
- Во-первых, научила большей самостоятельности, ответственности. Во-вторых, пробудила интерес к науке и исследованиям. В магистратуре исследованиям отдается очень много времени - целый семестр. К тому же мы ездили на стажировку в Словакию, что тоже было интересно и важно. Если бы я училась на специалитете, этого бы не произошло. Там все гораздо жестче и сжатее - всего один год, тогда как в магистратуре - два.
Потанцуем?..
- Чем же человек, занятый и написанием диссертации, и параллельно - работой, живет в свободное время?
- Танцами! Я с 11-го класса занимаюсь в студии "Фанки-джаз" - танцую хип-хоп, модерн, самые разные современные танцы. Кстати, мы не раз защищали честь ИжГТУ и на Студенческой весне, и на "Универданс", занимали призовые места. Сейчас готовимся к Всероссийской танцевальной олимпиаде, которая пройдет в Москве в мае этого года. И уже знаем, какой танец там представим - мы станцевали его на "междусобойчике", который мы устраиваем в студии перед Новым годом для родителей, друзей и показываем, чего мы достигли за год. Правда, надо мной в студии слегка посмеиваются, когда я говорю, что учусь в аспирантуре - в нашем коллективе я единственная, кто и работает, и наукой занимается. Да еще и танцует!..