Помимо военного и юридического Андрей Коломиец имеет ещё и инженерное образование, которое помогает ему ориентироваться в мире технических новинок. Перерыв гигабайты информации с зарубежных сайтов, он выяснил, что в США и некоторых странах Западной Европы приборы для осмотра сверху уже используются: спецслужбы, полиция, космические агентства, авиакомпании, медицинские учреждения и многие другие государственные и коммерческие структуры применяют установки, позволяющие делать фото- и видеосъёмку с воздуха. Правда, возможности этих аппаратов пока невелики, поэтому минимальная цена в 15 000 долларов кажется несколько завышенной. Оправдывает эту стоимость только то, что рынок таких машин в мире пока не развит. В России же это "лётное поле" и вовсе свободно.
Помощь китайцев
Первое, что сделал Андрей Коломиец для реализации своей инновационной авантюры, - это купил немецкое оборудование для выпускающегося в Германии аналогичного устройства и убедился, что оно дорогое и имеет множество недостатков. Почему бы не взять за основу ту же схему и не сделать более совершенную и доступную по цене машину? - подумал он и приступил к созданию отечественного инновационного продукта. Оказалось, что закупить все необходимые детали для мультикоптера в России невозможно: у нас не производят даже "копеечные" бесколлекторные двигатели, не говоря уже о суперсложных элементах машины. Взять хотя бы печатную плату. Если заказывать её на отечественном предприятии, то придётся самому искать радионачинку и платить дополнительные деньги за монтаж деталей; китайцы же сделают оснащённую всем необходимым плату по цене российской пустой. Антибренд "китайское качество", как убедился изобретатель, постепенно становится архаизмом.
"Меня поразило отношение китайцев к моему маленькому заказу, - рассказывает Андрей. - В печатной плате есть несколько очень дорогих деталей, которые трудно встретить даже за рубежом. Они нашли их, смонтировали, но оказалось, что некоторые плохо работают. Я изложил им свои претензии в электронном письме и тут же получил ответ: мы поняли свои ошибки, теперь под рентгеном проконтролируем каждое соединение по вашим платам, напишите, какие ещё есть возможности их протестировать. Я написал. Под мои 10-15 плат они изготовили специальный стенд, в котором зажимается изделие для снятия с него характеристик, и таким образом проверяется его функциональность. То есть они изо всех сил стараются работать хорошо и делают всё возможное, чтобы клиент остался доволен. В России я даже близко не встречал такого отношения".
Другую базовую часть аппарата - программное обеспечение - пришлось позаимствовать у немцев. Андрей его немного модифицировал, но, как считает он сам, для расширения функциональности изделия - чтобы его можно было выпускать серийно для самых разных нужд, - электронную начинку нужно ещё дорабатывать. Специалист, которому можно было бы доверить это дело, пока не нашёлся. "Это должен быть программист со знаниями в области микроконтроллеров, очень увлечённый человек, работающий от души и не только ради денег, - поясняет изобретатель. - Такого у меня пока нет. Я бы мог оплачивать работу просто хорошего программиста, но боюсь, это приведёт к тому, что он будет просто тянуть время и соответственно деньги с меня. Мне нужен тот, кому это действительно интересно".
Над Москвой-рекой
Конструкция мультикоптера состоит из нескольких плат, рамы, подвесной камеры и бесколлекторных двигателей. Детали смонтированы так, чтобы обеспечить стабильность полёта и неподвижное положение камеры во время движения машины. Аппарат может летать по заданным точкам и возвращаться к месту старта из любого положения, держать позицию по сигналам GPS и зависать на определённой высоте до тех пор, пока работает батарея. Если запастись двумя-тремя батареями и постоянно их подзаряжать, то изделие будет работать фактически бесперебойно. Весит мультикоптер порядка 2 килограммов и способен поднимать груз весом до 1 килограмма (для сравнения: грузоподъёмность аналогичного американского аппарата - 500 грамм). При желании можно собрать и складывающуюся версию, которая легко помещается в багажник автомобиля.
Управляется мультикоптер при помощи пульта. Теоретические пределы дальности радиосвязи пока точно не определены, практически же они ограничиваются визуальной досягаемостью машины, иначе сложно будет задавать нужное направление движению. При наличии GPS, конечно, можно особо и не следить за аппаратом, он самостоятельно полетит в заданную точку кратчайшим маршрутом, но тут возникает опасность его столкновения с препятствием. Впрочем, гонять мультикоптер очень далеко пока не приходилось. Главные испытания проходили в ситуациях, максимально приближенных к тем, для которых он, собственно, и создавался. Например, был запечатлён на фото- и видеокамеру сверху памятник Петру I, для чего аппарат взлетал над Москвой-рекой. Эксклюзивные кадры вышли...
Чиновники против?
Андрей Коломиец собрал уже несколько модификаций аппаратов, и всё - на собственные средства. Себестоимость их относительно невелика из-за использования китайских деталей - от 1000 до 2000 долларов в зависимости от функциональности. О патентах изобретатель не думает, уверяя, что патентовать в устройстве нечего, разве что модифицированное ПО, но и оно ещё требует доработки. Тем не менее, по мнению Андрея, производство мультикоптеров в России открывать можно и нужно, исходя при этом из реальных человеческих потребностей.
"Я слышал, что Москва собирается закупать подобные немецкие машины стоимостью от 15 000 евро каждая, но сомневаюсь, что из этого выйдет что-нибудь полезное. Это будет либо глупая трата денег, либо покупка игрушек для детей московских чиновников, - прямо говорит Коломиец. - Моя же цель - открыть не просто фирму по производству мультикоптеров, что я могу сделать уже сейчас, а организовать инновационное производство, продукция которого была бы полезна в разных областях. Интерес к этой разработке есть: мне заказывал экземпляр машины учёный, занимающийся исследованием кратеров, риэлторы, желающие продемонстрировать клиентам виды домов с разных сторон вместе с прилегающей местностью. Я уже продал несколько экземпляров и при желании мог бы успешно развивать это дело, полностью забросив адвокатскую практику. Но я вижу, что возможности прибора шире: гораздо больше, чем риэлторы, учёные и кинорежиссёры, в нём нуждаются правоохранительные органы, спецслужбы и некоторые другие государственные структуры. С ними сотрудничать сложнее. Если я начну продвигать им аппарат, то мне придётся лоббировать его включение в строку бюджета и заниматься вещами, которые никак не связаны с конструированием и улучшением разработки. Я даже не прошу инвестиций, буду вкладывать в это дело собственные деньги, однако для открытия крупного серийного производства мне нужны гарантии надёжного человека, что это дело не пропадёт и не будет личным обогащением какого-то чиновника. При самом благоприятном развитии событий своё будущее я вижу в том, чтобы участвовать в управлении производством и заниматься постоянным улучшением мультикоптера в соответствии с меняющимися запросами рынка".
Помимо чиновников, которые, по мнению Андрея, наверняка начнут препятствовать началу использования мультикоптера при разборе ДТП и прочих ситуаций, в которых необходимо вмешательство государственных ведомств, большой проблемой является дефицит специалистов, увлечённых инновационной идеей. Профессионалы нужны для того, чтобы улучшать конструкцию прибора и с научной строгостью подходить к его испытаниям в разных ситуациях, с чем маленькая "доморощенная" команда, конечно, справится, но не так быстро и качественно. Ещё один серьёзный барьер - таможня. Как замечает Коломиец, "оформление цистерн с топливом, которые гонит на Запад "Роснефть" или "Лукойл", проходит быстро, а вот когда простой энтузиаст хочет ввести 100 маленьких пластиковых пропеллеров, поскольку в родной стране такие не выпускают, это становится неразрешимой проблемой".
Пока энтузиазм Андрея Коломийца поддерживает только его жена и несколько товарищей, так же как и он, увлечённых созданием полезных управляемых летательных аппаратов. Сейчас наступил именно такой момент, когда разработку нужно выпускать в "большой полёт", иначе этот сегмент российского рынка займут иностранные компании. Американская фирма, выпускающая аналогичные приборы, уже заявила о скором открытии филиала в России, правда, минимальная цена предлагаемого ей готового продукта, по словам Андрея, равна 900 000 рублей. Столь дорогой для российского потребителя аппарат вряд ли в скором времени станет массовым, а значит, за неимением собственного производства, широкое использование очередной технической новинки в России отложится на много лет.